![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Учреждение образованияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Учреждение образования Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе БГПУ ___________________ В.В. Шлыков
_________________2013г. (дата утверждения)
Регистрационный № УД-_______/р.
ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-03 03 07 Тифлопедагогика
Факультет специального образования Кафедра тифлопедагогики Курсы I-II Семестры II-III Лекции 40 Экзамен III Практические (семинарские) Занятия 36 Зачёт Лабораторные занятия 8 Курсовая работа Аудиторных часов по учебной дисциплине 84 Всего часов по Форма получения учебной дисциплине 176 высшего образования дневная, заочная
Составили: Т.И. Гаврилко, кандидат психологических наук, доцент Г.А. Перуанский, преподаватель
2013 г. Учебная программа составлена на основе типовой программы «Тифлопсихология» дата утверждения ________, регистрационный № _________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой тифлопедагогики 20.11.2013 г. Пр. № 4
Заведующий кафедрой
________________ О.В. Даливеля
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета специального образования 27.11. 2013 г. Пр. № 4.
Председатель _____________С.Е. Гайдукевич
Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует
Методист УМУ БГПУ А.В. Виноградова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Тифлопсихология» является предметной областью цикла специальных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности: 1-03 03 07 Тифлопедагогика. Современная тифлопсихология представляет собой отрасль специальной психологии с собственным предметным содержанием, касающимся изучения процессов возрастного психического развития лиц с нарушениями зрения. Овладение программным содержанием по дисциплине «Тифлопсихология» создаст необходимые предпосылки для сознательного освоения студентами теории воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения разных возрастных групп, а также глубокого освоения методик преподавания образовательных областей дошкольного образования и школьных предметов. Учебная дисциплина «Тифлопсихология» является также основой для успешного освоения учебной дисциплины «Основы методики коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения» и обеспечивает формирование необходимых профессиональных компетенций будущим учителям-дефектологам (тифлопедагогам). Цель изучения дисциплины – формирование знаний об особенностях психики при нарушениях зрения и их проявлениях в различных видах деятельности незрячих и слабовидящих воспитанников и обучающихся. Учебная дисциплина направлена на решение следующих задач: формировать знания о присущих незрячим и слабовидящим закономерностях психики, а также обеспечить понимание соотношения закономерностей развития общих для всех детей, особенностей их проявления в целом при отклоняющемся развитии и в том варианте дефицитарного дизонтогенеза, который обусловлен нарушениями зрения; формировать умения прогнозировать особенности развития и проявления психики в зависимости от характера, степени тяжести и времени возникновения нарушений зрения с целью профилактики и коррекции вторичных отклоненийразвития; развивать потребность и умение использовать тифлопсихологические знания для теоретического обоснования педагогических воздействий; формировать умения научно-исследовательской работы, направленной на изучение соотношения возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, различно проявляющихся и различно влияющих на развитие как отдельных психических функций, так и личности в целом. Для успешной педагогической работы, студенты должны: знать: психологическую характеристику ребенка с нарушениями зрения; особенности компенсаторного развития при слепоте и слабовидении; физиологические основы и психологические проявления компенсации при слепоте и слабовидении; психофизические особенности личности ребенка с нарушениями зрения, возможности ее развития; групповые различия в деятельности и поведении ребенка, обусловленные характером и степенью тяжести зрительных нарушений; уметь: осуществлять подбор методов и методик психолого-педагогического изучения детей нарушениями зрения; определять условия и критерии социально-психологической адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения; выявлять и прогнозировать особенности психического развития ребенка с нарушениями зрения; осуществлять психологическое наблюдение за ребенком с нарушениями зрения; определять направления коррекционно-педагогической работы при нарушениях зрения. владеть: приемами общения с детьми и взрослыми с нарушениями зрения, а также их близким окружением; методиками психолого-педагогического изучения детей с нарушениями зрения; приемами составления психолого-педагогической характеристики ребенка с нарушениями зрения; основными приемами оказания консультативной помощи педагогам общеобразовательных учреждений и родителям детей с нарушениями зрения; приемами нормализации межличностных отношений в смешанных коллективах. Согласно типовому учебному плану учебная дисциплина рассчитана на 174 часа максимально. Учебная дисциплина изучается в II-III семестрах на дневном отделении, в VI семестре на заочном отделении. На дневном отделении программа рассчитана на 84 часа аудиторных занятий; из них 40 часов отводится на лекционный курс, 36 часов - на семинарские занятия, 8 часов - на лабораторные занятия. Учебная дисциплина завершается экзаменом. На заочном отделении программа рассчитана на 22 аудиторных часа; из них 16 часов отводится на лекционный курс, 4 часа – на семинарские занятия, 2 часа – на лабораторные занятия. Учебная дисциплина завершается экзаменом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии
|