Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Учреждение образования






Учреждение образования

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГПУ

___________________ В.В. Шлыков

 

_________________2013г.

(дата утверждения)

 

Регистрационный № УД-_______/р.

 

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности:

1-03 03 07 Тифлопедагогика

 

Факультет специального образования

Кафедра тифлопедагогики

Курсы I-II

Семестры II-III

Лекции 40 Экзамен III

Практические (семинарские)

Занятия 36 Зачёт

Лабораторные занятия 8 Курсовая работа

Аудиторных часов по

учебной дисциплине 84

Всего часов по Форма получения

учебной дисциплине 176 высшего образования дневная, заочная

 

 

Составили: Т.И. Гаврилко, кандидат психологических наук, доцент

Г.А. Перуанский, преподаватель

 

2013 г.


Учебная программа составлена на основе типовой программы «Тифлопсихология» дата утверждения ________, регистрационный № _________

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой тифлопедагогики

20.11.2013 г. Пр. № 4

 

Заведующий кафедрой

 

________________ О.В. Даливеля

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета специального образования

27.11. 2013 г. Пр. № 4.

 

Председатель

_____________С.Е. Гайдукевич

 

Оформление учебной программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

 

Методист УМУ БГПУ А.В. Виноградова

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Тифлопсихология» является предметной областью цикла специальных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности: 1-03 03 07 Тифлопедагогика.

Современная тифлопсихология представляет собой отрасль специальной психологии с собственным предметным содержанием, касающимся изучения процессов возрастного психического развития лиц с нарушениями зрения. Овладение программным содержанием по дисциплине «Тифлопсихология» создаст необходимые предпосылки для сознательного освоения студентами теории воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения разных возрастных групп, а также глубокого освоения методик преподавания образовательных областей дошкольного образования и школьных предметов. Учебная дисциплина «Тифлопсихология» является также основой для успешного освоения учебной дисциплины «Основы методики коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения» и обеспечивает формирование необходимых профессиональных компетенций будущим учителям-дефектологам (тифлопедагогам).

Цель изучения дисциплины – формирование знаний об особенностях психики при нарушениях зрения и их проявлениях в различных видах деятельности незрячих и слабовидящих воспитанников и обучающихся.

Учебная дисциплина направлена на решение следующих задач:

­ формировать знания о присущих незрячим и слабовидящим закономерностях психики, а также обеспечить понимание соотношения закономерностей развития общих для всех детей, особенностей их проявления в целом при отклоняющемся развитии и в том варианте дефицитарного дизонтогенеза, который обусловлен нарушениями зрения;

­ формировать умения прогнозировать особенности развития и проявления психики в зависимости от характера, степени тяжести и времени возникновения нарушений зрения с целью профилактики и коррекции вторичных отклоненийразвития;

­ развивать потребность и умение использовать тифлопсихологические знания для теоретического обоснования педагогических воздействий;

­ формировать умения научно-исследовательской работы, направленной на изучение соотношения возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, различно проявляющихся и различно влияющих на развитие как отдельных психических функций, так и личности в целом.

Для успешной педагогической работы, студенты должны:

знать:

­ психологическую характеристику ребенка с нарушениями зрения;

­ особенности компенсаторного развития при слепоте и слабовидении;

­ физиологические основы и психологические проявления компенсации при слепоте и слабовидении;

­ психофизические особенности личности ребенка с нарушениями зрения, возможности ее развития;

­ групповые различия в деятельности и поведении ребенка, обусловленные характером и степенью тяжести зрительных нарушений;

уметь:

­ осуществлять подбор методов и методик психолого-педагогического изучения детей нарушениями зрения;

­ определять условия и критерии социально-психологической адаптации детей и взрослых с нарушениями зрения;

­ выявлять и прогнозировать особенности психического развития ребенка с нарушениями зрения;

­ осуществлять психологическое наблюдение за ребенком с нарушениями зрения;

­ определять направления коррекционно-педагогической работы при нарушениях зрения.

владеть:

­ приемами общения с детьми и взрослыми с нарушениями зрения, а также их близким окружением;

­ методиками психолого-педагогического изучения детей с нарушениями зрения;

­ приемами составления психолого-педагогической характеристики ребенка с нарушениями зрения;

­ основными приемами оказания консультативной помощи педагогам общеобразовательных учреждений и родителям детей с нарушениями зрения;

­ приемами нормализации межличностных отношений в смешанных коллективах.

Согласно типовому учебному плану учебная дисциплина рассчитана на 174 часа максимально.

Учебная дисциплина изучается в II-III семестрах на дневном отделении, в VI семестре на заочном отделении. На дневном отделении программа рассчитана на 84 часа аудиторных занятий; из них 40 часов отводится на лекционный курс, 36 часов - на семинарские занятия, 8 часов - на лабораторные занятия. Учебная дисциплина завершается экзаменом. На заочном отделении программа рассчитана на 22 аудиторных часа; из них 16 часов отводится на лекционный курс, 4 часа – на семинарские занятия, 2 часа – на лабораторные занятия. Учебная дисциплина завершается экзаменом.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал