![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ермолович, З.Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации: учеб.-метод. пособие / З.Г. Ермолович. – Мн.: БГПУ, 2004. – 107 с. 2. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / А.Г. Литвак.– СПб. 2006. – 336 с. 3. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология): учеб. пособие / Л.И. Солнцева. – М.: Классик Стиль, 2006. – 256 с. 4. Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с. 5. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С.Слепович [и др.]; под ред. Е.С.Слепович, А.М.Полякова. – Мн: Выш.шк., 2012. – 512 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 6. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. 7. Сорокин, В.М., Кокоренко, В.Л. Практикум по специальной психологии: учебно-метод. пособие / В.М.Сорокин, В.Л. Кокоренко. – СПб.: «Речь». 2003. – 122 с. 8. Сорокин, В.М. Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин.– СПб.: «Речь». 2003. – 216 с. 9. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии / А.Г. Литвак, В.М.Сорокин, Т.П. Головина – М., 1989. – 38 с. 10. Земцова, М.Л. Обучение слепых и слабовидящих детей / М.Л. Земцова. – М.: «ВОС». 1978. – 32 с. 11. Солнцева, Л.И., Хорош, С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста/ Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М.: «ВОС». 2--3. – 67 с.
Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине «Тифлопсихология» 1. Предмет тифлопсихологии. Современная классификация лиц нарушениями зрения (по остроте зрения и состоянию поля зрения). 2. Задачи тифлопсихологии на современном этапе ее развития. Связь тифлопсихологии с другими науками. 3. Методологические основы тифлопсихологии. 4. Методы тифлопсихологических исследований. 5. Роль зрения в процессе чувственного познания. 6. Понятие о дефекте и его структуре в тифлопсихологии. 7. Понятие о дефекте и его компенсации в тифлопсихологии. Биологизаторские и социологизаторские теории компенсации. 8. Принципы и физиологические основы компенсации (согласно учению И.П.Павлова о ВНД). 9. Принципы компенсации дефекта зрения, согласно учению П.К.Анохина. 10. Компенсация как сложный синтез биологических и социальных факторов. Социальные основы компенсации. 11. Биологические основы компенсации зрительного дефекта. 12. Соотношение компенсации и коррекции при глубоких нарушениях зрения (по работе А.Г.Литвака «Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих»). 13. Уровни компенсации дефекта зрения. 14. Особенности ВНД слепых и слабовидящих. 15. Проблема отражения при дефекте зрения: соотношение образа и оригинала при сужении сенсорной сферы из-за слепоты или слабовидения. 16. Сенсорная организация человека при слепоте и слабовидении. 17. Ведущие зрительные функции (острота зрения, поле зрения). 18. Цветовое зрение частичнозрячих и слабовидящих. 19. Слуховые ощущения и восприятие при слепоте и слабовидении. 20. Вибрационные ощущения слепых. 21. Тактильные ощущения слепых и слабовидящих. 22. Феномен «кожного зрения» и его проявление в условиях визуальной депривации. 23. Кинестетические и статические ощущения слепых. 24. Восприятие, его виды, свойства и физиологические механизмы у лиц со слепотой и слабовидением. 25. Зависимость типа восприятия от степени тяжести нарушения зрения. 26. Особенности зрительного восприятия частичнозрячих и слабовидящих. 27. Роль осязания в деятельности слепых, условия его развития и сохранения. 28. Сравнительная характеристика осязания и зрения. 29. Способы и формы осязательного восприятия. 30. Представление, его виды и особенности при различной степени нарушения зрения. Зрительные представления ослепших. 31. Особенности динамики формирования представлений. 32. Роль памяти при слепоте и слабовидении. Взгляды тифлопсихологов различных школ на особенности памяти слепых и слабовидящих. 33. Виды памяти. Типы памяти и их обусловленность степенью тяжести зрительного нарушения. 34. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих. 35. Теории мышления в тифлопсихологии. Компенсаторная роль мышления в познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения. 36. Виды мышления и их соотношение при нарушениях зрения. Особенности формирования понятий у детей с нарушениями зрения. 37. Характеристика основных мыслительных операций слепых и слабовидящих. 38. Характерные особенности воображения слепых и слабовидящих. 39. Теоретические воззрения на возможности воображения слепых и слабовидящих. Виды воображения и их роль в условиях визуальной депривации. 40. Речь и ее функции. Компенсаторное значение речи при тяжелых нарушениях зрения. 41. Основные особенности устной и письменной речи слепых и слабовидящих. 42. Особенности овладения слепыми и слабовидящими неязыковыми средствами общения. 43. Внимание и его роль в условиях зрительной депривации. Особенности внимания слепых и слабовидящих. 44. Философские воззрения на личность слепого. Проблема личности в тифлопсихологии. 45. Направленность личности у лиц с нарушениями зрения (по работе С.Е.Гайдукевич). 46. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения. 47. Деятельность как основное условие развития человека, имеющего нарушения зрения. Особенности деятельности, обусловленные тяжелым нарушением зрения. 48. Ориентация в пространстве в условиях зрительной депривации и ее виды. 49. Роль сохранных анализаторов в пространственном ориентировании слепых и слабовидящих. 50. Пространственные представления лиц со слепотой и слабовидением.
|