Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция, ее виды и роль в экономике.
Конкуренция является одним из основных признаков рыночной экономики. Конкуренция – это экономическое соревнование, соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и купли-продажи товаров. Конкуренция на практике осуществляется с целью завоевания большей доли на рынке и получения прибыли. Виды конкуренции: Ценовая – вид конкуренции, при котором фирма предлагает товар по более низкой цене, чем у конкурентов. Для этого она должна либо снизить затраты на производство, либо уменьшить прибыль, однако без ухудшения качества товаров и ассортимента. Разновидностью ценовой конкуренции является ценовая война (война цен) – цикл постепенного снижения цен с целью вытеснения конкурентов с рынка. Крайней точкой ценовой войны является демпинг – продажа товаров по ценам равным себестоимости (без прибыли) либо ниже себестоимости (в убыток). Демпинг осуществляется с целью проникновения на рынок, его захвата и вытеснения конкурентов. Однако, он применяется фирмами на небольшой период времени. Во многих странах демпинг является элементом недобросовестной конкуренции и запрещен законом, особенно на мировом рынке. Иногда фирмы проводят ценовую дискриминацию – продажа одного и того же товара по разным ценам разным категориям потребителей. Неценовая – вид конкуренции, который заключается в улучшении качества товаров и услуг, расширении ассортимента продукции, рекламе, сервисном обслуживании, возможности покупки товаров в кредит и др. Внутриотраслевая – конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими сходную продукцию. Она ведет к снижению затрат на производство, техническому прогрессу и снижению цен. Внедрение в производство технического прогресса – это главный метод внутриотраслевой конкуренции. Межотраслевая – конкуренция между фирмами разных отраслей, производящих разную продукцию. Т.к. из-за разных условий производства в разных отраслях предприниматели при одинаковых вложениях капитала получают разную прибыль, то они стремятся вкладывать капитал в наиболее выгодные отрасли с большей прибылью. Существует показатель, который позволяет оценить степень выгодности (прибыльности) вложения капитала – норма прибыли. Главный метод межотраслевой конкуренции – перелив капитала из наименее доходных отраслей в более доходные. Капитал будет стремиться в ту отрасль, в которой норма прибыли выше. Добросовестная конкуренция – подразумевает соблюдение участниками конкуренции правовых, этических и других норм конкуренции. Недобросовестная конкуренция – при которой участники конкуренции нарушают принятые нормы конкуренции, осуществляют промышленный шпионаж, используют ложную рекламу своей или чужой продукции, применяют демпинговые цены и др. Конкуренция играет в экономике положительную роль. Конкуренция способствует: снижению цен; улучшению качества и разнообразия товаров и услуг; развитию НТП, заставляя производителей применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы; увеличивает производительность труда, снижает затраты на производство, что → способствует снижению цен; «вымыванию» экономически неэффективных производств, некачественной продукции, устаревшей техники. Однако, у конкуренции есть и отрицательные черты: использование недобросовестных методов несправедливое распределение доходов в обществе; конкуренция в ходе развития сама себя уничтожает и превращается в монополию.
|