Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды монополий. Роль монополий в экономике. Антимонопольная политика государства.
1) Закрытая монополия возникает в результате имеющихся барьеров (нормативно правовых актов, и др.), которые препятствуют входу других фирм в эту отрасль (на рынок). Барьеры – это препятствия, которые ставит монополия от проникновения на рынок других участников. Основными барьерами являются: правовые: патенты, лицензии (XEROX, IBM), авторские права, исключительные права на какой-либо ресурс (Де Бирс), другие нормативно правовые акты; экономические – очень большой размер капитала, необходимый для проникновения на монопольный рынок, как правило, высокая стоимость продукции монополий. технологические - высокая стоимость технологий для производства продукции. 2) Открытая монополия характеризуется тем, что фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара (услуге) благодаря его новизне, но не защищена от конкурентов юридически или иными барьерами. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. 3) Естественная – монополия, которой обладают собственники или хозяйствующие субъекты, владеющие: редкими и свободно невоспроизводимыми элементами производства (редкие металлы, полезные ископаемые: нефть газ); целыми отраслями инфраструктуры (железная дорога, почта). Естественная монополия возникает в тех случаях, когда конкуренция технически невозможна или экономически невыгодна, либо данная монополия имеет стратегическое значение для государства и общества, (ядерные вооружения, космос). Такие монополии часто являются государственными. 4) Искусственная – возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Роль монополий в обществе двойственна. С одной стороны, получая огромные прибыли, монополии могут тратить большие средства на развитие научно-технического прогресса, модернизацию производства, повышение качества продукции. С другой стороны, монополия господствует на рынке и может злоупотреблять своим монопольным положением. Нередко монополии сознательно ограничивают выпуск продукции для поддержания монопольно высоких цен, ограничивают конкуренцию, используя недобросовестные методы. Устанавливая монопольно высокие цены, монополии способствуют возникновению и развитию инфляции. С возникновением монополий усилился вывоз капитала за границу, что стало фактор сдерживания экономического прогресса. В условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимулы к дальнейшему развитию и повышению эффективности. Такие действия монополий наносят обществу ущерб, государство пытается противодействовать монополиям и поощрять конкуренцию, проводя антимонопольную политику – комплекс государственных мер (соответствующее антимонопольное законодательство, система налогообложения монополий, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей. К основным направлениям антимонопольной политики относят: 1) законодательное (антимонопольное законодательство), в т.ч. контроль за слиянием фирм (чтобы не была превышена доля монополизации); контроль над ценами, устанавливаемые монополистами; запрет соглашений о ценах; запрет соглашений о разделе рынков; запрет на действия, направленные на создание искусственного дефицита; 2) экономическое, в т.ч.: налогообложение продукции монополий; налогообложение сверхприбылей монополий. Антимонопольное законодательство – законы и другие НПА, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур, объединений, монополистическим действия. Основная цель - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в экономике и определение ответственности за монополистические действия и нарушения правил честной конкуренции. Первые антимонопольные законы были приняты в США: закон Шермана (1890 г.), закон Клейтона (1914 г.), которые запрещали всякие действия, направленные на ограничение свободы торговли, формирование монополий или другие действия, препятствующие свободе торговли и конкуренции. В РФ первые антимонопольный закон был принят в 1991г.: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Тогда же был создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП), сейчас – Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее основная задача - проведение государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.
7. Олигополия. Корпоративное и не корпоративное поведение участников олигополии. Олигополия – это ситуация, когда на рынке господствуют несколько крупных предприятий (от 2 до 10). Они могут производить как однородный товар (нефть, газ и т.п. товары без особых отличий), так и дифференцированный товар (автомобили, самолеты, станки и т.п. товары, которым можно придать особенные свойства). Олигополии существуют в отраслях, где сложная дорогостоящая технология производства требует очень крупных предприятий (нефтяная, газовая, химическая промышленность, машиностроение и т.п.), и это является большим экономическим и технологическим барьером для входа в отрасль новых фирм. Поведение участников олигополии в отношении друг друга может быть корпоративным и некорпоративным. Некорпоративное поведение означает, что фирмы борются друг с другом, стремясь расширить свою долю рынка. Они ведут ценовую и неценовую конкуренцию, вплоть до ценовых войн и демпинга, пытаясь вытеснить друг друга. При корпоративном поведении фирмы делят рынок и не пытаются вытеснить друг друга, а действуют согласовано: если одна фирма повышает цены, то и другие следуют за ней, и никто не снижает цену, не обсудив это с другими. Корпоративное поведение может быть основано на тайном сговоре фирм, проведении взаимных консультаций, но может быть результатом молчаливого следования более слабых фирм за фирмой- лидером в вопросах ценовой политики. Но поскольку расстановка сил может измениться, у участников олигополии не может быть гарантий, что какая-то фирма не нарушит сговора в своих интересах. У них всегда остается необходимость в развитии. Поэтому олигополии являются главными двигателями научно-технического прогресса, тратящими огромные средства на постоянную модернизацию производства.
|