Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы социально-педагогической деятельности






Под методами деятельности в социальной педагогике понимают совокупность приемов, операций, с помощью которых достигается поставленная цель, решается конкретная задача

Методический прием - это часть метода, которая выполняет частичный характер метода Операция - это действие направлено на выполнение поставленной задачи

Средство - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения цели

Разграничение между понятиями \" прием\", \" операция\" и \" средство\" почти отсутствует. Метод одновременно может быть приемом, средством и наоборот

Методы, используемые в деятельности социального педагога носят междисциплинарный характер есть значительная часть методов заимствована из психологии, педагогики, социологии и социальной работы совокупность методов, приемов и средств образует методику социально-педагогической деятельности, которую следует рассматривать значительно шире чем метоод.

Методика социально-педагогической деятельности - это совокупность методов деятельности социального педагога и форм организации социального воспитания, направленных на решение проблем клиента

Методы социально-педагогической деятельности можно разделить на:

- педагогические направленные на воспитание, перевоспитание, коррекцию, реабилитацию, обучение социального опыта;

- социологические которые позволяют собрать необходимую информацию: анализ документов; наблюдение, опрос, анализ содержания газет, кинофильмов, публичных выступлений;

- психологические которые обеспечат снятия психологической нагрузки: тренинг; психотерапия: суггестивная, рациональная, аналитическая и групповая Суггестивная психотерапия используется для пациентов и клиентов как под гипнозом, так и в состоянии бодрости, подразумевает определение болезненных проявлений через внушение Рациональная психотерапия осуществляется при лечении больного в состоянии бодрости путем беседы, в ходе которой врач обсуждает с больным заболевания, а также обучает его приемам сопротивления болезни Аналитическая психотерапия учитывает реакцию человека на патогенное влияние среды, то есть влияние который вызывает заболевание Групповая психотерапия основывается на положительному влиянию, которое оказывают друг на друга члены группы;

- финансово-экономические методы направлены на решение материальных проблем: экономические льготы и санкции;

- правовые методы которые помогут восстановить права и обязанности клиента как члена общества, найти юридические документы, которые будут способствовать решению проблемы клиента;

- медико-социальные методы помогут изучить влияние социальных факторов на состояние здоровья населения и разработать профилактические меры для устранения вредного воздействия и предупредить возможные заболевания;

- организационные методы связанные с организацией трудовой деятельности клиента и общественной деятельностью незащищенных слоев населения;

- коммуникативные методы направляются на соблюдение этикета общения между клиентом и социальным педагогом;

- философские методы: метод эмпирического познания (наблюдение и эксперимент) позволит обосновать проблему с теоретических основ;

- логические методы позволят социальному педагогу строить структуру размышлений над проблемой, используя методы индукции, дедукции, традукции, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации

Выбор методов для социально-педагогической деятельности зависит от поставленных целей и задач

В отдельную группу методов будем относить нетрадиционные методы, которые должны быть в арсенале социального педагога

1 Методы лечебной педагогики Данная группа методов основывается на правилах: не навреди здоровью клиента, научи заботиться о своем здоровье: метод убеждений, помощь в формировании навыков саморегуляци ее, самодисциплины, укрепление здоровья средствами искусства (естетотерапия) - театр, кино, библиотекотераггия, пение, рисование (арттерапия) и т.д.; организация подвижных и интеллектуальных забав (имагот ераггия) воспитания на положительных примерах, поступках, идеалах (аретотерапия).

2 Воспитание природой, предполагает знакомство с природой и оздоровления средствами природы

3 Использование народной педагогики активными методами является слово, дело, религия, природа и искусство, традиции, игры и забавы, общественное мнение

Все методы социально-педагогической деятельности можно сгруппировать, учитывая цель назначения:

1 Методы исследования

2 Методы социального воспитания

3 Методы социально-психологической помощи

К первой группе методов относятся наблюдение (мониторинг), социологические методы, изучение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент, метод социометрии, математические метод ди: ранжирование - размещение собранных данных в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания показателей, определение места в этом ряду каждого клиента; шкалирования - количественный метод, д ае возможность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогического явления, метод «дерева целейілей".

Вторую группу методов составляют педагогические методы, а именно:

1 Методы формирования сознания: пример, беседа, диспут, рассказ, лекция и другие

2 Методы организации деятельности: педагогическая требование, общественное мнение, упражнения, организация общественно полезной деятельности, творческие игры и др.

3 Методы стимулирования деятельности: поощрение, наказание, \" взрыв\" Методы социально-психологической помощи, относятся к третьей

группы, содержащие психологическое консультирование, аутотренинг, психологические методы, симуляционных игры (деловые и ролевые игры)

Специальными методами в социально-педагогической деятельности выступают: патронат, сопровождение, консультирование по телефону, реализация психотерапевтической функции, медиация, тренинг

Патронат - форма опеки, при которой дети, оставшиеся без опеки, передаются на воспитание другим гражданам по договору на определенный срок (дети до 4-х лет передаются органам здравоохранения, а дети от 4-х до 14 лет - органам образования.

Социальное сопровождение - это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия решений в сложных жизненных ситуациях Сопровождение включает: диагностику проблемы; информацию о способах решения проблемы; консультацию на этапе принятия решения и разработку плана действий; первичную помощь при реализации плана Основной принцип сопровождения \" Не навреди\", обеспечь условия оказать помощь \" самому себе\"

Консультирование телефону - это процесс телефонного диалога

Медиация - методика посредничества при разрешении конфликта - это создание атмосферы, при которой люди могут открыться, найти общий язык и выработать свои собственные решения

Тренинг - это обучение опытом Обучение опытом предусматривает, присутствующие имеют возможность поделиться и обменяться между собой своими знаниями и проблемами, а также поработать вместе для поиска решения


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал