![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Методы и приемы создания документального фильмаСтр 1 из 22Следующая ⇒
КОВАЛЕВА Алена Владимировна
Методы и приемы создания документального фильма Профиль магистратуры - «Документальный фильм: творчество и технологии»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор В. Ф. Познин
Вх. №______от__________________ Секретарь ГАК_____________________
Санкт-Петербург Содержание Введение..................................................................................................................3 1.1. Метод «прямой» или репортажной съемки..........................................................................9 1.2. Метод наблюдения...............................................................................................................21 1.2.1. Съемка «привычной» камерой.........................................................................................25 1.2.2. Съемка «скрытой» камерой..............................................................................................34 1.2.3. Метод организованной (спровоцированной) ситуации................................................43 Глава II. МЕТОДЫ ИМИТАЦИИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ СЪЕМКИ...............................................................................................................53 2.1. Способы и приемы воссоздания реальности в докудраме................................................53 2.2. Приемы создания иллюзии документальности в мокьюментари или псевдодокументальном фильме..................................................................................................63 2.3. Метод художественной реконструкции событий..............................................................72 2.4. Компьютерные технологии и спецэффекты в неигровом кино.......................................80 Глава III. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ И МОНТАЖНЫЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ.......................89 3.1. Монтажные приемы..............................................................................................................89 3.2.1. Сопоставление и аналогия................................................................................................94 3.2.2. Параллельный монтаж......................................................................................................97 3.2.3. Переключение эмоциональных регистров....................................................................100 3.2.4. Рефрен...............................................................................................................................103 3.2. Драматургические и композиционные приемы.............................................................. 106 3.1.1. Монолог героя как структурообразующий элемент фильма.......................................108 3.1.2. Кольцевая композиция...................................................................................................110 3.1.3. Введение " сквозного" героя, персонификация.............................................................111 3.1.4. Временной фактор...........................................................................................................112 Заключение.........................................................................................................115 Фильмография...................................................................................................118 Библиография....................................................................................................122
Введение Одной из главных предпосылок создания кинематографа было стремление зафиксировать и продемонстрировать на экране естественное течение жизни. Именно так были сняты первые короткие документальные фильмы Люмьеров. Сцены из короткометражек «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда» горожане наблюдали много раз вживую, но, увидев их на экране, были поражены «движущейся картинкой». Она воспринималась как «ожившая фотография», которая отличалась удивительной достоверностью и сходством с реальным миром. С тех пор наблюдение стало основным инструментом изучения окружающей действительности среди режиссеров. Это способствовало появлению документальных методов съемки: «привычная» и «скрытая» камера; событийная (репортажная) съемка; спровоцированная ситуация. Наряду с этим почти сразу же появились методы съемки, имитирующие документальность события, в частности его реконструкцию, используемую для наглядного воссоздания исторических эпизодов и, следовательно, атмосферы времени посредством предметов быта, интерьера и других артефактов, имеющих отпечаток эпохи. Также в эту группу включают докудраму (документальную драму), предполагающую достоверный рассказ о подлинных персонах, событиях, фактах, воссозданный методами игрового фильма. Кроме того, нельзя не упомянуть о мокьюментари или псевдодокументальном фильме, в котором документальная съемка имитируется с целью разыграть, мистифицировать зрителя. Появление докудрамы и мокьюментари, привлечение компьютерных технологий способствует смешению игрового и неигрового кино, стиранию гранней между документальным и художественным, реальностью и вымыслом, что характерно для такого явления, как постмодернизм. Актуальность магистерской диссертационной работы «Методы и приемы создания документального фильма» обусловлена тем, что с появлением новых приемов создания неигровового кино возникла необходимость проанализировать их соответствие природе документального фильма и функционирование их в структуре уже существующих методов и приемов, поскольку возникновение и распространение тех или иных методов съемки тесно связано с развитием технического прогресса, творческими поисками режиссеров, а также общественно-политической ситуацией в определенный период времени. Цель магистерской диссертации – определить специфику документальных и художественно-документальных методов и приемов съемки неигровых фильмов, выявив причины и способы их использования. Поставленная цель определила следующие задачи: · исследовать использование методов создания неигрового кино в различные временные периоды развития кинематографа; · типологизировать основные методы и приемы, используемые в документалистике, и их особенности; · определить основные типы творческих приемов режиссеров; · выявить случаи соответствия и несоответствия документально-художественных методов природе неигрового кино. Объект исследования – отечественные и зарубежные документальные фильмы. Предмет исследования – творческое использование в кино и на телевидении методов, способов и приемов создания документального фильма и документальной телепрограммы. Методология исследования предполагает комплексный подход, который объединяет теоретические и эмпирические методы: · историко-хронологический метод; · метод эмпирического анализа; · метод сопоставительного анализа; · метод системного анализа; · метод типологического анализа; · анализ контента. Степень исследованности и разработанности научной темы. История документального кино представляет собой постоянный поиск новых методов съемки фильмов, которые бы позволяли полно и достоверно отразить реальную действительность, характер героев, черты времени. Появление тех или иных методов связано, в первую очередь, с творческими решениями режиссеров, которые могут быть единичны и применимы только к созданию одного фильма, или же, наоборот, типичны. С другой стороны, возникновение новых методов обусловлено научно-техническим прогрессом, породившим цифровые технологии, используемые в создании фильма. Большинство исследователей рассматривают традиционные методы съемки и методы имитации реальности отдельно друг от друга[1]. Основная часть литературы посвящена общей теории документального фильма, истории развития неигрового кино, отдельным аспектам творческого использования съемочных и монтажных приемов. В них методы и приемы создания документальных фильмов представлены в контексте различных искусствоведческих тем, поэтому ощущается недостаток в обзорном анализе уже имеющегося инструментария и новых компьютерных технологий, внедряющихся в производственный процесс создания аудиовизуального произведения. Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что методы игрового кино и изображение, создаваемое с помощью компьютерных технологий, все чаще вытесняют традиционные методы создания документального фильма. В связи с этим возникает искаженное представление реальности и иллюзия достоверности. Для того, чтобы отделить подлинно документальное от художественного необходимо критическое восприятие сообщаемой информации. «Новые», то есть цифровые методы, зачастую используются некорректно, как самоцель для эмоционального воздействия и поэтому вступают в противоречие с подлинной природой неигрового кино. Научно-теоретическую базу магистерской работы составили концептуальные труды Д. Вертова, Л.Н. Джулай, С.В. Дробашенко, С.А. Муратова, А.Г. Никифорова, Г.С. Прожико. Исследование было бы неполным без обращения к воспоминаниям известных режиссеров, работавших в области документального кино, например, М.М. Меркель, Г.В. Франка, а также к интервью создателей неигровых фильмов в журналах «Искусство кино» и «Сеанс». В качестве эмпирического материала для исследования служат отечественные и зарубежные фильмы, многие из которых сегодня считаются классикой неигрового кинематографа. Они типологизированы по методам съемки и представлены в фильмографии. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации основных методов и приемов съемки документального кино и выявлении их основных особенностей, что может использоваться в лекционных курсах для соответствующих дисциплин. Практическая значимость диссертации заключается в возможности использовать ряд положений научной работы для дальнейшего исследования поставленной проблемы и в творческой деятельности создателей неигровых фильмов. Новизна исследования заключается в том, что в работе систематизированы основные методы создания неигрового кино и выявлены их особенности и недостатки, в том числе на основе анализа рядом режиссеров собственного творчества. Кроме того, в работе дается анализ влияния таких новых жанровых форм, как докудрама и мокьюментари, на природу документального фильма.
Положения, выносимые на защиту: · метод репортажной съемки дает наиболее ценные результаты, если герои вовлечены в развитие действия и не обращают внимание на камеру; · использование метода наблюдения («привычная» и «скрытая» камера; событийная съемка, во время которой снимаемые люди увлечены происходящим событием; спровоцированная ситуация) способствует передаче естественного поведения снимаемых людей и обеспечивает присущее документальному фильму естественное течение и непредсказуемость; · при использовании метода длительного наблюдения, когда съемка ведется в течении нескольких месяцев или лет драматургом становится само время, которое вносит свои коррективы; · на появление и распространение новых методов съемки и жанров повлияла эстетика постмодернизма; · применение художественной реконструкции, а также создание телевизионных документальных драм, псевдодокументальных фильмов способно искажать реальные факты и события, влияя на восприятие зрителя; · привлечение в документалистику игровых методов привело к стиранию четкой грани между документальным и художественным; Апробация результатов исследования осуществлялась на 13-й международной конференции студентов и аспирантов «Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи» (11-13 марта 2014 года), по результатам которой статья «Компьютерные технологии в документальном фильме: достоверность или эффектность?» была опубликована в печатном сборнике «Современная медиасреда: творчество и технологии». Кроме того, тезисы на тему «Портретный очерк на ТВ: герои, типы, роли» представлены в электронном сборнике «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» по итогам 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (11-13 марта 2015 года). Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, фильмографии и библиографии. Первая глава посвящена основному документальному методу – наблюдению, включающему в себя съемку «привычной» («забытой») и «скрытой» камерой, съемку методом спровоцированной ситуации, репортажную съемку. Во второй главе рассматривается имитация документальной съемки в докудраме и мокьюментери, а также художественная реконструкция как метод воссоздания событий. В третьей главе систематизированы основные творческие приемы режиссеров.
|