Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роберт Адам. Жилые дома квартала Адельфи в Лондоне. 1768-1772 гг.
XIX век - время революционных изменений во многих областях жизни. Англия демонстрировала свое превосходство, энергично способствуя развитию архитектуры и искусства, поэтому история архитектуры довольно сложная. В сущности, мы уже не говорим, как говорили ранее, о каком-то стиле, который является основным и дает название всей эпохе (эпоха классицизма, эпоха готики и т.п.). Английскую архитектуру XIX века скорее представляется логичным делить на три категории, или направления, которые существовали одновременно: - архитектура Регентства - 1800-1830, прямое продолжение георгианских традиций предыдущего века;
Всему этому направлению присущи попытки искать новые формы через старые. Стилевое единство ушло в прошлое - началась т.н. " битва стилей". Теперь архитектор решал две задачи: одно дело - удачная планировка и удобство, и совем другое - в каком стиле все это оформить. Начинается масштабное " возрождение" стилей, появляется очень много вторичных стилей с приставкой " нео-". Наверное, самым заметным из них в Англии стал стиль неоготики. Без сомнения, самое известное его воплощение - это новое здание Парламента в Лондоне. Авторами проекта были архитекторы сэр Чарлз Бэрри и Огастес Пьюджин, а возводилось здание с 1836 по 1865 гг.
Тем не менее, его взгляды и работы имели огромное влияние - неоготика стала очень популярна. В этом стиле по всей стране строят церкви и жилые дома, городские ратуши и театры. На самом деле, на протяжении всего XIX века идет борьба между стремительно развивающейся промышленностью и художниками. Очень мало кто из них приветствовал индустриализацию Британии, и было почему: в центрах индустрии и в районах бедняков жизнь становилась все хуже. На место красоте и миру пришли нищета и уродство. Новые дома строились тысячами, но города часто не имели возможности расти вширь из-за системы землевладения, поэтому дома теснились друг к другу, там царила грязь и антисанитария.
~ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ~ Вероятно, самой знаменитой постройкой индустриального направления можно считать т.н. Хрустальный дворец - колоссальный павильон, построенный в Гайд-парке в 1861 г. для Всемирной выставки. Строивший его мастер Пэкстон, собственно, не был архитектором - он был садовником и использовал при возведении Хрустального дворца опыт строительства теплиц. Выставка 1861 года была очень заметным событием, призванным продемонстрировать главенствующее положение Британии в мире. Развитие железных дорог привело к строительству большого количества вокзалов. Очень типичен вокзал Сент-Пэнкрес в Лондоне. Снаружи это чистейшая неоготика, со шпилями, ланцетовидными окнами и пр., но за этим романтическим фасадом скрываются стальные ребра дебаркадера. Именно в это время становтся известными имена не архитекторов, а инженеров. Особенно знамениты двое: Томас Телфорд и Изамбард Кингдом Брунел. Они работали очень много, но если рассматривать их работу с точки зрения прикладного искусства, то вершиной ее явилось, несомненно, строительство мостов, которые не только имеют предельно практический характер, но и поражают своим изяществом и порой - смелостью замысла.
38. Архитектура Германии в XVI -XIX вв. В эпоху средневековья и Возрождения Германия бурно развивается. Но в 16 в. в стране начался экономический кризис, достигший своего апогея в 1/пол. 17 в. 30-летняя война, завершившаяся в 1648 г. Вестфальским миром, закрепила разделение страны на более чем 300 самостоятельных княжеств Немецкие князья стремились во всём подражать европейским монархам, особенно французскому. Поэтому каждый немецкий князь стремился иметь свой маленький " Версаль", дворцы и парки строились по французским образцам (Городской дворец в Потсдаме, Гроссенгартен в Дрездене и др.). Но отсталость общественного развития Германии обусловила преобладание других (в сравнении с Францией) акцентов в искусстве. На протяжении большей части 17-18 вв. тут господствовало барокко, обслуживавшее князей и церковь. К началу 18 века среди немецких княжеств значительно усилилась Пруссия. В её столице - Берлине, работал архитектор Андреас Шлюттер. Его главная работа - реконструкция Королевского дворца в Берлине (1698-1706, разрушен во время второй мировой войны). Особых успехов архитектура Пруссии достигла в сооружениях стиля рококо. Рококо в Германии начало развиваться в 1730-х гг., и своей зрелости достигает к середине 18 века. В дворцовой архитектуре, в противоположность великолепным резиденциям эпохи барокко, преобладание получают постройки интимного, камерного, почти павильонного типа. Именно таков, например, дворец Сан-Суси в Потсдаме под Берлином выстроенный в 1745-1747 гг. для короля Фридриха 2 архитектором Георгом Венцелаусом Кнобельсдорфом. С середины 18 века в Европе распространяется вторая волна увлечения античной классикой. На почве Германии классицизм получил развитие в первую очередь в архитектуре. Ещё в 1740-х гг. архитектором Кнобельсдорфом было выстроено здание Оперного театра в Берлине, фасад которого выдержан в «палладианском» духе, а внутренние помещения - в стиле рококо. Архитектору Карлу Готхарду Лангхансу (1732-1808) принадлежит самый значительный памятник раннего берлинского классицизма - Бранденбургские ворота (1788-1791)
39. Архитектура Австро-Венгрии 16-19 веков
|