Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этот миф был хорошо известный всем древним грекам. В трагедии представлены лишь те события из мифа, которые отвечали творческому замыслу автора, которые волновали Эсхилла.






Власть и Сила - слуги Зевса - приводят Прометея в пустыню, где Гефест заковывает его. С развитием событий выясняется, что Прометей не только передал огонь людям, а и начал человеческую цивилизацию: научил обрабатывать дерево и строить жилье, показал целебные травы, первым запряг быков, освободив людей от тяжелейшей работы, приучил коней ходить запряженными, и корабли - тоже его изобретение, научил людям определять звезды, считать и писать, показал сокровища земли: медь, железо, серебро, золото.

Образ Прометея отображает этическую проблему, которая волновала Эсхилла на протяжении его творческого пути: собственная ответственность лица за принятое решение. Прометей - бог, у которого есть дар предвидения, он заранее знал о страданиях, которые выпадут на его судьбу, но не уклонился от них. Более того, уже прикованный, у него есть средство, которое может лишить его мучений: чтобы получить свободу, ему достаточно назвать имя женщины, которая родит Зевсу ребенка, который свергнет Зевса, как тот когда-то сверг своего отца Крона. И Прометей отказывается открыть тайну и готовый к еще более жестоким истязаниям. Скала вместе с прикованным Прометеем от ударов молний и грома, которые насылает Зевс, проваливается в страшное подземное царство Тартар.

Образ Прометея - это образ человека, который не предает своей судьбы, который отвечает за свои решения и поступки. Эсхилл верит в возможности человека, как и его герой. Трагедия Эсхилла отмечается верой в прогресс и развитие человечества.


17. Трилогия «Орестея» Эсхила: идейно-художественное своеобразие трагедии рока. Философский и «юридический» смысл финала.

" Орестея" является единственной дошедшей до нас полностью трилогией Эсхила. Она состоит из трагедий " Агамемнон", " Хоэфоры" и " Евмениды" с заключительной сатировской драмой " Протей" (до нас не дошедшей). Вся эта тетралогия была поставлена в 459 г.

Историческую основу " Орестеи" составляют прежде всего борьба Аполлона и Эриний, которую можно понять как борьбу отцовского и материнского права. Эсхил несомненно находился под влиянием огромного и мучительного процесса распадения общинно-родового строя, которое в мифологии отражалось, конечно, не экономически и не политически, но в виде мифа о родовом проклятии и гибели целых поколений в результате этого проклятия и множества совершенных вследствие него преступлений. Наконец, выход Афин на широкую дорогу культуры и цивилизации, их политическое и экономическое восхождение в сравнении с прочими греческими государствами тоже является тем историческим фактом, свидетелем которого Эсхил был сам и который поднимал его патриотическую настроенность.

Насыщенная драматическим движением и яркими образами, «Орестея» чрезвычайно богата также и идейным содержанием. Трилогия эта чрезвычайно важна для уяснения мировоззрения Эсхила. Поэт эпохи роста афинской демократии, Эсхил убежден в осмысленности и благости миропорядка. Устами хора в «Агамемноне» он полемизирует против представления, будто счастье и несчастье механически чередуются в жизни людей и провозглашает незыблемость закона справедливого возмездия. Страдание представляется ему одним из орудий справедливого управления миром: «страданием приобретается познание». Ясно выражены в «Орестее» и политические взгляды Эсхила. Он возвеличивает ареопаг, старинное аристократическое учреждение, вокруг функций которого в эти годы развертывалась политическая борьба, и считает «безвластие» не менее опасным, чем деспотизм. Эсхил занимает, таким образом, консервативную позицию по отношению к демократическим реформам, проводившимся группой Перикла, но консерватизм его обращен также и против тех сторон афинской демократии, которые являются ее изнанкой. Власть денег, бесчеловечное отношение к рабам, захватнические войны — все это встречает безусловное осуждение со стороны художника, суровое миросозерцание которого основано на глубоком сочувствии к человеческому страданию. В " Орестее" Эсхила реально показан переход от кровавых ужасов старины к разумному устроению жизни с помощью справедливейших и гуманно действующих учреждений, когда сам Аполлон посылает Ореста для разбирательства его дела к мудрейшей богине, возглавляющей демократическое государство, во избежание крайности анархии и тирании.

Наиболее быстрое развитие действия в " Евменидах". Вся трагедия, кроме основной (оправдание Ореста), состоит из целого ряда мелких перипетий. После пролога Пифии Аполлон отправляет Ореста в Афины, а потом изгоняет Эриний. В Афинах весьма живое препирательство Ореста, уже уверенного в себе после очищения, и злобствующих Эриний, которые все время ссылаются на свою старинную правду. Обращение Ореста к Афине, назначение Афиной суда и разбирательство дела Ореста на суде - это вполне естественные и весьма драматические этапы развития действия, в которых эпос и хоровая лирика представлены минимально и во всяком случае заметно не задерживают действия. Что же касается последствий основной перипетии, то здесь мы находим еще один момент: договоренность Афины с Эриниями, чему предшествуют вопли Эриний по поводу учиненного над ними беззакония, и последующее прославление ими города в ответ на восхваление самих Эриний афинянами.

В концец происшедших событий находим и умиротворение, и даже совместное торжество примиренных сторон. К этому анализу развития действия в " Орестее" необходимо добавить еще и то, что вытекает из указанных особенностей эсхиловской идеологии и эсхиловского изображения характеров. А именно, хотя здесь речь идет о родовом проклятии, тем не менее каждый герой мыслится действующим вполне самостоятельно, откуда и драматизм всей трилогии. Преступление Клитемнестры предопределено роком, но она у Эсхила самая настоящая преступница. Оресту велел убить его мать не кто иной, как Аполлон, но Орест - настоящий преступник, дело которого разбирается на суде. Тут та замечательная диалектика рода и индивида в их трагическом развитии, когда все одинаково и виновны и невиновны, но драматизм от этого не только не снижается, а, наоборот, делается гораздо более значительным и даже величественным.


18. Жизнь и творчество Софокла. Тематика пьес, новаторство драматурга. Мастерство сюжетосложения в трагедии рока «Царь Эдип».

Софокл (496-406гг. до н.э.). Родился в селении Колон в семье богатого оружейника. Активно участвовал в общественной жизни Афин: в 480 г. до н. э. руководил хором мальчиков на празднике в честь победы при Саламине; был хранителем казны Афинского морского союза, в годы Пелопонесской войны командовал одним из отрядов, был одним из членов совета, управлявшего Афинами после катастрофического Сицилийского похода.

Легенда гласит, что он написал 123 пьесы и 24 раза побеждал в состязаниях драматургов. До наших дней сохранились лишь семь трагедий Софокла (" Аякс", " Антигона", " Эдип-царь", " Трахинянки", " Электра", " Филоктет" и " Эдип в Колоне"), остальные известны только по фрагментам или по названиям.

Еще в античности Софокл считался классиком: его пьесы изучали в школах, они считались образцом драматургического искусства.

Отличительны черты творчества:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал