Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Публий Овидий Назон родился 20 марта 43 г. до н.э. в Сульмоне, в состоятельной семье всаднического сословия.
Слава Овидия все росла, он написал уже " Любовные элегии", " Героиды", " Науку любви", " Метаморфозы" и шесть книг " Фаст" (из задуманных двенадцати), когда в 8 г. н.э. на него обрушилась беда. По распоряжению Августа поэта выслали из Рима на побережье Черного моря, в Томы. Чуть не наложил на себя руки, было ему 50. И Сжег в отчаянии все труды «Метаморфозы», восстановлено по сохранившемуся у друзьям. Овидий не расставался с надеждой вернуться в Рим, о чем неоднократно писал и в " Скорбных элегиях", и в " Письмах с Понта". Литературную деятельность Овидия принять делить на три периода: к первому относятся " Любовные элегии", " Героиды", " Наука любви", " Косметические средства", " Средства от любви" и не дошедшая до нас трагедия " Медея". Второй этап связан с произведениями учено-мифологического содержания - " Метаморфозами" и " Фастами". Сочинения третьего периода были написаны в ссылке - " Скорбная элегия", " Письма с Понта" и поэма-памфлет " Ибис". 5) В " золотой - для поэзии - век" римской литературы нашлось место и автору прозаического сочинения - Титу Ливию, чья " История от основания города" является ярким исключением на фоне общего в ту эпоху упадка историографии и риторики. Тит Ливий родился в 59 г. до н.э. в городе Патавий (совр. Падуя), и умер в 17 г. н.э. - вот, собственно, и все, что о нем известно. Правдивость и беспристрастность историка для современников Тита Ливия считались свойствами само собой разумеющимися, и потому оценивались невысоко. Ливий нигде не анализирует описанные им события, и это является еще одним подтверждением тому, что он был историком-литератором, а не исследователем, в отличие от, например, Фукидида. 40. «Золотой век» римской поэзии: жизнь и творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики»: традиции и новаторство. Главными поэтами Золотого века римской поэзии считают Вергилия, Горация и Овидия. Все они издавна были признаны величайшими, все представлялись порождениями благодатного века, способствовавшего процветанию словесности. Вергилий родился 15 октября 70 до н.э. близ Мантуи, в деревне Анды. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). В возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике, в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он обосновался в Неаполе, присоединившись к основанному Филодемом кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка посещал Рим, бывал на Сицилии и в Таренте. В 19 до н.э. Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 до н.э. Буколики (греч. пастушество), называемые также Эклоги (греч. избранное) представляют собой десять коротких пасторалей, содержащих главным образом диалоги между воображаемыми деревенскими жителями. Они основаны на Идиллиях Феокрита, также написанных гекзаметром греческих пасторалях. В. в сборнике «Буколики» пытался уйти от политических бурь в идиллический мир пастушеской жизни. Георгики, вторая поэма Вергилия, написаны с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Темы, рассматриваемые в четырех песнях поэмы, – это полеводство, садоводство, животноводство и пчеловодство. «Георгики» считаются самым совершенным произведением В. по чистоте и поэтической законченности стиха. В них глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения. Энеида — незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. В «Энеиде» В. разрабатывает сказания о странствиях и войнах троянца Энея, выступающего в поэме как предок императора Августа. При этом В. даёт идеализированную картину италийской древности, тесно связывая её с актуально-политическими проблемами Рима. Вергилий стал «классиком»; вся последующая римская поэзия полна заимствований из него, а в римской школе он был основным автором, на образцах которого учились языку и стилю. Его бесконечно цитируют и истолковывают; если бы произведения Вергилия не сохранились, их можно было бы почти полностью восстановить по цитатам. Из отдельных стихов его нередко составлялись новые произведения (так называемые «центоны» — «лоскутные» поэмы). Вергилий — один из немногих римских поэтов, произведения которых были переведены на греческий язык. Произведения его дошли до нас в огромном количестве списков, и некоторые из них относятся еще к позднеантичным временам. Христианская церковь признала его пророком. Христианская Церковь признала, что предсказания, содержащиеся в поэмах Вергилия, относятся именно к Господу нашему Иисусу Христу. Преобразователь вселенной, Константин Великий, в своем слове «К собранию святых», то есть к отцам Первого Вселенского Собора, анализирует почти всю четвертую книгу «Эклоги» Вергилия и дает ей пророческое толкование. Существует легенда, что апостол Павел сокрушенно рыдал на могиле Вергилия. Личность поэта стала предметом легенды, а по стихам его производились гадания. Вплоть до наших дней продолжают пользоваться гаданием по Вергилию, Sortes vergilianae, при котором указывают строку на раскрытой наугад странице Вергилия. Влияние Вергилия на литературу и язык в полном объеме оценить невозможно. Он был наставником Данте как в языке, так и в мудрости, и служит ему проводником в первых двух частях Божественной комедии. Некоторые исследователи и поныне считают Вергилия лучшим образцом для современных англоязычных поэтов. 41. «Энеида» Вергилия – героический эпос римского народа: содержание и поэтика. Эней – «человек судьбы». Мифология и история. Исторической основой появления " Энеиды" был грандиозный рост Римской республики и в дальнейшем Римской империи, рост, повелительно требовавший для себя как исторического, так и идеологического обоснования. Но одних исторических фактов в подобных случаях бывает мало. Тут всегда на помощь приходит мифология, роль которой в том и заключается, чтобы обычную историю превращать в чудо. Таким мифологическим обоснованием всей римской истории явилась та концепция, которую использовал Вергилий в своей поэме. Он не был ее изобретателем, а только некоторого рода реформатором, а главное, ее талантливейшим выразителем. Мотив прибытия Энея в Италию встречался у некоторых римских авторов. Получалось так, что Римское государство основано представителями одного из самых почтенных народов древности, а именно троянцами, то есть фригийцами; при этом Август, как усыновленный Юлием Цезарем, восходил к Иулу, сыну Энея. А уж относительно Энея весь античный мир никогда не сомневался, что он был сыном Анхиса и самой Венеры. Так Рим обосновывал свое могущество. И мифология здесь пришлась как нельзя кстати, поскольку впечатление от грандиозной мировой империи подавляло умы и не хотело мириться с низким и, так сказать, " провинциальным" происхождением Рима. Отсюда вытекает и весь идейный смысл " Энеиды". Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа; и Август действительно выходит у него наследником древних римских царей и имеет своей прародительницей Венеру. Но многое у Вергилия свидетельствует о том, что «Энеида» является не просто похвалой Августу и обоснованием его империи, но и произведением патриотическим и глубоко национальным. Конечно, не существует никакого патриотизма без всякой социально-политической идеологии; и эта идеология в данном случае есть прославление империи Августа. Тем не менее прославление это дается в " Энеиде" в настолько обобщенном виде, что относится уже ко всей римской истории и ко всему римскому народу. По мысли Вергилия, Август является только самым ярким представителем и выразителем всего римского народа. Заметим, что с формальной точки зрения идея троянского происхождения Рима находится в полном противоречии с италийской идеей. По одной версии, римские цари происходят от Энея и, следовательно, от Венеры, а по другой версии, они - от Марса и Реи Сильвии. Прибавим к этому, что в самой " Энеиде" чисто италийский патриотизм представлен чрезвычайно выразительно. Сила, могущество, храбрость, закаленность в боях, преданность родине у италийцев резко противопоставлены в предсмертной речи Нумана фригийской изнеженности, склонности к эстетическим удовольствиям, вялости и лености. Сам Юпитер и в песни I и в песни XII намеревается создать римское государство на основе смешения италийцев и троянцев, но с явным превосходством италийцев, так как ни нравов и обычаев, ни языка, ни имени троянцев римский народ не воспримет, а воспримет, по словам Юпитера, только их кровь.. (Грубость и закаленность италийцев удачно демонстрируются, например, тем, что итализированный грек Евандр укладывает Энея спать на сухих листьях и медвежьей шкуре.) Следовательно, в окончательном виде идеология Вергилия производит римских царей тоже от Марса и Реи Сильвии, но понимает эту последнюю уже как потомка Энея, а не как исконную италийку (вслед за Невием и Эннием, делавшими Рею Сильвию даже не отдаленным потомком Энея, но прямо его дочерью). Тем самым Вергилий хочет объединить здоровую, крепкую, но грубую италийскую народность во главе с Марсом с благородным, утонченным и культурным троянским миром во главе с Венерой. 42. «Золотой век» римской поэзии: жизнь Горация и «философия золотой середины» в его творчестве. Квинт Гораций Флакк (8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) —древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалось как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию. Когда будущий поэт был ребенком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени. Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44. Посещая философские лекции, Брут вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря.Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту. Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна, должности военных трибунов занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41. После амнистии, объявленной в 40 г. сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Гораций работает секретарем, что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой. Видимо, к 39—38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Вергилий и Луций Варий Руф в 39—38 годах они представляют Горация Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана. Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона и клиента. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. 2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения. Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения. Лирические стихотворения вышли под названием «Песни», но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир». В 17 году Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона хором из 27 юношей и 27 девушек. Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем. Первое послание, обращенное к Августу вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10.
|