Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Великобритания в середине 60-х - конце 70-х гг. Правительство ХитаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Экономические трудности, политический скандал лета 1963 г. привели к смене правительства, а в октябре 1964 г. - к поражению консерваторов на выборах. При лейбористском правительстве Г. Вильсона (1964 - 1970 гг.) продолжается политика программирования (национальный план на 1964 - 1970 гг.), национализируется черная металлургия (1967 г.). Были повышены пенсии, установлен контроль за квартплатой. Создано Национальное управление по ценам и доходам. После выборов 1966 г. в парламент внесен антипрофсоюзный законопроект. С 1966 г. вводятся запреты на повышение зарплаты. Такова практика " государства благосостояния". Началось обострение обстановки в Ольстере (столкновения в октябре 1968 г. в Лондондерри). Во внешней политике был увеличен вклад Англии в НАТО, поддерживалась агрессия США в Индокитае. Осуществлялась поддержка расистским режимам в ЮАР и Ю. Родезии. По восходящей линии развивались отношения с СССР. Во время событий в Чехословакии правительство заняло антисоветскую позицию. После поражения лейбористов на досрочных парламентских выборах (июнь 1970 г.) консерваторы сформировали правительство Э. Хита. У истоков его политики - " новый консерватизм". В 1971 г. парламентом принят антипрофсоюзный закон " Об отношениях в промышленности". Идет демонтаж госрегулирования экономики. Проводится политика замораживания зарплаты как средство борьбы с инфляцией. Растут квартплата, транспортные расходы, плата за медобслуживание. Наблюдается высокая степень монополизации и отставание в модернизации производства. Усилилось вооруженное насилие в Ольстере. В Ольстере было установлено прямое правление Лондона. Перед лицом экономических трудностей и роста рабочего движения осенью 1973 г. было введено чрезвычайное положение. С 1 января 1974 г. предприятия переведены на трехдневную рабочую неделю. Это вызвало забастовку шахтеров, переросшую во всеобщую. Экономика стала задыхаться. Досрочные парламентские выборы привели к формированию правительства Г. Вильсона. Развернулась борьба с инфляцией. Отменены принятые консерваторами в 1971 - 1974 гг. законы, повышены пенсии, пособия по безработице, заморожена квартплата, однако подняты цены на газ и электричество. Проводилась политика " социального контракта" (взаимные обязательства профсоюзов и правительства). Однако ее реализация по вине последнего была сорвана. Отражением политического кризиса стала отставка Г. Вильсона (март 1976 г.). Премьер-министром стал Дж. Каллагэн. Уступка Лондона МВФ привела к сокращению расходов на социальные нужды. Многие члены профсоюзов и лейбористской партии были не согласны с мерами правительства для вывода страны из кризиса. Внешнеполитический курс правительства Э. Хита был направлен на упрочение военно-стратегических и экономических позиций Англии в мире и особенно в Европе. С 1973 г. Англия стала членом ЕЭС. Предпринимались попытки возрождения политики " к востоку от Суэца". Осенью 1971 г. были осуществлены акции в отношении сотрудников советских учреждений в Англии. Лишь в 1972 г. правительство сказало " да" идее СБСЕ. Лейбористское правительство участвовало в проведении СБСЕ и подписало 1 августа 1975 г. Заключительный акт Хельсинки. Встречи Г. Вильсона и Дж. Каллагэна с лидерами СССР укрепили отношения с Советским Союзом. Правительство Вильсона и Каллагена Первой его акцией была отмена закона об отношениях в промышленности, который вызывал недовольство профсоюзов. Конфликт в угледобывающей промышленности был улажен повышением оплаты труда шахтеров. Были проведены и другие законодательные акции, одобренные населением, в частности увеличивавшие размеры пособий и субсидий на продукты питания. Правительство также заявило о намерении сократить государственные расходы за счет вывода войск с территории «к востоку от Суэца». Оно попыталось также смягчить напряженность в Ольстере возвращением к режиму прямого из Лондона управления им. В июле 1974 года парламент утвердил Североирландский конституционный акт, в соответствии с которым в нем учреждался выборный конституционный конвент, уполномоченный определить его дальнейшую судьбу. Убедившись, что популярность правительства лейбористов возросла, оно в октябре 1974 года провело внеочередные парламентские выборы. В результате их лейбористы получили абсолютное большинство депутатских мандатов в парламенте. А поражение на выборах консерваторов привело к смене их лидера — вместо Э. Хита им стала М. Тэтчер. Присоединение Великобритании к «общему рынку», сопровождавшееся некоторыми временными экономическими трудностями для нее, заняло значительное место в политической жизни страны. Поэтому Г. Вильсон 5 июня 1975 года провел первый в истории Великобритании общегосударственный референдум по вопросу об участии ее в «общем рынке». Две трети его участников высказались «за». Британская экономика стала постепенно интегрироваться в систему Европейского экономического сообщества. В послевоенный период в условиях множественности источников права и увеличения числа законодательных актов остро встал вопрос об их систематизации и упорядочении. Для этого использовалась прежде всего консолидация. С одной стороны, она имела форму объединения ранее изданных по одному вопросу источников, особенно законодательных. С другой стороны, консолидация имела форму систематизации законодательства с внесением в него отдельных изменений и усовершенствований. Консолидируемые нормативно-правовые акты проходили утверждение в парламенте посредством упрощенной законодательной процедуры. Чтобы активизировать процесс консолидации, парламент в 1949 году принял акт ее о процедуре. Он установил принцип неизменности консолидируемых источников права. В нем говорилось, что усовершенствование их призвано лишь устранить двусмысленности, сомнительности или устаревшие положения. В соответствии с законом 1949 года изменения и дополнения к консолидируемым актам после утверждения их парламентом приобретали силу закона. Процесс консолидации приобрел значительные размеры и привел к заметным изменениям в правовой системе. Это было связано с появлением акта об уголовном праве 1967 года, актов о краже 1968 и 1978 годов и других консолидированных нормативно-правовых актов. Работа по консолидации усилилась после принятия в 1965 году парламентского акта об образовании двух правовых комиссий. Им была поручена подготовка материалов по реформе права вплоть до его полной кодификации в Англии и в Шотландии. Немало спорных вопросов возникало во взаимоотношениях фригольдеров (собственников домов) и лизгольдеров (съемщиков домов или квартир). Поэтому в 1967 году был принят специальный закон, который позволил обитателям домов, проживавшим в них на основе длительных арендных отношений, выкупать право собственности на дом или продлевать аренду на срок до 50 лет. Существенные изменения произошли в сфере регулирования брачно-семейных отношений. Это было связано с появлением новых нормативно-правовых актов, в том числе закона о жилище семьи 1967 года и закона о порядке расторжения брака 1969 года. Принятые законы расширили имущественные права замужних женщин, признавали ее право на развод при измене супруга, установили возможность узаконения незаконнорожденных детей. Закон 1970 года отменил юридические последствия помолвки, предшествовавшей браку. До этого отказ от брака после помолвки рассматривался как нарушение брачного договора. В соответствии с актом о порядке расторжения брака 1969 года для развода по причине супружеской измены требовалось, чтобы сторона, инициирующая расторжение брака, доказала, что дальнейшая жизнь с «изменщиком» является для нее непереносимой. Увеличение числа корпораций, в том числе государственных, привело к тому, что в 1948 году появился специальный парламентский акт о компаниях. Монополизация производства и сбыта привела к принятию в 1948 году специального закона. В соответствии с ним была создана комиссия по монополиям и ограничительной рыночной практике. Целью ее деятельности было ограничение монополистических устремлений корпораций. В 1953 году во время правления консерваторов появился новый закон о комиссии по монополиям и ограничительной практике. Он расширил правовые основы для поддержки свободных рыночных отношений. Антимонопольное законодательство пополнилось в 1956 году новым актом — законом об ограничительной торговой практике, который предусматривал создание специального суда по ограничительной практике. В 1964 году был издан закон о ценах на перепродажу товаров, а в 1968 году — новый закон об ограничительной торговой практике, в 1973 году — закон о честной торговле, в 1974 году — закон о потребительском кредите. Социальное законодательство активно проходило в периоды правления лейбористов. В это время появился ряд законодательных актов, отвечавших интересам работающих по найму. Среди них были закон 1970 года о равной заработной плате мужчин и женщин, закон о занятости 1975 года, закон 1975 года о компенсации в связи с нечастыми случаями на производстве и с профессиональными болезнями. В конце 60-х — начале 70-х годов значительный размах приобрело движение «зеленых». Это привело к принятию ряда актов, направленных на защиту окружающей среды. В 1974 году появился закон о контроле над загрязнением окружающей среды. Он обязал промышленников своевременно строить очистные сооружения и предусмотрел высокие штрафы за их отсутствие. Одобрение населения вызвал и закон 1974 года о недопустимости сбросов загрязняющих веществ в море. В послевоенный период произошли некоторые изменения в уголовном праве и уголовном судопроизводстве. Закон об уголовном праве 1967 года отменил традиционное (со времен средневековья) деление всех преступлений и ввел новую классификацию преступных деяний. При этом были выделены более тяжкие преступления, наказывавшиеся лишением свободы на срок более 5 лет. Для обвиняемых в них была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. На совершенствование системы уголовного правосудия были направлены закон 1974 года об исправлении правонарушителей и закон 1968 года о краже. Особенностью развития уголовного правосудия стали гуманизация и оптимизация наказания. С 1969 года перестала применяться как мера наказания смертная казнь. Были отменены также каторжные работы. Широко стало практиковаться в качестве меры наказания условное осуждение как способ социальной адаптации осужденного. Стал трансформироваться и традиционный институт присяжных в сторону демократизации. В 1974 году появился консолидированный закон о присяжных. Он отменил имущественный и снизил возрастной ценз при подборе присяжных. Подбором их теперь стали заниматься не шерифы, а специальные чиновники, которых назначал лорд-канцлер. В 1972 году начал действовать закон о судах Англии и Уэльса. В соответствии с ним Верховный суд Англии состоял из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны. Одновременно упразднялись суды ассизов, съезды мировых судей. Высшей судебной инстанцией по уголовным делам стал Суд короны. Высокий суд получил полномочия судов ассизов по гражданским делам. Судьи Верховного суда, окружные суды и мировые судьи были отнесены к Суду короны. По судебной реформе 1972 года было создано 6 окружных судов, члены которых назначались королевским указом по рекомендации лорда-канцлера. Судебная реформа сохранила специальные суды, церковные и административные трибуналы. В тоже время она разделила суды на высшие и низшие. А все преступления были разделены на 4 класса. К наиболее тяжким были отнесены государственная измена, умышленное убийство, шпионаж в пользу иностранного государства. Они подлежали рассмотрению только судом высшей инстанции. Издавна полиция находилась в ведении специальных комитетов при совете графств и мировых судей. Однако министерство внутренних дел осуществляло руководство ими в оперативных вопросах. С 1964 года роль министерства внутренних дел возросла. В Лондоне успешно функционировал Скотланд-Ярд — управление уголовного преследования, которое также вело учет преступлений и картотеку преступников. Государственно-правовое развитие Великобритании после второй мировой войны устойчиво строилось на основах парламентской демократии. Много внимания уделялось социальному законодательству, значительно улучшившему положение работающего населения. Особенностью развития правовой системы было то, что она все больше опиралась на нормативные акты. Лейбористскому правительству Г. Вильсона удалось стабилизировать внутреннее положение в стране и повысить международный престиж Великобритании. Однако 16 марта 1976 года он по «личным причинам» оставил пост премьер-министра. Его приемником на посту главы правительства оказался новый лидер лейбористской партии Дж. Каллагэн. В связи с начавшимся спадом производства в промышленности и ростом безработицы его правительство законодательным путем ограничило рост оплаты труда и ввело жесткую экономию государственных средств на социальные нужды. Одновременно принимались акты, направленные на снижение безработицы и на стимулирование частного бизнеса путем предоставления налоговых льгот и увеличения государственных ассигнований. Однако акции лейбористского правительства, направленные на преодоление кризисных явлений в экономике, оказались малоэффективными и привели к снижению авторитета лейбористской партии среди избирателей. В итоге во время дополнительных выборов в палату общин в 1977 году лейбористы утратили 8 депутатских мест и большинство в парламенте. Чтобы сохранить правительственную власть лейбористам понадобилось вступать в блок с либеральной партией. А для этого пришлось по ее требованию отказаться от национализации частных банков и страховых компаний, предусмотренной решениями конференции лейбористской партии. Лейбористско-либеральный блок просуществовал до октября 1977 года. Утратив поддержку либералов руководство лейбористов решило удержаться у власти при помощи малочисленной фракции в палате общин Шотландской национальной партии. Оно внесло в парламент законопроекты, которые предусматривали учреждение в Шотландии и Уэльсе законодательных собраний и передачу им части полномочий центральной власти в Лондоне. Предусматривалось предоставление им права самим решать вопросы самоуправления, строительства дорог и жилья, медицинского обслуживания, образования, охраны окружающей среды. Лейбористам удалось добиться принятия парламентом законопроектов, но с оговоркой, что они вступят в силу, если население Шотландии и Уэльса одобрит их на референдуме. Но оно их не одобрило. В результате задуманный руководством лейбористской партии блок с Шотландской национальной партией не состоялся и правительство лейбористов получило в парламенте вотум недоверия.
|