Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Германия. Политика консервативно-либеральной коалиции (1982-1998).
В этой ситуации 17 сентября 1982 г. СвДП разорвала коалицию с СДПГ и вступила в переговоры с ХДС/ХСС. 1 октября бундестаг принял " конструктивный вотум недоверия" канцлеру Шмидту. Канцлером ФРГ был избран лидер ХДС Г. Коль. Победа ХДС/ХСС - результат изменения ситуации в ФРГ в связи с кризисом малой коалиции и падением влияния СДПГ и модернизации партии демохристиан. В программе 1978 г. социальной политике придавалось подчиненное значение по отношению к экономике, поддерживался приоритет частной инициативы и свободной конкуренции (при дополнении рынка активностью государства). При сохранении приверженности к атлантизму, к сотрудничеству с США появился учет и новых, в том числе европейских, реальностей, принципов СБСЕ. Но германский вопрос считался " открытым". ХДС выступала за интеграции в Западной Европе. В структуре партии возрос удельный вес служащих; почти 25% имели собственное дело. На выборах 6 марта 1983 г. блок ХДС/ХСС собрал 45, 8%, а вместе с СвДП 55, 8% голосов избирателей. В бундестаг прошла и Партия " зеленых" получив 5, 6% голосов. Неоконсервативная волна пришла и в ФРГ. Создание коалиционного правительства совпало с выходом ФРГ из кризиса. Но темпы роста были невысокими. Со второй половины 80-х гг. экономика вступила в фазу подъема, а в 1988-1989 гг. начался бум: возросла производительность труда, возросли прибыли корпорации, увеличился потребительский спрос, упали цены на энергоносители. В итоге усилился инвестиционный процесс. Правительство объявило о жесткой экономии, сокращении дефицитного финансирования, но сохранило умеренное увеличение госрасходов. Увеличились субсидии частному сектору. В 1986 г. было принято решение снизить подоходный налог и налог на прибыль корпораций. Корпорации увеличили инвестиции, особенно в наукоемкие отрасли. Но массовая безработица сохранилась на уровне 2 млн. человек. Но сотни тысяч рабочих и молодежи направлялись на обучение и переквалификацию. Были расширены права предпринимателей на локауты. Федеральный конституционный суд дал суженное толкование профсоюзных свобод. В 1984 г. группа профсоюзов заключила договор с крупными союзами предпринимателей об использовании " гибкой рабочей недели" - 37 до 40 часов. В середине 80-х гг. на такой режим было переведено более половины персонала в промышленности. Чувство неудовлетворенности условиями труда вылилось в то, что блок ХДС/ХСС потерял 2 млн. голосов на выборах 1987 г. Во внешней политике было преодолено противоречия в положении ФРГ как экономического гиганта и " политического карлика". ФРГ рассматривалась как близкий союзник США. В 1984 г. ФРГ добилась от Западноевропейского союза отмены ограничений на военные корабли, ракеты и бомбардировщики. Лидеры ФРГ воспользовались кризисной ситуацией в СССР и ГДР для решения германской проблемы на выгодных для себя условиях. 28 ноября 1989 г. Г. Коль выступил с " Десятью пунктами" в бундестаге о постепенном сближении с ГДР и создании конфедеративных структур, но уже в начале 1990 г. предложил гражданам ГДР перейти на единую валюту - марку ФРГ. В феврале Г. Коль получил от М. С. Горбачева согласие на объединение Германии как " дела самих немцев". Выборы в Народную палату ГДР 18 марта 1990 г. принесли победу правым партиям во главе с ХДС, ратующим за скорейшее объединение Германии. В мае 1990 г. был подписан государственный договор между ФРГ и ГДР о валютном, экономическом и социальном союзе, вступивший в силу 1 июля 1990 г.. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. Он вступил в силу 3 октября 1990 г.. На основании 23 ст. Конституции ФРГ ГДР вошла в состав ФРГ. Внешнеполитические аспекты германской проблемы были урегулированы по формуле " 2+4" (два немецких государства и четыре великих державы). 12 сентября 1990 г. в Москве министры иностранных дел " шестерки" подписали Договор об окончательном урегулировании внешних аспектов объединения. 9 октября 1990 г. в Москве был заключен Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и Германией. Объединение Германии упрочило позиции ХДС/ХСС/СвДП и способствовало победе этих сил на парламентских выборах в декабре 1990 г. ФРГ стало великой державой. Территория ФРГ после объединения увеличилась почти на 110 тыс. кв. км, а численность населения составила 78, 7 млн. человек в 1990 г. (ныне более 81 млн. человек). ВНП в 1990 г.=2425, 5 млрд. марок, к середине 90-х гг.он возрос до 3, 3 млрд. марок. ФРГ занимает по ВНП третье место в мире после США и Японии. Ее доля в ВНП=8%, а в мировой торговле - 25%, доля в валовом производстве ЕС-28%. На Германию приходится более 10% мирового экспорта (2 место после США на 1995 г.). В среднем на душу населения приходится 45200 марок в год. Германия играет ведущую роль в процессе экономической и политической интеграции стран Европы. ФРГ подписала Маастрихтский договор, ввела в действие Шенгенскую конвенцию о единой въездной визе стран-членов ЕС. 2 октября 1997 г. она подписала Амстердамский договор о ЕС. ФРГ перешла на единую европейскую валюту. В соответствии с Конституцией в мае 1994 г. Федеральное собрание избрало Р. Херцога (ХДС) президентом ФРГ. В октябре 1994 г. были проведены выборы в бундестаг 13-й легислатуры (созыва). ХДС/ХСС вновь добились успеха, как и СвДП, потеряв несколько % голосов избирателей по сравнению с выборами 1990 г. При сохранении курса на атлантическую солидарность, ФРГ уделяет основное внимание европейским проблемам на основе договора о ЕС. ОБСЕ рассматривает как " модус вивенди" для поддержания связей с государствами СНГ, в том числе с Россией. ФРГ взяла перед СССР обязательство не размещать ядерное оружие НАТО в восточных землях, но выступает за расширение НАТО " на Восток". Из глобальных проблем ФРГ привлекает проблема коммуникаций и доступа к нефтяным источникам на Среднем Востоке. Военные круги не исключают применения силы далеко за пределами зоны НАТО и участие в этих акциях бундесвера. Правовой основой отношений с Россией является договор между ФРГ и СССР от 9 ноября 1990 г. (совместное заявление президента России и канцлера ФРГ). Россия добилась от ФРГ переноса на 8 лет сроков выплаты долгов по торговым операциям между СССР и ГДР. Досрочно были выведены из ГДР советские войска (август 1994 г.). Дальнейшее развитие экономического сотрудничества зависит от состояния экономики и платежеспособности России. В отношениях двух стран, по мнению ФРГ, есть проблемы: о статусе этнических немцев в России, особая зона в Калининградской области, вопрос о реституции - возврате культурных ценностей и др. 5. Выборы в бундестаг 1998 г. Правительство СДПГ - " Союз-90/Зеленые" у власти. Канцлерство Г. Коля было результативным с точки зрения экономического роста, укрепления позиций страны на мировой арене, восстановления полного суверенитета в результате вывода с немецкой земли иностранных войск. Но германские избиратели не были удовлетворены тем, что не были выполнены обещания превратить новые земли в " цветущий ландшафт", существенно улучшить условия жизни и обеспечить граждан работой. На выборах в бундестаг 27 сентября 1998 г., в которых участвовало 82, 3% избирателей, победу одержала СДПГ (40, 6% голосов), " Союз-90/Зеленые" - 6, 7%. Коалиция этих партий сформировала правительство во главе с Г. Шрёдером (СДПГ). Пост вице-канцлера и министра иностранных дел занял Й. Фишер (" Союз-90/Зеленые"). Из 15 министров 5 - женщины. Это новое явление в жизни ФРГ. Шрёдер - сторонник концепции " третьего пути". Новое правительство намерено решить ряд социально-экономических проблем: создание новых рабочих мест, улучшение условий жизни, особенно в новых землях, принятие мер по оздоровлению экологической обстановки, развитию нации и образованию. Объявлено о решении постепенно отключить 19 " атомных котлов" АЭС в ФРГ. Будет укреплен суверенитет земель в области культуры. Намечено урегулировать положение иностранных рабочих в Германии, вплоть до признания двойного гражданства. Федеральное собрание избрало в 1999 г. новым президентом ФРГ И. Рау (СДПГ). Во внешней политике Й. Фишер проявил инициативу, он заявил о возможности нанесения ядерного удара другим странам. Во время Косовского кризиса ФРГ активно поддерживала позицию США и НАТО и участвовала в их акциях в отношении Югославии (весна-лето 1999 г.). Пересмотр концепции НАТО происходил параллельно с изменением внешнеполитической стратегии ФРГ в вопросе об участии германских вооруженных сил в миротворческих операциях. Во время визита Шрёдера в Москву в ноябре 1998 г., были обозначены контуры и перспективы развития отношений с Россией. В ходе последующих встреч с президентами России, особенно с В. Путиным были продуманы новые пути расширения делового сотрудничества; решения проблемы долговых обязательств РФ.
|