Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Проверка домашнего задания. Слушаем варианты ответов (упр
Слушаем варианты ответов (упр. 240): Начало рассказа «Зимним утром» Воскресным зимним утром не хочется рано вставать. Проснувшись, лежишь в постели и следишь, как постепенно проникает в окно зимний рассвет. Постепенно светлеет, становится легко на душе. Думаешь: ну, хватит валяться! Начало рассказа «Летний вечер» Летним вечером хорошо посидеть у реки, посмотреть, как садится солнце, как тает оно, как меняет цвет. Тихо. Облака окрасило немыслимыми цветами. Интересно следить, как меняется на глазах форма и цвет облаков. Но вот смеркается... Начало рассказа «Осень в лесу» Осенью в лесу особенно хорошо. Воздух прозрачный, чистый. Еще тепло, но по утрам бывает прохладно. Осенняя свежесть бодрит, вливает новые силы. В ложбинках сыро, пахнет грибами, а на пригорках шуршат под ногами листья. Светло и радостно шагать по нарядному лесу. Примечание. Отметить односоставные предложения, указать их тип.
III. Изучение темы «Назывные предложения» 1. Слово учителя. Раз уж мы заговорили о пейзаже в живописи и в поэзии, попытались передать словами настроения, ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся к еще одному пейзажу, изображенному К. Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное»:
Аллеи рек. Зеркальности озер. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка — страшный темный бор. Его вершин немолкнущие звоны.
Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошел в мельканье дней, Но лучше вас я ничего не знаю.
Запишем стихотворение (учитель открывает записанное на доске стихотворение, ученики переписывают его в тетради) и отметим грамматические основы предложений. — Чем выражены основы в большинстве предложений? (Подлежащими.) — Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении к «целому миру», «мельканью дней».) 2. Выполнение упражнений. Упр. 241. Подчеркнем, что во всех предложениях выражается настоящее время. 3. Определение назывных предложений. Самостоятельное изучение статьи учебника (с. 106-107), составление плана в форме вопросов. Например: 1) Что такое назывные предложения? 2) Какое время выражают назывные предложения? 3) В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение? 4) Где и с какой целью употребляются назывные предложения? 4. Тренировочные упражнения. Упр. 242 — устно, «по цепочке». Упр. 243 — разобрать устно, выполнить письменно. Не забыть сделать фонетический и морфологический разбор слов. Упр. 244: написать небольшое сочинение, началом которого послужит один из данных вариантов. (Сочинение можно писать по вариантам или по выбору учеников.) Прочитаем, что получилось (по 1-2 человека от каждого варианта читают сочинения).
Домашнее задание. § 24, упр. 245 — письменно.
Урок 45. Обобщение по теме «Односоставные предложения» Цель урока: обобщить изученное об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы учеников. Методические приемы: самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, диктант с грамматическим заданием.
|