Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Повторение
— Вспомните, что такое обособление. (Выделение по смыслу членов предложения: в речи интонационно, а на письме — знаками.) — С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты.) Запишем небольшой текст: Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились подальше. Земля начала мелко подрагивать, словно волнуясь. Минеральные источники, разогретые внутренним жаром, забурлили. Постепенно набирал силу; вулкан принялся ворчать, попыхивать своей трубкой, пускать дым, выбрасывать пепел. И вот из жерла показалась раскаленная лава. Извержение началось. — Найдите в этом тексте обособления. Объясните, чем они обусловлены. Отметим, что причастные и деепричастные обороты близки по значению и происхождению к глаголам-сказуемым: первые обозначают признак предмета по действию, вторые — дополнительное, добавочное действие. Сравнительный оборот тоже связан с глаголом-сказуемым. Близость к сказуемому является показателем возможного обособления. Для наглядности можно перестроить предложения, заменив обособленные члены глаголами-сказуемыми.
III. Изучение темы «Обособленные определения и приложения» 1. Вопросы и задания. — Какими членами предложения являются причастия и причастные обороты? (Определениями.) — Найдите определения в нашем тексте, скажите, чем они выражены. — Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом, и запишите их. — Прочитайте оба варианта предложений с причастными оборотами. Обратите внимание на изменение интонации. — Соотнесите интонацию этих предложений со схемами упр. 297. 2. Объяснение учителя. Расширим наши представления об обособлении. Рассмотрим предложение: Взволнованная девушка не могла найти слов. Возможно ли заменить существительное местоимением? Выражение «взволнованная она» невозможно. Попробуем обособить определение: Взволнованная, она не могла найти слов. В предложении появился оттенок причины. Еще пример: Рыцарю в тяжелых доспехах сложно было поворачиваться. Заменим существительное местоимением: Ему, в тяжелых доспехах, сложно было поворачиваться. Опять появился оттенок причины. А как ведут себя в таких случаях приложения? Его, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке. Попробуйте убрать обособление, прочитать предложения без пауз. Смысл искажается или вовсе пропадает. Итак, обособляются любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению. Что произойдет, если заменить в предложении с приложением личное местоимение на существительное? Участника игры, известного эрудита, нелегко было сбить с толку. Распространенное приложение «известного эрудита» все равно обособляется. Рассмотрим случай согласованных нераспространенных однородных определений: Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад. Поместим однородные определения после определяемого слова: Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад. Интонация подсказывает, что и в этом случае необходимо обособление. Обобщим наши наблюдения. 3. Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал § 29 на с. 134. Обратите внимание на примечание. Сделайте развернутый план параграфа. 4. Тренировочные упражнения. Сначала потренируемся соблюдать правильную интонацию в предложениях с обособлениями. Упр. 298: прочитать («по цепочке»), найти обособленные определения и приложения, объяснить причину обособления.
|