Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Н. Л. Смирнова 6 страница
В отличие от философского понимания субъекта как идеальной структуры, индивидуальный субъект находится в ситуации 66К. А. Абулъханова многочисленных и разнокачественных детерминаций. И его регулирующая роль по отношению к этим детерминациям и заключается в том, что он достигает той или иной меры гармонии в их соотношении. Категория субъекта как категория психологическая позволяет поставить проблему соотношения разных детерминант, которые либо определяются субъектом, либо он оказывается определенным этими детерминантами вплоть до утери своего качества субъекта, когда происходит своеобразная децентра-ция субъекта. И мы можем, благодаря этому, иметь некоторые исследовательские континуумы, на которых можно располагать разные меры его интегративности, активности и т. д. Наши представления об индивидуальном субъекте, носящие оптимистический характер, будто субъект — это всегда активный, творческий человек и т. д. (и с чем мы и связывали его психологическую специфику), стали реалистичнее, когда этот субъект оказался в условиях пределов, ограничений своих возможностей, которые возникли в силу несоответствия его индивидуальных особенностей социальному месту, условиям и т. д. Благодаря этому встали совершенно новые вопросы — о «цене» его психической деятельности, о том, каким образом он разрешает компенсаторную задачу или какими иными стратегиями преодолевает эти трудности, связанные с различного рода ограничениями, идущими по линии объективных условий деятельности и его психологических и физиологических ресурсов. Если субъект в процессе своего функционирования берется за решение задачи, превосходящей его личностные возможности, он оказывается в ситуации предела своих психических и даже физиологических ресурсов. Социальная возможность стать таким субъектом открылась в настоящее время с расширением форм предпринимательской деятельности. Произошел важнейший с социальной точки зрения отрыв от системы и привязанности к социальному одобрению деятельности, даже к результату, к движению по ступеням «карьеры», поскольку на первый план вышли проблемы организации деятельности, поиска новых, «на свой страх и риск», форм такой организации. Однако эти, казалось бы реальные, возможности стать субъектом деятельности для большинства личностей пришли в противоречие с той степенью социальной (экономической и пр.) неопределенности, которая превышает способность личности эту неопределенность минимизировать и это противоречие разрешить. Став такими Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта 67 субъектами, люди делаются жертвами несбалансированной, еще не сложившейся социальной системы организации труда. Эти проблемы явно выходят за пределы возможностей отдельной личности и психологии как науки. Однако в целом проблема превращения или не превращения личности в субъекта деятельности является не только проблемой ее желаний и доброй воли. Если личность не осознает противоречия между своими возможностями, данными и социальными требованиями, не решает его, то она расплачивается психологической или личностной «ценой». Это понятие, пришедшее из инженерной психологии, на первый взгляд, из узкой и специфической области науки, на самом деле имеет принципиальный научный и жизненный смысл. Деятельность человека может быть оптимальной, результативной социально, но усилия, которые он вынужден затрачивать ежедневно, истощают его жизненные силы, работоспособность, порождают неудовлетворенность жизнью. В конечной итоге все жизненные силы человека уходят на заполнение этого несоответствия. Осознавая, что его труд не стоит тех усилий, которые на него затрачиваются, что результат покупается слишком дорогой ценой, и постоянно живя с этим сознанием, человек неизбежно деградирует как личность. Как же изменяется качество личности, ставшей субъектом? В чем состоит «монитор», производящий в ней «переворот»? Во-первых, все эти психические процессы, свойства, состояния, способности и т. д., которые рассматривались психологами в теоретически реконструируемых структурах, выступают в качестве средств «обеспечения» деятельности и жизнеспособности личности (А. А. Дер-кач, В. Д. Шадриков). Во-вторых, как говорилось, они образуют такую индивидуальную композицию, которая не может быть охвачена единым теоретическим описанием — эта композиция отвечает тому или иному соотношению личности и деятельности, способу деятельности, который выбирает для себя личность в труде, в жизни, в данной ситуации. Есть типы, Действующие эмпирически, т. е. минимально использующие свой интеллект, вполсилы, т. е. минимально напрягающие свою волю, тратящие минимум энергии и т. д. Становление личности субъектом деятельности есть процесс реорганизации, качественного преобразования включенных в деятельность и обеспечивающих ее осуществление психических и личностных свойств в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности. Мышление, память, воля выступают 68 ____________________________________________________ К. А. Абульханова не как характеристики самой по себе личности, как принято в психологии, а как ее ресурсы, используемые так или иначе в деятельности, в жизни в целом. В-третьих, личность начинает исходить не из своих психических ресурсов, способностей, возможностей, потребностей, а из своей стратегии — жизни и деятельности, из своего отношения к делу и жизни. Никакое глубокое знание мотивации и воли не поможет психологу понять причины безволия и нулевой мотивации, если им не учитывается пессимистическое отношение личности к жизни, будущему. Все то, что должно, согласно теории, побуждать и действовать — не функционирует, «не работает». Человек с волевым характером живет, не работая, скучно и неинтересно, если жизнь или он сам привели его к выводу о бессмысленности жизненных устремлений и усилий. Наконец, определение субъекта как разрешающего противоречия позволяет понять, почему личность, уходящая от таких решений, начинает подвергаться деформации, деградации, фрустрации. Во внутриличностной организации происходит изменение оптимальных для нее пропорций в силу неадекватного способа жизни и деятельности. Оставаясь личностями, они перестают быть субъектами в силу своей «неподлинности». Защиты, фрустрации, стрессы, комплексы, больное самолюбие — проявления этой неподлинности. С этим же связана проблема удовлетворенности-неудовлетворенности собой, профессией, своими результатами, которая до недавнего времени вообще исключалась из числа сколько-нибудь социально значимых. Удовлетворенность рассматривалась как мещанская сытость, психологический тупик на пути стремления личности к новым социальным достижениям. Реальная неудовлетворенность людей своим трудом в принципе отрицалась. С точки зрения психологии сама личность закладывает определенные критерии удовлетворенности или неудовлетворенности в уровне своих притязаний, ожиданий. При отсутствии результата можно удовлетвориться мерой преодоленных трудностей, тем, что не изменил себе, «сохранил лицо* и т. д. Другой, недавно очень распространенный тип личности удовлетворялся социальным одобрением, статусом и т. д. без каких-либо значимых результатов, заведомо изменяя себе. Однако с психологической же точки зрения — при том, что удовлетворенность есть относительная к личности, ее понятиям и принципам величина, — это источник дальнейшей активности, то Мировоззренческий смысл, и научное значение категории субъекта _________69_ «подкрепление», которое представляет собой не предметный, а личностный результат усилий. Если неудовлетворенность, подобно страху, стрессу, производит определенные разрушения, деструкцию в дееспособности человека, то удовлетворенность «питает» его силы, повышает жизненную энергию. Само определение задачи деятельности, т. е. сочетание тех условий и требований, тех трудностей и усилий, которые потребуются для ее решения, есть проявление активности субъекта. И сегодня, когда сокращается производство, исчезают некоторые профессии, экономически уничтожаются ученые, когда тысячи людей старшего поколения по типу своему, сло-зкившемуся при тоталитаризме, не могут перестать быть исполнителями, служащими, отсиживающими на работе положенные рабочие часы, чрезвычайно важно, чтобы люди могли осознать психологические проблемы своего труда, соотношение своей личности и профессии. Постановка проблемы субъекта, на наш взгляд, может способствовать такому осознанию — нахождению относительной независимости способа осуществления деятельности от ее требований, возможностям искать новые способы решения противоречия между личностью и трудом. Такое осознание особенно необходимо для личности, которая выступает в качестве субъекта своей жизни. В психологической науке существовали разные подходы к самой возможности изучать жизнь человека в научных категориях. Биографический подход отправлялся скорее от представлений о жизни как о судьбе, от идеи неповторимости, уникальности жизни, а потому, во-первых, независимости ее от человека и, во-вторых, невозможности изучать ее закономерности. Впервые в психологии немецкий психолог Ш. Бюлер предложила научное определение жизни как жизненного пути человека — индивидуальной истории, подчеркнув словом «история» ее закономерный характер (в известных пределах). Однако, хотя °на утверждала роль творческой личности, стремящейся к самовыражению, ее подход свелся и в современном варианте превратился в событийный, при котором решающую роль иг-Р& ет не личность, а совокупность внешних и внутренних событий. В отечественной психологии Б. Г. Ананьевым проблема Жизненного пути личности была рассмотрена скорее в возрастном и социологическом ключе: были выделены периоды дет-ства, юности, зрелости, старости и в период взрослости личность определена через некоторые социальные роли, карьеру, статус и т. д. 70 ____________________________________________________ К А. Абулъханова Таким образом, поиск новых категорий, «квантов* периодизаций, в которых могли бы описываться закономерности жизни всех людей, в конечном итоге привел к дотере самой личности, к утрате самого главного — соотношения личности с собственной жизнью. Поэтому введение С. Л. Рубинштейном понятия личности как субъекта жизни явилось решающим для раскрытия главной плоскости, проблемы. Он был далек от утверждения, что жизнь человека зависит только от самого человека, но, одновременно он не считал возможным рассматривать и саму личность только как производную, зависимую от условий жизни. Понятие субъекта жизни было конкретизировано в его школе через все те же, только более масштабные противоречия между объективным ходом жизни и личностью, которые она решает как субъект. Способность к координации событий жизни, к ее организации и, главное, к решению конкретных противоречий — такова характеристика личности как субъекта жизни. Преобладание нерешенных, неразрешимых противоречий определяет трагику жизни, способность же личности изменять в жизни «расстановку сил», по выражению С. Л. Рубинштейна, составляет источник ее оптимизма, укрепляет ее уверенность. В качестве субъекта личность изменяет объективное течение своей жизни, создает своими поступками новые, отсутствовавшие до того условия, вторичные детерминанты жизни. Чем в большей степени ей удается организация своей жизни в соответствии со своим типом личности, чем больше она самовыражается в жизни, тем более совершенной становится. Мера активности личности здесь сопряжена с уровнем ее развития, совершенства. Конечно, люди в своей жизни решают конкретные задачи — своей профессии, построения личных, семейных и других отношений, но сверхзадачей должна оставаться тенденция выразить себя в формах жизни, осуществить себя. Не нужно говорить о том, что и как научная проблема, и как реальность, личная жизнь при социализме была изничтожена, подчинена контролю социума, превращена в придаток труда — ничтожное «свободное время». Там, где личное было подчинено общественному, личность растворена в социуме и коллективе, там не могла сохраниться ценность личной жизни, представления о необходимости построенной своей волей жизни человека. Она свелась к тяжелому быту, который целиком поглощал и раздроблял сознание человека, фиксируя внимание на текущих делах, ситуациях, обязанностях. Лишь Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта _________71_ в семидесятых годах в советских науках стало употребляться понятие «образа жизни» как некоторая опять-таки обобщенная категория, но и это было прогрессом, поскольку в течение десятков лет в философии слово «жизнь» связывалось только с... биологией. Вся высокая русская классика Толстого и Достоевского с ее глубинным, трагическим проникновением в человеческую жизнь была приписана к «департаменту» литературы в сокращенно школьном варианте. Преемственность русского сознания, самосознания, рефлексии своей жизни была прервана. И только сегодня, когда каждый человек остался один на один с проблемами своей жизни, открывается возможность такого осознания — самого себя, своих возможностей, своих желаний и меры их реализации в жизни. На смену жесткой социальной регламентированности жизни пришла жесткая экономическая регламентация, и именно в этот момент сознание человека должно оторваться от привычной цепи, от стереотипа привязанности к внешним детерминантам, необходи-мостям. Именно в этот момент может быть осознана прежде не поддающаяся осознанию связь усилий и результата, цена, затрачиваемая на ту или иную деятельность, наконец, собственные желания, а не поставленные социумом цели. Может быть поставлен глобальный вопрос: а чего я, собственно, хочу от жизни, что могу, что достижимо и какой ценой? Конечно, пробуждение индивидуального сознания, самосознания в обществе, где веками (за редким исключением привилегированных слоев) господствовало общинное сознание, следовавшее нужде и вере, привязанность к водке и стереотипам, дело чрезвычайно сложное. Но именно с этого пробуждения может начаться в России совершенно особая индивидуализация — стадия, предшествующая индивидуализму. Эта индивидуализация, по нашему глубокому убеждению, в России может строиться не на экономической или правовой, а именно на психологической основе. Эта тема заслуживает более подробного обоснования, но в предварительном виде важна идея возвращения личности ценности ее самой и ее личной жизни, которая долгие годы от нее была отчуждена. И уж если говорить о необходимости приватизации, то прежде всего личностью должны быть приватизированы собственная личность и собственная жизнь. Каждому предстоит совершить глубокую «инвентаризацию» своего психического, личностного, жизненного «снаряжения», проверить его на прочность, осознать 72К, А Абульханова все сильные и слабые стороны, взвесить надежность своих жизненных, человеческих опор, построить эти опоры, чтобы снова устоять. Теперь уже не в «коллективе», а в одиночку. И представляется, что главным механизмом такого осознания может стать исконно российская, замешанная на вере идея субъекта. Даже в самом простом, далеком от сложностей, изложенных в данной статье, выражении она несет смысл, является символом того качества, которое пусть невамного, но возвышается над личностью, не позволяет нам смириться с наличным, данным и заданным, ограничиться тем, что уже дано. Речь идет именно о том, чтобы найти свое новое и, как всегда представляется русскому сознанию, обязательно лучшее качество в жизни, разместив себя в пространстве и времени жизни, сумев воплотить себя в ней. Такая непростая рефлексия может опираться и на другой способ, который фактически заложен в натуре человека, — на потребность в познании самого себя. Эта потребность вдруг неожиданно сильно проявилась в нашей массовой психологии в увлечении всевозможными гороскопами. Кроме чистого интереса к будущему, к судьбе в этом увлечении просматривается естественная потребность самосознания, осмысления особенностей своей личности, индивидуальности. Такая рефлексия представляется достаточно неожиданным явлением на фоне господствующей до самого недавнего времени психологии социального сравнения, ориентации на другого, подражания. В ряде наших исследований социальных представлений, проведенных в лаборатории личности Института психологии РАН, выявился факт, который может быть назван парадоксально «индивидуализация через сравнение», когда респондент говорит: «я не лгу, а другие — лгут»> *я честный, а другие — жулики», т. е. способен раскрыть свои преимущества только через сравнение и отрицание их у других. Отсюда очевидна потребность в опорах для выявления, осознания своей личности, индивидуальности. Эти опоры должны быть очень сильны, чтобы преодолеть сросшиеся с нами стереотипы: «я — как все», «я — со всеми», «у нас» (наиболее часто встречающееся словосочетание у русского за рубежом) и т. д. Такой опорой может быть научная типология или ее популярные варианты. Любая типология имеет свой язык и свою систему понятий, в которой описываются особенности личности. Но именно такого языка, на котором описываются качества человека, не хватает в обыденной жизни и сознании. Не- Мировоззренческий смысл а научное значение категории субъекта 73 смотря на то, что сохранилась литературная классика, из обыденного языка ушли понятия * благородный», «капризный», «вздорный», «степенный» и многие другие. Лексикон для описания качеств личности свелся к понятиям «хороший» и «плохой», «честный» и «нечестный» и немногим другим. Даже такие понятия, как «умный», «тонкий», «проницательный», «настойчивый», употребляются крайне редко. Это значит, что личность в массовом сознании по-прежнему рисуется грубыми мазками, казенным или сленговым языком. В силу сказанного и разработка отечественных вариантов типологии личности, и ее применение для диагностики людей и, наконец, ее внедрение в массовое сознание — насущные жизненные задачи. Между тем, даже в школе, где осознанно или неосознанно происходит воспитание личности, учитель для ее описания часто пользуется лишь такими понятиями, как «вертится на уроках», «не любит отвечать у доски», т. е. чисто поведенческими или, еще того хуже, оценочными категориями «отличник» или «отстающий». Может ли с их помощью только нарождающая личность ответить на вопросы: Кто я? Каковы мои сильные и слабые стороны? На что я способен? и т. д. Чтобы думать о чем-либо, например решать математическую задачу, нужно владеть понятиями и правилами мышления. Для размышления о самом себе или другом человеке они столь же необходимы. И если они отсутствуют в распоряжении личности, то как она может осознать себя, вести с собой диалог, осуществлять рефлексию? Зарубежные типологии личности широко применяются у нас также в целях диагностики, но насущной научной задачей является разработка отечественных типологий, поскольку они способны отразить особенности личности, возникшие в результате способа жизни в нашем обществе. Эти типологии разрабатываются в нашей лаборатории и позволяют прежде всего охарактеризовать не столько «черты» личности, сколько ее функциональные возможности. Например, типы не только делятся на инициативных и безинициативных, но уточняются Условия, при которых инициативны разные типы, причины безинициативности. Соединение символа, воплощенного в идее субъекта, с некоторыми научно-популярными знаниями психологии, которые дают возможность человеку разобраться в себе, определить свое место в жизни, развить в себе одни и компенсировать другие качества, позволяет расширить суженое сознание, 74 ____________________________________________________ К А Абульхакова обратив его на познание себя, на лучший способ приложения своих сил. Именно таков, на наш взгляд, первый шаг на пути индивидуализации нашего, до сих пор унифицированного, унифицирующего и унифицируемого, общества, реальная предпосылка развития российского самосознания в личной, а не обезличенной форме. Литературо 1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельно- .~и ■ сти. М., 1973.
I [ 2. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991. jA I 3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: ||j проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. 1994. № 4. 4. Белицкая Г. Э. Типы проблемиости социального мышления. // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993 5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 6. Деркач А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995. 7. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. Т. 16, № 1, 1995. 8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА1 А. Н. Славская Исследования социальных представлений — политических, моральных и особенно правовых — в отличие от опросов общественного мнения, снимающих ситуативную и недифференцированную картину обыденного сознания, в определенной мере позволяют проникнуть в сложную сущность и характер изменения российского общественного сознания. По мнению авторитетного социального психолога С. Мос-ковичи, социальные представления аккумулируют сегодняшнее состояние общества, его проблемы, противоречия, тенденции (12). Все без исключения представления, например — экономические, играют решающую роль в обществе при установлении соответствующих отношений, но правовые представления, по-видимому, именно в России в сложнейший период построения правового государства могут сыграть особо существенную роль. С одной стороны, Конституция Российской Федерации определяет ее как демократическое правовое государство с республиканской формой правления. С другой — авторитетнейшие специалисты в области права утверждают, что «Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью» [13, с. 75]. С третей стороны — исторической — Россия традиционно была страной, в которой не выделялось соотношение личности и государства, а потому гражданский драво-вой статус личности (в совсем еще недавнем прошлом) сводился к выполнению обязанностей при полном отрицании прав. В связи с этими противоречиями вопрос о осознании личностью своих прав встает очень остро. Если развитие общества действительно пойдет по пути демократизации, создание правовых институтов, защит и т. д. должно сопровождаться становлением Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (код проекта 97-06-08193). _76______________________________________________________A H Славская правосознания всех граждан и каждой личности в отдельности. Но на сегодняшний день только психология своими методами может вскрыть сложное противоречивое состояние сознания реальной личности, только психология может ответить на вопрос, насколько развиты или неразвиты правовые представления [5, с. 275]. Исторически в России основные ценности (любви, общности как соборности) оказались противоположны праву и норме. В западно-европейской культурной традиции норма и право возникли прежде всего как способ защиты ценностей, а ими изначально были личность и ее свобода. Там, где власть государства вступала в противоречие с правом личности, она правом ограничивалась и во всех остальных отношениях была направлена на защиту обеспечения прав личности. Возникает вопрос, возможно ли в России сегодня объективное, реальное утверждение личности в качестве правовой единицы общества, если личность не была единицей общества ни до революции, ни после нее — при социализме? По-видимому, для этого нужно время и определенные экономические, гражданские предпосылки, которых нет в сегодняшнем кризисном российском обществе. Возможно ли в таком обществе признание ценности свободы личности? Кросс-культурное исследование ценностей, проведенное международной лабораторией социальной психологии в бывших «странах народной демократии», показало, что свобода не относится к числу актуальных позитивных ценностей, занимая в иерархии сознания одно из последних мест (по докладу И. Марковой на международной конференции «Л. Выготский, С. Рубинштейн и социальные представления», 13-15 мая 1996 года, Москва). Трудно говорить о выработке законодательно — исполнительных механизмов защиты свобод личности в обществе, не осознавшем ценность такой свободы. Наконец, «низкая правовая культура должностных лиц, — пишет крупнейший российский правовед Е. А. Лукашева, — усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении права и пренебрежении им. Права человека — категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечить их незыблемость» [13, с. 81]. К этому объективному перечню дефицитных для обеспечения прав личности условий можно добавить еще два дефицитных субъективных условия. Авторы книги «Общая теория прав человека» ссылаются на авторитет Р. Иеринга, который / Правовые представления российского общества 77 связывал способность отстаивать свое право с чувством собственного достоинства [13]. Чувство собственного достоинства это, одновременно, основной личностный механизм. Западно-европейская личность, едва являясь на свет, уже обладает тем чувством ценности своего «Я», которое затем всей системой воспитания и отношений превращается в чувство собственного достоинства. Тогда как в России, как заметил еще В. Белинский, важнейшим механизмом личности становится самолюбие, которое отличается от чувства собственного достоинства. Это не свобода и непринужденность проявления своего *Я», а болезненная установка на возможность ущемления такой свободы. Психологическая характеристика правового сознания личности была получена в исследованиях, показавших, что в отличие от западно-европейских правовых представлений, связывающих функцию закона с обеспечением справедливости, т. е. защитой позитивных ценностей, в отечественном сознании представлена негативная, карающая функция закона, что составляет наследие тоталитаризма [7]. Можно расширить эти данные выводом, что в отечественном сознании законы и право воспринимаются только как обязанности личности перед государством, но не как права. И тем не менее при дефиците целого ряда объективных социальных и внутренних субъективных условий, по-видимому, можно говорить о возникновении предпосылок правового сознания личности. Для этого необходимо дифференцировать целый ряд отношений, которые обычно рассматриваются нерасчлененно, синкретично. Первые два отношения были дифференцированы Н. Я. Данилевским, который писал, что буржуазному праву удалось решить одновременно обе части правовой задачи — взаимоотношений личности с государством и взаимоотношений личностей друг с другом. Вторые два отношения, были связаны в западном правовом сознании — это права и обязанности. Они интегрировались взаимной ответственностью — государства перед личностью, гарантировавшей обеспечение ее прав, и личности перед государством, гарантировавшей выполнение своих обязанностей. В российской социальной жизни и в сознании личности оказались разорваны те два отношения, которые по мнению Н. Я. Данилевского, связаны в западном праве — отношение к государству и к другим людям, а также не только разорваны права и обязанности, связанные в правовых государствах, но пРава вытеснены, заменены обязанностями. «Христианское смирение было ложно истолковано, — пишет Н. А. Бердяев, В _78______________________________________________________ А И Славская анализируя истоки и смысл русского коммунизма, — и этим истолкованием пользовались для отрицания человеческого достоинства, для требования покорности всякому социальному злу» [4, с. 140]. Тоталитарный тип связи государства и личности в настоящее время сменился тенденцией к расгосударствовашда, которое заключает в себе очень существенное противоречие. С одной стороны, признаются права личности не только как гражданина (т. е. по отношению к государству), но и как человека, что «преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его само-|| определения* [13, с. 32]. Этим актом новая Конституция РФ 1 «восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые бы- ли утверждены в результате буржуазных революций» [13, ■ с. 83]. С другой — «в последние годы произошло ослабление российской государственности, а это — движение в сторону, противоположную обществу, основанному на праве». Суть этого противоречия в том, что предоставляя личности большую свободу, общество одновременно не в силах взять на себя обязательства по защите прав, связанных с этой свободой — оно не имеет развитых правовых механизмов защиты свобод. Очевидно, что права, предоставляемые гражданам РФ, реализация которых гарантирована в большей степени, это преимущественно политические права (избирательные и др.). Но из этого следует чрезвычайно существенный вывод, что способность и культура пользования своими человеческими правами должна быть присуща личности. Несмотря на отсутствие в России исторических традиций в области права, несмотря на пережитый ею период тоталитарного подавления правового сознания, несмотря на отсутствие правовых механизмов защиты свободы личности в современный период, единственным путем построения правового общества представляется путь «снизу» — путь становления правового сознания личности и ее способности и умений отстаивать и защищать свои права. Что же может актуализировать правовое сознание российской личности и считаться объективной предпосылкой ее правовых представлений? Мы предполагаем, что основным содержанием этих представлений не является достижение свободы, понимание ее ценности, потому что в силу исторических, социальных и экономических причин чувство ценности своего «Я» и собственного достоинства не было развито. Объективной предпосылкой может стать жизненная ситуация, жизненная
|