Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. Л. Смирнова
личности [1]. Область исследования, к которой относится модель социального мышления личности, отличается от традиционной психологии мышления, несмотря на то, что в ней в последнее время особо подчеркиваются личностные характеристики мышления (эмоциональные, мотивациовные и т. д.). В работах по изучению социального мышления личности исследуются не личностные особенности процесса мышления, а его личностные способы и типы. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, мышление личности следует отнести к психосоциальным явлениям, поскольку оно представляет характеристику личности, личностный продукт ее жизни в данном обществе, ее психический функциональный «орган». В отличие от социальной психологи в работах данного рода исследуется не массовое сознание, не межличностные, интерактивные процессы, а мыслящая о социальной действительности (ее ситуациях, событиях, людях) личность [1]. Имплицитные теории интеллекта особенно широко исследуются последние 10 лет за рубежом [22, 11, 4, 10, 18, 19, 23]. В этих исследованиях, которые изучали, что такое интеллект и качества его функционирования, варьировали выборки, применялись разные методы (от интервью с открытым концом до оценочных шкал). Вывод большинства исследований выражен следующей фразой: «Хотя эксперты в нашей выборке имели докторскую степень в психологии и все работали в колледжах или университетах и занимались главным образом исследованиями в области интеллекта, их концепции можно отличить от общей взрослой выборки популяции с большим трудом» [22J. Семин [21] развивает подход, согласно которому многие психологические теории основаны на обыденной психологической реальности, которая объективируется в языке как части символической конвенции. По его мнению эмпирически проверенные модели или теории психологии могут быть установлены только доступными социально конституированными репрезентациями. Таким образом, обнаружено значительное число персечений между имплицитными и эксплицитными моделями интеллектуальности, и имплицитные теории должны рассматриваться как начало эксплицитных [21, 22]. В настоящее время, в связи с исследованиями имплицитных концепций, широкую известность приобрела теория социальных репрезентаций С. Московичи [2]. Особенностью, которой характеризуются типы репрезентаций, является то, что Образ умного человека: российское исследование 115 они представляют собой канал между нами и реальностью, к которой мы обращены. Кроме того они разделяются огромным числом людей, передаются от одной генерации к другой и оказывают влияние на каждого из нас без нашего сознательного согласия [15]. Эти социальные репрезентации безусловно имеют культурные границы. Концепция интеллекта, превалирующая в данной культуре, оказывает влияние на когнитивное развитие, которое происходит в данной культуре. Однако, существует два уровня концепций интеллекта: первый репрезентирует общие характеристики данной ментальности, т. е. является обобщенным, второй — принадлежит реальному индивиду, личности и потому является более конкретным. Второй — индивидуальный — уровень может, в результате обобщения разных мнений и минимизации различий, дать и представление о ментальности, но он представляет особую самоценность и может быть изучен только в психологическом исследовании. Концепции интеллекта различаются в зависимости от характеристик, особенностей мышления личности, которая рассматривается, ее возрастных, половых особенностей, а также групповой принадлежности. Подход, в котором имплицитные теории интеллекта рассматриваются в терминах прототипов, был предложен У. Нейс-сером [17]. Он выдвинул предположение, что интеллектуальная личность это некое представление, организованное согласно ирототипической модели, в которой устанавливается сходство между двумя индивидами — одним реальным и другим прототипическим. Уровень абстракции, на котором люди концептуализируют прототип интеллектуальной личности, гибко зависит от контекста: на бытовом уровне — уровень абстракции будет относительно низким и тогда в прототип войдут культуральные, этнические, социо-экономические, половые и возрастные особенности. На высшем уровне абстракции, возможен прототип напоминающий схематичную личность без определенного возраста, социального положения, пола или эт-ничности. Можно предположить, что обыденные концепции интеллекта не должны быть высоко абстрактны и в них войдет значительное число характеристик, специфичных для определенных конкретных личностей. Основным результатом работ, посвященных исследованию Концепций интеллектуальности, явилось выделение ее двух-
|