![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты и их обсуждение
t. Выбор умного человека При выборе умного человека обнаружились половые различия, которые, в свою очередь, были дифференцированы у разных поколений. Взрослые испытуемые предпочитали выбирать умным человеком мужчину, в среднем 38 лет: 83% мужчин и 60% женщин считают, что умный человек это мужчина. Эти результаты сходны с результатами, наблюдаемыми в японских и финских исследованиях [4, 18, 19]. Школьники предпочитают выбирать из своей собственной половой и возрастной группы. Так, в младшей группе школьников 91% мальчиков выбрал своих сверстников, причем без полового предпочтения, 45% мальчиков решили, что умный человек — это девочка того же возраста, что и они, и 45% — Образ умного человека' российское исследование 121 что это мальчик. Среди девочек той же возрастной группы картина была следующей: большинство выбирало сверстников (68%), из них 46% выбрали девочку и 22% — мальчи-ка.Взрослых на роль умного человека выбрали 32% девочек, из них 25% выбрало мужчину и 7% женщину, что, по-видимому, свидетельствует о низком авторитете интеллектуальности старшего поколения. В средней группе школьников 84% мальчиков выбирали своих сверстников, причем преимущественно своего дола: 82% мальчиков выбирал мальчика и 2% — девочку. У девочек эта тенденция выражена слабее: 63% девочек выбирает сверстников, причем 48% выбирает девочку и 14% — мальчика. Взрослого мальчики выбрали в 16% случаев, а девочки в 37%, причем мальчики выбирали только мужчину — 16%, а девочки без полового предпочтения: 19% выбрали мужчину и 18% — женщину. В старшей группе школьников картина выбора предпочтений у мальчиков приблизилась ко взрослой: 71% мальчиков выбирает умным человеком мужчину, причем 37% выбирает взрослого и 34% своего сверстника. Девочек выбирает 21% мальчиков и 8% мальчиков выбирает взрослую женщину. Девочки при выборе умного человека отдают свое предпочтение взрослому (61%), причем 39% выбирает мужчину и 22% — женщину. Среди сверстников девочки выбирают девочек в 31% случаев и мальчиков только в 7% случаев. Исследование также выявило тенденцию в развитии (путем сравнения разных возрастных групп школьников) представлений об умном человеке среди школьников. У мальчиков 10-12 лет не выявлено половых предпочтений в выборе умного человека, в 14 лет — картина резко меняется в сторону мужской интеллектуальности (97%) и к 16 годам она устанавливается на том же уровне, что и у взрослых. У девочек в развитии представлений об интеллектуальности не было обнаружено таких же резких изменений, что и у мальчиков. Но общая картина развития возрастного изменения представлений была сходной: примерно равное распределение выборов между мужской и женской интеллектуальностью в 11 лет (47% и 54% соответственно), затем в 14 лет наблюдается рост женской интеллектуальности (64%) и к 16 го-Дам он начинает приближаться к представлениям взрослых (52% у девочек и 40% у взрослых женщин). Образ умного человека- российское исследование 123 V. Фактор опытности (5.8%) — многое умеет.58 — мужественный.49 — работоспособный.48 — мудрый.46 — критичный.46 Фактор 1 рассчитывался для 11% от всех случаев и был назван социально-этическим фактором, в который вошли такие характеристики, как: скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогает другим. Фактор 2 — фактор культуры мышления: эрудированный, интеллектуальный, хорошо образован, много читает, гибкий ум, творческий. Фактор 3 — фактор самоорганизации: независим от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуации, стремится к поставленной цели, логичный. Фактор 4 — фактор социальной компетентности: умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник. Фактор 5 — фактор опытности: многое умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный. Далее мы сравнили данные по российской выборке с данными результатов финского, японского и американского исследований. Одной из сложностей при сравнении результатов кросс-культурных исследований является разница в методах: так, испытуемые думали о конкретном человеке в настоящем исследовании, а также в финском [18] и японском [4], и об идеальной личности в американском исследовании [22]. И тем не менее, мы считаем, что сравнение правомерно, поскольку речь шла об одном предмете исследования. Методически наше исследование практически совпадало с финским и японским, но разным было количество баллов в шкалах, по которым оценивались интеллектуальные качества: 3-х бальная шкала в японском исследовании и 5-ти бальная в финском. И, конечно, список качеств, который оказался разным во всех четырех исследованиях, поскольку отражал типичные характеристики определенной куль-Уры и общества. Сравнивая полученные результаты с финскими, японскими и американскими результатами, можно отметить следующее: 124 _____________________________________________________ И. Л. Смирнова общим для российского, финского и японского прототипов является социальное измерение. Во всех трех исследованиях социальное качество преобладало в факторном решении и было поделено между двумя измерениями: «социально-этическим», «кооперативным» или «рецептивным» и «социальной компетентностью», «настойчивостью» или «позитивной социальной компетентностью». В работе Стернберга с соавт. [22] выделено только одно социальное измерение, которое больше соответствует фактору социальной компетентности, нежели социально-этическому фактору. В нашем исследовании мы также как и финские коллеги [19] не обнаружили независимого вербального фактора, который был выделен в американском исследовании [22]. Фактор социальной компетентности настоящего исследования включает вербальный навык, но шире, отражая социальные интересы и умения. В финском же исследовании вербальный фактор вошел в фактор «софистика», который также был шире, поскольку включал в себя интеллектуальные навыки. Азума и Кашиваги также выделяют вербальный фактор, но его содержание выглядит специфично японским [4]. Следует отметить также параллели между факторами «культура мышления» и «софистика». Общим здесь является наличие такого признака интеллектуальной личности как эрудиция, образованность. Следующие два фактора, выявленные в нашем исследовании, фактор самоорганизации и фактор опытности обнаружили много сходства с факторами рассудительности и умением решать проблемы в финском исследовании и факторами эффективности и оригинальности в японском. Все эти факторы так или иначе связаны с когнитивной стороной интеллектуальности, но имеют разное выражение в разных культурах. Так, фактор самоорганизации в нашем исследовании скорее отражает рациональное начало в представлениях об интеллектуальности (не зависит от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, стремится к поставленной цели, логичный), в то время как фактор рассудительности в финском исследовании репрезентирует типичную финскую характеристику интеллектуальной личности (точность, систематичность, определенность, настойчивость и успешность в жизни и работе). Навыки решения проблем отмечены во всех работах, хотя выражены они по-разному. В финском и японском исследовании Образ умного человека: российское исследование ________________________ 125 к навыкам решения проблем относятся быстрота и эффективность действий. В американском исследовании акцент делается на непредубежденности и точности, В нашем исследовании — на опытности и гибкости. Сравнивая результаты американского, японского и финского исследований, можно отметить значительное сходство в результатах, полученных в американском и финском исследованиях. Их главный вывод — когнитивный компонент является ведущим в представлениях об интеллектуальной личности. В японском же исследовании на первый план выступает социальный фактор. Можно предположить, что здесь мы сталкиваемся с проявлением западной и восточной ориентации, а именно: рационалистические и индивидуалистические традиции западного общества и коллективистические традиции и «ненаучный» (при рассмотрении с позиции западных стандартов) стиль мышления в Азии [12, 24]. Как мы отмечали выше, в нашем исследовании также выявлена ведущая роль социального фактора. По-видимому, это означает то, что по своим традициям и стилю мышления, во всяком случае в том их аспекте, который определяет изученные характеристики прототипов, российская популяция является в большей степени восточной, чем засадной. Эти результаты во многом подтверждают представления о наличии двух начал (восточного и западного) в российском менталитете и преобладании восточного; о ведущей роли моральных представлений, и вместе с тем, о целостном характере русского мышления [3].
|