Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советская действительность в документальных телесериалахСтр 1 из 3Следующая ⇒
АВТОРЕФЕРАТ К магистерской диссертации Яценко К.А. Советская действительность в документальных телесериалах 60-90-х гг. ХХ века»
Тема исследования - отражение действительности советской эпохи в документальной телехронике.
Актуальность исследования. Актуальность изучаемой темы продиктована возрастающим интересом к советскому прошлому в современной России. Во многом советский и постсоветский опыт может быть применим для решения сегодняшних задач, например, таких как укрепление общероссийской национальной идентичности при помощи создания образа единой нации на телеэкране. Богатый советский опыт по конструированию позитивного образа собственной страны необходимо переосмыслить. Для этого представляется важным понять как под влиянием различных внешних факторов менялась телевизионная документалистика в представлении образа страны в разные эпохи.
Основой идеологии советского государства была теория марксизма-ленинизма, что в советской хронике проявляется в конструируемом образе прошлого, настоящего и будущего страны на телеэкранах. На сегодняшний день в Российской Федерации законодательно запрещена любая идеология: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»1. Можно ли при создании образа страны обойтись без идеологии? Что с научной точки зрения является пропагандой и всегда ли она необходима для создания общенациональной идентичности? На эти вопросы предстоит ответить нам.
Сейчас значительная часть современных авторов (Виталий Третьяков2, Александр Проханов3, Николай Стариков4, Олег Матвейчев5) считает необходимой мерой принятие официальной идеологии Российской Федерации для чего придется внести корректив в статью 13 пункт 2 Конституции РФ, запрещающую установление официальной идеологии. Вместе с тем, есть другая точка зрения, о необходимости сохранения статус кво 13-й статьи Конституции, например так считает Валерий Федоров.6 Создание и распространение идеологии, как и любой системы идей невозможно без массовой коммуникации, в том числе через документальные телефильмы и телеконтент. Необходимо выяснить, нуждается ли зритель и массовое сознание в подаче только позитивной информации, или негатив в документалистике так же необходим. Есть ли необходимость в ограничениях и цензуре, будет ли от них польза или вред, например, межнациональные этнические конфликты. Телехроника может способствовать созданию атмосферы межнационального доверия, интеграции ради решения общенациональных задач и целей.
Так же документальная телехроника может поднять интерес к истории собственной страны, ее экономике, культуре и географии.
Степень разработанности темы. Ряд советских кинодокументалистов, такие как Игорь Беляев7, Герц Франк8, Анатолий Круговых9 в разной степени рассматривают в своих работах тему реальности и художественного образа. В работе Владимира Саппака «Телевидение и мы»10 поднимается проблема правды на телеэкране. Существует автореферат Сычева С.В. «Эволюция тенденций развития документального кино и телефильма»11, который затрагивает понятие популярности у зрителя тех или иных документальных фильмов. Предстоит провести конкретное исследование по теме отражения действительности в документальной телехронике.
В политологии, социологии, психологии есть немало теорий, таких как картина мира Рэдфильда12, теория установки Узнадзе13, теория стереотипа Липпмана14, которые еще не использовались для анализа реакции телеаудитории на документальную телехронику.
Необходимо провести междисциплинарное исследование вышеперечисленных теорий, чтобы понять какие функции выполняет телехроника в массовом сознании, в чем ее практическая ценность.
Теоретико-методологическая база исследования. Проблема восприятия образа советской действительности в документальном кино разработана и описана в работах Анатолия Круговых, Игоря Беляева, Герца Франка. Проблема картины мира, установок и стереотипов изучена и проанализирована Рэдфильдом, Узнадзе, Липпманом и Цаллером15.
Проблема исследования — изменчивость образа страны в документальном телевизионном кинематографе в процессе развития техники, личности автора и перемен в социально-политической сфере.
Объект исследования — образ советской действительности в отечественной документальной телехронике.
Предмет исследования — трансформация восприятия образа советской действительности в документальной телехронике в разные десятилетия ее истории.
Цель исследования — выявить и найти подтверждение факторам, влияющим на трансформацию образа страны в документальной телехронике.
В исследовании поставлены следующие задачи: - проанализировать образ советской действительности в «Летописи полувека» - проанализировать образ советской действительности в «Нашей биографии» - сравнить образ действительности в сериале «Летопись полувека» и «Наша биография» - проанализировать образ советской действительности в телепередаче «Старая квартира» - проанализировать образ советской действительности в телепередаче «Намедни» - проанализировать рефлексию слома советской действительности в документальном сериале «Рожденные в СССР» - сделать выводы о причинах, влияющих на образ советской действительности, создаваемый на телеэкране Методы исследования — анализ, сравнение, корреляция, политологический метод.
Гипотеза исследования — под влиянием государственной идеологии и в результате совершенствования творческих и технических возможностей телевидения в документальной телехронике происходит постепенная трансформация образа страны и ее граждан от собирательного советского человека к конкретным личностям.
Научная новизна исследования — существует достаточное количество работ, посвященное документальному кино. В данном исследовании речь идет о документальной хронике не в кинотеатре, а на телевидении. При этом, опыт кинодокументалистов и теоретиков телевидения соединен с политологическими концепциями, что должно дать новый взгляд на поднимаемую проблему.
Теоретическая значимость исследования — основываясь на понятиях «картина мира» и «художественное осмысление реальности», в исследовании будет создан ряд рабочих понятий, таких как «образ действительности» подразумевающий: 1) «образ порядка» (визуализация на телеэкране жизни в СССР и странах социалистического лагеря); 2) «образ хаоса» (визуализация на телеэкране жизни в странах капиталистического лагеря, угнетение трудящихся, разрушения от войны), 3) «образ борьбы» (визуализация на телеэкране митингов, вооруженных столкновений «своих» против «чужих», визуализация строительства ГЭС, освоение целинных земель, борьба за урожай и т.д.). 4) «образ героев» (визуализация на телеэкране участника событий или интервью с ним, записанная на магнитную пленку).
|