Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Образ советской действительности после «распада» СССР






 

В 1996 году передача «Старая квартира» стала первой на постсоветском российском телевидении телевизионной попыткой взглянуть на советское прошлое глазами людей, без идеологической цензуры. Идея принадлежит президенту «Авторского телевидения» (ATV) Анатолию Малкину и по задумке каждый выпуск должен быть посвящен отдельному году страны, начиная с послевоенного 1947 года и заканчивая 1999 годом. Например, выпуск посвященный 1957 году иначе освещает эпизоды Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Ведущий Григорий Гурвич отдает команду: «Гасим свет, смотрим хронику». С 6-й по 8-ю минуту передачи гости в студии смотрят кадры с фестиваля Молодежи и студентов. После этого гостям из зрительного зала «старой квартиры» предлагается поднять руку и поделиться своими личными воспоминаниями об этом событии. «Вот это впечатление того, что как бы разрешили, но открытым текстом этого никто не говорил. Но можно, можно разговаривать, можно общаться. А вот совсем недавно меня остановила группа фермеров на территории академии и стали приставать чтобы я дала телефон, адрес, со мной кто-то будет переписываться. Я была в шоке и в панике! Я понимала, что грубо ответить нельзя, но совершенно четко понимала, что нельзя!» «Вы думали, что Вас вербуют, да?» - уточняет ведущий. «Ну, где-то так. Более того, они мне подарили пачечку леденцов и дома все обсуждали есть или не есть. Решили не есть», - отвечает гостья.

В целом «Старая квартира» не является мифом, не конструирует образ страны, а скорее реконструирует его по рассказам гостей передачи и фрагментам кинохроники.

 

В передаче Леонида Парфенова «Намедни», не конструируется миф, он скорее анализируется как часть советской жизни, как предмет для изучения. В начале каждого выпуска ведущий произносит концепцию программы: «События, люди, явления, определившие образ жизни. То, без чего нас невозможно представить и еще труднее понять». Манера ведущего не лишена иронических эпизодов. «Ни одно хрущевское начинание не вызывало такого количества шуток и анекдотов» - ведущий комментирует начало посева кукурузы Никитой Хрущевым. Наличие тонкой грани между чувством юмора, серьезностью констатацией факта и комментарием эксперта в передаче не позволяет провести однозначный анализ образа советской действительности, как это можно было делать с «Летописью полувека» и «Нашей биографией». О таких вещах как анекдоты, мода, быт, Парфенов нередко вспоминает из своего детства и юности3.

Советское детство, восприятие советского прошлого делает героев документального сериала Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР» похожими, несмотря на то, что они живут в разных полушариях Земли и являются гражданами разных государств. «В Советском союзе есть человек, чья смерть не значит, что он ушел навсегда. Его портрет на первой странице детского букваря» - комментирует диктор в фильме 1990 года «Рожденные в СССР. 7 лет». На экране показана очередь в мавзолей Ленина. Ведется интервью с братом и сестрой - Леонидом и Жанной:

Режиссер: Кем был Ленин?

Жанна: Вождь.

Леонид: Бог всей земли.

Подобный ответ показывает, что сконструированный советской пропагандой образ Ленина-вождя и Ленина-сверх-человека присутствует в сознании семилетнего ребенка, даже несмотря на «гласность» и «перестройку» в СССР 1990 года. Даже несмотря на то, что семья Леонида и Жанны переезжает из СССР в Израиль, образы, созданные марксистско-ленинской идеологией проявляются в ответах детей.

На 56-й минуте показан образ новых героев. «Американские фильмы еще один источник информации о жизни на Западе» - говорит диктор. На экране показана афиша с изображением Сильвестора Столоне в роли Рэмбо с голым торсом и гранатометом в руках. Ведется интервью с Александром, первоклассником из небольшого поселка на Волге:

Александр: Героев-то я знаю, Рэмбо, Шварц, ниндзей.

Режиссер: Откуда ты их всех знаешь?

Александр: Знаю. Я по видео это смотрю.

Ответ Александра показывает новый образ постсоветских героев, созданных массовой культурой. Как мы видим, массовая культура и «Голливуд» способны конструировать образ новых западных героев, не связанных с советским мифом. Фильм советских детей за 1990 год показал противоречивые тенденции — столкновение элементов советского мифа с западной массовой культурой, которая была с интересом воспринята детьми.

 

«Рожденные в СССР. 14 лет» (1997 год) показывает размытие общей идентичности среди героев, уход в отдельные «миры». Об отношении к СССР высказался Александр:

Александр: Мне без разницы, распадается, пускай распадается.

Режиссер: То есть ты не чувствуешь, что страна стала меньше, это тебя не волнует никак?

Александр: Так это чего, я тут живу, мне как-то что она там, меньше, больше, я этого ничего не видел, мне этого ничего не надо. Главное, чтобы вот эта вот деревня не была ни меньше ни больше.

 

На 37-й минуте Леонид и Жанна в новом доме на территории Израиля (в небезопасном поселке недалеко от арабской границы) говорят в интервью об антисемитизме в СССР:

Леонид: Мы всем говорили о том, что в Америку уезжаем.

Жанна: Мне тут нравится жить, тут хорошо

Леонид: Тут евреев не ненавидят.

В продолжении интервью на 50-й минуте речь зашла об отношениях с новыми одноклассниками в израильской школе:

Жанна: В этой школе нас встретили очень даже неплохо. Сразу же, потому что мы были новые в классе, новые в Израиле, нам все очень помогали.

Режиссер: Вас здесь русскими не называли?

Леонид: Называют, очень много. Говорят: убирайтесь в Россию!

Режиссер: Почему?

Леонид: Не знаю.

Жанна: Потому, что мы говорим на другом языке. И в начале, Вы знаете, мы только когда сюда приехали, к нам, наоборот, очень хорошо относились.

Выпуск показал разрушение образа советской родины, единого порядка, стремление замкнуться на своей малой родине, будь то Израиль или деревня в Ярославской области.

В «Рожденные в СССР. 28 лет» (2010 год) Леонид переезжает в Аргентину, но восстанавливает свидетельство о рождении в СССР. На вопрос «кто такой Ленин?» отвечает: «Ленин? Как это, кто такой Ленин?! Это отец всех нас, это наш большой папа Ленин Хотя тут же Леонид признается, причиной, по которой родители приняли решение покинуть СССР стало обнаружение подслушивающих устройств в домашнем телефоне.

Александр, живущий в поселке на берегу Волги, дает интервью на территории своего участка, за спиной героя стоит бюст Ленина. «Охранник, охраняет. - говорит Александр показывая на бюст Ленина. - Его в мавзолее, а он здесь нас. Пахан, стоял он прибранный у людей, говорят выкинуть жалко. Как так выкинуть, такого вот мужика!» Александр чувствует свою принадлежность к советскому прошлому: «Вот у меня есть все! У меня есть семья, у меня есть Ленин ». Несмотря на безразличие к советскому прошлому в 14 лет. В 28 лет Александр «перестроился» после 90-х гг., создал семью, нашел любимую работу шофера, и, как бы шутя, поставил бюст Ленина в своем деревенском дворе.

У обоих героев, заложенная идеология страны до 7-и летнего возраста осталась. Присутствует ностальгия по СССР.

 

Заключение

В результате анализа восьми серий «Летописи полувека» и восьми серий «Нашей биографии», пользуясь рабочим определением образа действительности, мы можем заключить о наблюдающейся трансформации образа советской действительности. А именно изменение соотношения образов «порядка», «хаоса», «борьбы» и «героев» в хронометраже, в зависимости от изучаемого года и от года выпуска. Таким образом, было бесспорно выявлено влияние идеологических установок КПСС в год выпуска документального цикла на образ действительности прошлых лет. А именно, после разоблачения культа личности Сталина, в сериях «Летописи полувека» (1967 г.) за 1937, 1941 и 1946 год практически отсутствует полноценный образ руководителя страны. Как мы писали во II главе, авторы цикла дают лишь незначительные отрывки хроники, на которой присутствует Иосиф Сталин. Совершенно иначе обстоит дело с образом Ленина-вождя. Мифологическую функцию которую выполняет образ Ленина в документальной телехронике, «потому что аудитория верит в сверхъестественные качества богов, полубогов, героев и квазигероев СМИ, в реальность существования этих субъектов даже тогда, когда они уже ушли в мир иной»4. Диалектика мифа Лосева и теория Третьякова дает нам представление о схожих функциях медиа и религии, что позволяет выявить в ранних выпусках «Летописи полувека» и «Нашей биографии» (за предвоенные годы 1917, 1921 и 1937) идеализированный мифологический образ действительности. Мифологический образ подразумевает наличие значительного количества архаических художественных образов, начиная с наименования Владимира Ленина «вождем», заканчивая мифической верой в создание нового мира, изменение русла рек, строительство полярных станций на «краю земли». Как видно из трансформации образа страны, образ хаоса (рис.4) постепенно снижается в послевоенные годы. Вместе с ним, снижается и темпы борьбы с хаосом (рис.6). Борьба за мировую революцию в 1917 году сменяется романтикой и мирным трудом 1976 года. Идеологические установки 1977 года вводят на экран образ последнего «вождя» - Леонида Брежнева. Идею борьбы с хаосом заменяет более реалистичная концепция Брежнева борьбы за мир. Возрастает интерес к человеку как к личности.

 

Влияние творческих и технических возможностей на трансформацию образа страны так же можно считать доказанной. В отличие от «Летописи полувека», при съемках «Нашей биографии» использовалась новая магнитная пленка, позволявшая операторам и звукорежиссерам записывать интервью с большим количеством людей, героев труда, ветеранов, живых участников событий за пределами «Останкино». В результате чего в «Нашей биографии» 1977 года, как мы видим по шкале в хронометраже «образ героев» занимает значительно больше места, чем в «Летописи полувека». Выявлены такие художественные приемы, как сравнение биографии страны и биографии каждой отдельной семьи. На телеэкране 70-х годов возрастает значение отдельного героя (рис.5), конкретной личности, что приводит к концепции «Нашей биографии», выражающейся в формуле в словах рабочего Харьковского тракторного завода: «Биография страны это и наша биография»5. То есть биография страны состоит из биографии каждой советской семьи.

 

Гипотеза исследования о влиянии государственной идеологии и совершенствования творческих и технических возможностей телевидения на трансформация образа страны и ее граждан в документальной хронике является доказанной.

 

В качестве актуальности исследования, можно использовать опыт советских документалистов в формировании образа страны. Демонстрация современных российских героев может послужить примером для подражания среди молодежи, а показ быта разных республик РФ может послужить к укреплению национальной идентичности. Изучение биографии российских семей так же может послужить формированию образа современной России в документалистике. Кроме того, изучение советского прошлого позволяет получше изучить современный российский менталитет, по словам автора «Намедни» Леонида Парфенова история каждого года страны это «то, без чего нас невозможно представить и еще труднее понять».

 

Документальный цикл «Рожденные в СССР» в большей степени затрагивают проблему менталитета людей, воспитанных в советском мировоззрении и оказавшихся в другом мире. Ожидание помощи со стороны государства, чувство растерянности от полученной свободы выбора хорошо показаны в документальном сериале Сергея Мирошниченко. «Старая квартира», «Намедни» и «Рожденные в СССР» не ставили перед собой цель сформировать советский миф, они лишь исследовали его. Поэтому образ советской действительности в этих телепроектах не поддается визуализации в виде графика. Тем не менее, эти произведения дают нам некоторое представление о влиянии советского прошлого на современных россиян, живущих без официального государственного мифа в виде идеологии.

 

Дискуссия о необходимости введения государственной идеологии в России продолжается. Своеобразная замена государственной идеологии найдена в виде патриотизма и иных традиционных ценностей. Создание традиционных для российского менталитета образов представляет возможность преодолеть идеологическую пустоту в массовом сознании6. А пока что многообразие современных средств массовой информации позволяет каждому гражданину современной России находить те образы и смыслы, картину мира, которая согласно его взглядам отражает действительность.

__________

Ссылки на источники:

 

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: «Правда», 1990.

2. Третьяков В.Т. Лекция 10. Журналистика как религия и фольклор// Как стать знаменитым журналистом. - М.: Алгоритм, 2010. - 560 с. Стр.183.

Поздравления с юбилеем принимает один из самых ярких российских журналистов – Леонид Парфенов. https://www.1tv.ru/news/2010/01/26/152127-pozdravleniya_s_yubileem_prinimaet_odin_iz_samyh_yarkih_rossiyskih_zhurnalistov_leonid_parfenov


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал