Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ребёнок всё понимает
Но в конечном итоге все же главное, в чем нуждаются наши дети, — это гармония между родителями. А ее-то мы им и не даем. Вы — родители, и вы прекрасно знаете, что наши дети имеют глубочайшую восприимчивость, глубочайшую интуицию, нам их не обмануть. Мы можем не ссориться и не ругаться на глазах у ребенка. Но ребенок нутром понимает все, что происходит. Даже младенец. Я против того, чтобы родители держали на руках ребенка во время исповеди, потому что вижу, что младенец, когда родители исповедуются, соучаствует в том, что говорит его мать или отец. Быть может, малышу всего три, пять, восемь, девять месяцев и он не понимает. Но когда мать, держа младенца на руках, рассказывает о чем- то печальном, или плачет, или встревожена тем, о чем рассказывает, ты видишь, как младенец начинает беспокоиться. Он смотрит на маму тревожно, взором, полным вопрошания и испуга. Я говорю матери: «Не бери с собой младенца». — «Да он же еще совсем малыш, что он понимает!» Младенец все понимает. Он понимал уже прежде, чем ты его родила. Он понимал уже тогда, когда был эмбрионом. Он понимал с тех самых пор, как находился в утробе матери. Сегодня это доказано наукой, существует такое понятие, как «эмбриональная психология». То есть эмбрион уже
воспринимает раздражители и ситуацию, которая происходит вокруг него, у него дома, с его родителями. Дети все понимают: они восприимчивы, интуитивны, и это позволяет им понимать. Поэтому нам не спрятаться от них. Нашим детям необходимо, чтобы в нашем доме царила гармония. Как ее достигнуть? (Ведь теорию-то мы знаем...) Как достигнуть гармонии на практике? Брак — это великий и непростой подвиг. Это великое искусство и великая наука.
«Муж-и-жена»
Я часто посещаю школы нашего города, бываю во всех школах на территории епархии. После того как я побеседую с детьми, остаются выпускники, и мы ведем с ними диалог. Ребята спрашивают: «Отче, почему это плохо — иметь отношения до брака? Почему Церковь так строга?» Я говорю детям, что да, Церковь строга, но не потому, что она хочет разрушить отношения людей, а потому, что хочет, чтобы их отношения строились на верном основании. «Если ты не научишься с подросткового возраста, — объясняю я, — смотреть на другого человека не как на пол (то есть на женщину или мужчину), а как на личность (это Константин, Елена, Мария, Георгий, Андрей и так далее), не научишься воспринимать другого человека как личность, тогда и в своем браке ты будешь создавать проблемы. В своем браке ты тоже не станешь смотреть на другого как на личность, а только как на женщину. А женщина на мужа — только как на мужчину». Вы очень хорошо знаете, что не может существовать правильных отношений в браке, если мы не преодолеем рамки пола. Если мы не научимся смотреть на другого как на человека, со всем его миром (не только как на тело, не только как на мужчину или на женщину, но как на человека, который имеет и духовные и телесные нужды, который имеет собственный мир, собственное бытие). Нужно, чтобы муж относился к жене как к личности и жена к мужу относилась так же. Тогда мы поставим брак на верный фундамент. Мужу необходимо научиться понимать, каким образом мыслит женщина, что составляет ее «бытие», и вести себя соответствующе. Ведь когда ты по отношению к женщине руководствуешься мужскими критериями, ты сам провоцируешь конфликт в семье. Если ты говоришь, к примеру: «Ну почему моя жена мной недовольна? Я хороший муж, работаю, приношу деньги в дом, все, что она хочет, она покупает, у нее столько денег, сколько она хочет, — пожалуйста, летом ездит отдыхать. Чем она еще недовольна?» А жена, со своей стороны, думает о муже: «Я ему готовлю, стираю, я честная женщина, у меня ничего больше нет в жизни, кроме семьи. Чем он недоволен?» Они не понимают, что это хорошо и необходимо, но это не то, что сближает одного человека с другим. Эмоциональный и душевный контакт — вот что имеет значение в браке, а все остальное уже потом. А чтобы контакт получился, нужно увидеть другого человека таким, какой он есть. Христос, чтобы спасти человека, стал человеком Сам. Он не спас человека, посылая кого-то другого, или давая заповеди, или сотворив чудо. Нет. Он стал человеком Сам, чтобы быть в состоянии спасти человека. Так же в браке: чтобы брак устоял, муж должен ощущать себя духовно и телесно неотделимым от жены, а жена всецело понимать и принимать мужа. Нужно, чтобы один получал от другого то, чего ему самому недостает. Так живет супружеская пара. Уже не существует муж сам по себе, уже не существует жена сама по себе, но становятся они одной плотью, становятся новым человеком, то, что мы, греки, называем так изумительно красиво — «супруги». Это не один муж, это не одна жена, это именно «муж-и-жена». Это два человека в новой реальности, в новой ипостаси. Это один новый человек, которого благословляет Христос через таинство Брака и соединяет нерасторжимо. Этот новый человек и его части не могут функционировать по отдельности. Никто никогда не может рассматривать свою жену как что-то иное, чем будут двое в плоть едину (Мф. 19, 5). Потому что эти два человека разные с самого начала. Одно дело — муж, и другое дело — жена. Очень разные существа. Они не одинаковые. Они совершенно разные. И именно в этом красота супружеской пары: один дополняет другого. Один другого не оккупирует, не порабощает и не поглощает. Не уничтожает его как человека. Не обезличивает. Нет, эти двое — вместе — становятся одним новым человеком. Муж дает жене мужские качества, а жена мужу — женские дары, и эти двое вместе составляют нового человека, благословенного человека в браке, супружескую пару, которая производит на свет детей. Вы видите, как премудрость Божия устроила, с каким искусством, то, что дети рождаются не от одного, но от двоих. Двое производят ребенка на свет. Итог единения двух людей, их душевного и телесного единения, — это их дети. Поэтому человек в своих детях и видит себя. Самый большой дар, который мы можем дать нашим детям, — это наше присутствие. Это гармония в нашей семье. Ради этой гармонии мы должны пожертвовать делами, которые мы делаем. И более того, даже теми, которые нам могут казаться обязательными, потому что нужно понять: самое необходимое — это мир, он есть то богатство, которое не зависит от наших дел.
«Я хочу любить тебя»
Вступим в брак с верными представлениями и верными предпосылками! Будем смотреть на другого человека как на человека. Примем его. Поймем, каковы нужды другого человека. Поймем, что в браке мы даем, а не получаем. Поймем, что наш удел — отдать себя и не требовать от другого, чтобы и он отдал нам себя за это. Не будем говорить в браке: «Единственное, чего я хочу от тебя, — чтобы ты меня любил». Какое это чудовищное заблуждение (сколь справедливым бы оно нам ни казалось)! Порой мы слышим, как молодые пары говорят: «Я хочу от тебя лишь одного: чтобы ты меня любил». Я говорю им: «Деточки, вы уже совершили основную ошибку!» Когда ты требуешь любви от другого, ты даешь ему повод для ссоры. Ты лучше скажи своей жене: «Я хочу лишь одного — любить тебя» (а не «чтобы ты меня любила»). Я сам должен тебя любить, я сам должен сделать первый шаг навстречу, отдавать себя тебе. Другое придет как следствие. Когда ты выдвигаешь человеку требование, чтобы он тебя любил, говоришь: «Единственное, чего я хочу от тебя, — это чтобы ты меня любила, уважала, была порядочной, хорошей женой», — все кончено! В этих словах уже заложен будущий конфликт, потому что потом ты обязательно скажешь: «А ты, оказывается, вовсе не такая, как я думал раньше». Разве ты не понимаешь, что сперва ты сам должен что-то дать другому человеку и только после получишь от него? Если ты с самого начала хочешь получать, тогда все пойдет наперекосяк! В Церкви любовь «не ищет своего», говорит апостол Павел. Любовь... не ищет своего. Любовь... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 5, 7). Господь наш Иисус Христос возлюбил мир «до конца», и никто никогда не сможет возлюбить человека так, как Христос. Он явил Свою любовь через жертву, приносимую за человека. В браке мужья обязаны любить своих жен, как Христос — Церковь. То есть в браке ты реализуешь свою любовь, отдаешь себя всего, без притязаний, без вознаграждений, без того, чтобы требовать чего-то для себя. Когда ты отдашь свое самолюбие другому человеку, это тронет его, и он принесет тебе все то, что имеет и может тебе дать. Вот та отметка, с которой по крупицам растет супружеская связь, но она же есть и зародыш многих проблем. Давайте начнем с осознания необходимости отдавать себя в браке всецело, без границ. Начнем с осознания того, что нужно научиться слышать другого. А чтобы услышать, нужно замолчать. Отрешиться своего «я», превратиться в слух и услышать другого человека. Надо, чтобы муж услышал жену, а жена услышала мужа. Тогда эти двое в своем единении все лучшее отдадут детям, к которым, естественно, каждый родитель имеет великую любовь и благожелательность и отдает ребенку все. Я желаю, чтобы у вас все было хорошо. Желаю радовать свои семьи, радоваться успехам детей. Пусть ваши дети растут счастливыми и благословенными от Бога.
|