Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор и изучение маршрута






Каждая спортивная группа еще до выезда в горы составляет и утверждает план работы, в котором намечается совершение восхождений той или иной категории сложности в определенной последовательности без указания конкретных маршрутов. Маршруты, как правило, подбираются по прибытии в район восхождения. Из имеющихся в данном районе маршрутов одной и той же категории трудности выбирается маршрут наиболее безопасный. При выборе маршрута участники группы и особенно ее руководитель должны объективно оценить свои возможности, с учетом опыта предыдущих восхождений, возможности ухудшения условий погоды. Группа должна выходить на такие маршруты, которые она сможет пройти с определенным запасом прочности, а не на пределе своих возможностей. Характер маршрута тренировочных восхождений должен походить на основные объекты, запланированные группой в конце сезона (скальные, снежно-ледовые, комбинированные и т. д.). После выбора маршрута участники восхождения приступают к изучению маршрута и составлению его описания. На пройденные ранее маршруты обычно в лагере имеются описания, зарисовки узловых участков маршрута. Изучение этих материалов дополняется консультациями со спортсменами, ходившими на этот маршрут, желательно в последнее время. Иногда этих данных бывает недостаточно и перед серьезными восхождениями планируются разведывательные выходы для уточнения на месте характера склона, лавино- или камнеопасности и т; д. При изучении маршрута нужно особое внимание обратить на наиболее сложные технически и объективно опасные участки пути, уточнить лучшее время прохождения этих участков, возможные пути обхода, характерные ориентиры мест. пригодных для организации бивуаков, наличие воды или снега, условия освещенности маршрута солнцем и т. д. Определяются места возможных забросок, наиболее легкие пути подхода к ним, места расположения для группы наблюдения, возможность радиосвязи с базовым лагерем, возможность прохождения маршрута в условиях плохой погоды. При совершении первого восхождения безусловно такой подробной характеристики маршрута получить нельзя. Такие маршруты изучают по фотографиям, опрашивают альпинистов, бывших в этом районе. При подготовке к первовосхождению основные характеристики маршрута можно получить при разведывательном выходе, а возможно и восхождении по одному из более легких путей, с которого можно просмотреть основной маршрут. В задачу разведки входит уточнение имеющихся сведений и составление собственного мнения о характере маршрута. Наблюдение за маршрутом желательно проводить в течение хотя бы суток, чтобы иметь возможность просмотреть маршрут при разных условиях освещения, изучить режим падения камней, льда и лавин. Маршрут желательно посмотреть и с фронта и в профиль.

После изучения имеющихся материалов группа приступает к составлению тактического плана восхождения и описания маршрута. Каждый участник обязан хорошо знать описание маршрута со всеми его особенностями.

Составление плана восхождения

Тактическому плану восхождения обычно предшествует план подготовительных мероприятий, включающий в себя разведку, тренировочные выходы, заброски, акклиматизацию. Как правило, все эти мероприятия взаимосвязаны и в целом направлены на скорейшее и безаварийное решение главной задачи. Так, разведывательные выходы одновременно являются тренировочными, заброски части снаряжения и продуктов питания к месту будущего штурмового лагеря или на гребень способствуют проведению акклиматизации.

Тактический план собственно восхождения складывается из плана подходов и плана-штурма вершины. Подходами в альпинизме принято называть часть пути восхождения от базового (альпинистского) лагеря до начала маршрута. Длительность подходов различна в зависимости от расположения лагеря и объекта восхождения. Как правило, путь во время подходов проходит по долинам рек, ледникам, снежным склонам, осыпям, моренам, иногда через ледопады и перевалы. Технических сложностей на подходах, как правило, не бывает, но физическая нагрузка при этом может быть значительной из-за длинного пути, большой массы рюкзаков, отсутствия троп, наличия глубокого раскисшего снега и т. д. При планировании подходов особое внимание необходимо обратить на объективно опасные участки пути (пересечение камне- и лавиноопасных склонов и т. д.). Преодолевать такие склоны и реки лучше всего рано утром; в зависимости от этого и надо планировать выход из лагеря. В некоторых случаях имеет смысл выходить еще затемно, предусматривая наличие средств освещения. При планировании подходов необходимо обратить внимание на режим и темп движения. Ни в коем случае не допустима гонка на подходах. Темп не должен быть утомительным. Режим движения планируется в зависимости от характера рельефа местности, нагруженное™ участников. Очень важно на подходах сохранить силы для решающего штурма и если есть возможность, использовать вертолет, автотранспорт, вьючных животных хотя бы для доставки грузов. Руководитель во время подходов должен следить за оптимальным распределением грузов между участниками, своевременно оказывать помощь уставшим. Штурмовой лагерь необходимо организовать как можно ближе к началу основного маршрута, не забывая в то же время о безопасности участка и удобстве его. Приход в штурмовой лагерь планируется за 2—3 ч до темноты, чтобы засветло разбить лагерь, просмотреть маршрут, при необходимости провести обработку первой части пути.

Наиболее ответственная и сложная часть тактического плана — это составление плана штурма вершины. План составляется с учетом всех факторов, влияющих на исход восхождения: технической сложности и состояния склонов маршрута, квалификации и подготовленности участников восхождения, условий погоды, наличия и качества снаряжения, протяженности маршрута и т. д. В тактическом плане предусматривается расчет времени на прохождение отдельных участков и всего маршрута в целом, определяются места для бивуаков и отдыха, роль и место каждого спортсмена во время прохождения маршрута, распределение их по связкам и взаимодействия отдельных связок между собой, расчет снаряжения и продуктов питания, режим и темп движения, связь с группой наблюдения (в точно установленное время) или с другими группами альпинистов. Расчет времени прохождения отдельных участков и всего маршрута ведется исходя из имеющихся описаний, консультаций с альпинистами, данных предварительного просмотра.

Разбивка по связкам в группе, как правило, происходит в зависимости от желания спортсменов. Необходимо стремиться, чтобы квалификация отдельных связок была равноценной. Это позволит планировать поочередный выход вперед каждой связки на отдельных участках маршрута, более равномерно нагружать участников, дает возможность каждому пройти какую-то часть пути первым, а руководителю объективно оценить действия каждого как в роли ведомого, так и в роли ведущего. При организации восхождения необходимо планировать разгрузку впереди идущего, что позволит ему с большей надежностью преодолевать технически сложные участки пути. При планировании взаимодействия связок необходимо исходить из основных принципов советского альпинизма — товарищества, взаимопомощи, взаимоответственности и безопасности.

Структурной единицей в горах является спортивная группа. Группа выходит на маршрут и группа в целом (а не отдельные связки) возвращается в лагерь. Ответственность за действия отдельных участников и всей группы на маршруте несет руководитель группы. В практике альпинизма предусматривается взаимопомощь связок. Если первый в группе прошел сложный участок маршрута, то последующие связки используют веревку первой связки или как перила для передвижения, или для организации верхней страховки. Затем на следующем отрезке пути связки меняются и, таким образом, все поочередно проходят первыми сложные участки. Такое взаимодействие обеспечит большую надежность прохождения технических участков и более равномерную нагрузку на всех участников группы. Однако такое взаимодействие следует рекомендовать лишь на действительно сложных (узловых) участках пути, остальные же участки связки маршрута должны преодолевать самостоятельно. На всех восхождениях, даже заведомо быстро проходимых, следует планировать выход с бивуака как можно раньше, чтобы иметь больший запас “светлого” времени на случай каких-либо непредвиденных осложнений в пути (ухудшение погоды, заболевание или травма участника группы, потеря части снаряжения и т. д.). Как правило, подъем планируется еще затемно, а выход с бивуака с рассветом. Прохождение камнепадо- и лавиноопасных участков пути предусматривается в ночное время с применением средств освещения или рано утром. Режим и темп движения должны быть такими, чтобы все участники группы сохранили запас сил и работоспособности на весь маршрут. Любое восхождение — это огромная работа — и физическая, и психологическая, и моральная, это борьба с силами природы, борьба с собой, со своими слабостями.

Режим движения и питания на маршруте зависит от сложности и протяженности маршрута, условий погоды, наличия удобных площадок для отдыха. На несложном маршруте, если есть удобные площадки, целесообразно рекомендовать 2—3-часовую остановку в середине рабочего дня для приема горячей пищи. На технически сложных маршрутах трудно планировать такой режим движения и питания. В этом случае отдых и прием пищи происходит лишь на пунктах страховки, для чего необходимо иметь индивидуальные пайки. “Рабочий день” альпиниста во время восхождения, как правило, бывает 10—12, а иногда и более часов. Для кратковременных восхождений (1—3-дневных) такие нагрузки вполне допустимы и оправданы. Растягивание восхождения за счет уменьшения рабочего дня вряд ли целесообразно, т. к. нужно нести с собой более тяжелые рюкзаки (дополнительное питание, бензин), увеличивая опасность попасть в непогоду. Темп движения группы должен быть рациональным и обеспечивать безопасность группы. Ни в коей мере нельзя увеличивать темп восхождения в ущерб безопасности. Безусловно, что высокий темп совершенного восхождения является показателем подготовленности группы. Но скорость восхождения должна базироваться на хорошей физической, технической и тактической подготовленности альпинистов, на умении быстро и четко организовать надежную страховку, правильно выбрать путь на маршруте, на четкой работе отдельных связок и грамотного их взаимодействия. Все это обеспечивается предварительными систематическими занятиями спортивным скалолазанием, ледолазанием и т. п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал