Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История
Название страны происходит от словосочетания Белая Русь Культура современной Белоруссии восходит к расселению славянских племён и их взаимодействию с уже населявшими эти земли ранее балтами. В то же время, во время археологических раскопок найдено множество предметов материальной культуры дославянского и доиндоевропейского населения Белоруссии.
Семилучевое височное кольцо радимичей
В соответствии с летописными свидетельствами, на территории современной Белоруссии раселились кривичи, дреговичи и радимичи. В 988 году белорусские земли были вместе со всей Киевской Русью крещены по византийскому обряду. Принятие христианства содействовало распространению грамотности. Сохранилось созданное в XI веке Туровское евангелие. На территории Белоруссии найдены и берестяные грамоты — по одной было найдено в Витебске и Мстиславле. В архитектуре господствующим направлением было церковное зодчество, а наиболее распространённым типом сооружений был крестово-купольный храм. Существовали две региональных разновидности древнерусского зодчества (школы) — полоцкая и гродненская. Полоцк был одним из крупнейших городов Киевской Руси, поэтому в середине XI века (около 1050-х) здесь началось создание третьего у восточных славян Софийского собора. Вероятно, собор был построен на месте существовавшего на этом месте ранее языческого святилища.
Около 1161 года был построен Спасо-Преображенский собор, архитектором которого выступил мастер Иоанн. Собор является одним из древнейших дошедших до наших дней практически в первозданном виде памятников архитектуры (лишь верхняя часть собора значительно более поздняя). Восстанавливаемые в настоящее время фрески собора являются одним из наиболее ранних образцов монументальной живописи в Белоруссии. В свою очередь, собор был построен для хранения другой, более ценной реликвии. В 1161 году мастер Лазарь Богша (предположительно, он был полочанином) по заказу Ефросиньи создал один из наиболее известных памятников искусства, созданных на белорусских землях — напрестольный крест Ефросиньи Полоцкой. Шестиконечный крест был выполнен из золотых и серебряных пластин и украшен драгоценными камнями. На кресте находилось 20 изображений святых, 60 орнаментированных фигур и около 40 деталей различных орнаментов. По преданию, при создании креста были использованы мощи многих святых и даже часть креста, на котором был распят Иисус Христос.
Известно о существовании в XII веке по меньшей мере 10 храмов в Полоцке, 3 — в Гродно, 1 — в Минске, Витебске, Волковыске, Новогрудке, Пинске и Турове В последней четвери XIII века (приблизительно в 1276 году) по приказу волынского князя Владимира Васильковича в районе Беловежской пущи была построена Каменецкая (Белая) вежа.
Декоративно-прикладное искусство долгое время развивалось преимущественно на основе народных традиций. Скульптура в Великом княжестве Литовском получила распространение и развитие под влиянием католицизма; сохранилось распятие XIV века из Глубокского района Витебской области. На искусство фрески оказали влияние переселившиеся сербские мастера. Становление самостоятельной белорусской школы иконописи относят к XV—XVI векам. Наиболее распространённым сюжетом в иконографии являлись иконы с изображением Богородицы. Большая часть икон сохранилась на территории Полесья. В 1517 году выходец из Полоцка Франциск Скорина, изучавший медицину в университетах Кракова и Падуи, издал в Праге Псалтырь — первую печатную книгу на церковнославянском языке с присутствием понятных простому народу лексических белорусизмов. Благодаря этому Скорина считается основоположником белорусского книгопечатания.
|