Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переживание своей линии времени: освобождение от отрицательных эмоций






Самый лучший способ научиться работе на линии времени, как и любой другой технике НЛП, связан с ее переживанием. Вы переживали свою линию вре­мени. Вы также экспериментировали с заменой воспоминаний. Сейчас вы испытаете на себе освобожде­ние от отрицательных эмоций. Перед тем как начать упражнение, внимательно рассмотрите диаграмму, изображенную на рис. 16.4. На этой диаграмме пока­зана ваша линия времени. Линия, проходящая выше вашей линии времени, показывает вас в диссоцииро­ванном состоянии, над вашей линией времени. Чис­ла — это четыре ключевые позиции, используемые при работе на линии времени. Позиция 1 находится

Позиция 1: позиция над линией времени, в настоящем Позиция 2: позиция непосредственно над «исходной причиной» Позиция 3: за пятнадцать минут до «исходной причины» Позиция 4: ассоциация с событием

Рождение

Событие, запускающее «исходную причину»

Рис. 16. 4. Диаграмма работы на линии времени

выше линии времени и символизирует прибытие вас или клиента к исходной причине или к значительно­му эмоциональному болезненному переживанию. Позиция 2 находится точно над исходной причиной. Позиция 3 находится над вашей линией времени, за пятнадцать минут до исходной причины. Обратите пристальное внимание на концептуальное положе­ние позиции 3, так как в этом месте вы вызываете изменение. В этом концептуальном месте, в позиции 3, мы вводим метапозицию (диссоциированную) по отношению к проблеме. Мы также временно распо­лагаемся там, где проблема еще не возникла. Мы концептуально берем в эту позицию все наши тепереш­ние знания и ресурсы (метауровневые структуры), которые посредством рефрейминга проблемы, а именно влияния ресурсов на проблему позволяют нам осуществить действенную работу по вызову из­менений. Позиция 4 указывает на ассоциацию вас или клиента с событием.

Создайте ментальную картину этих четырех пози­ций, находящихся над вашей линией времени. Теперь выберите какое-нибудь переживание, которое приве­ло к незначительной отрицательной эмоции. Кто-то мог оскорбить ваши чувства, или, может быть, вы сделали что-то, что вызвало у вас легкую вину. Вы­берите незначительную отрицательную эмоцию, от которой вы хотели бы освободиться. Окажитесь в вашем любимом месте в состоянии релаксации. Вам, возможно, захочется, чтобы звучала какая-нибудь фоновая расслабляющая музыка. Возьмите это вос­поминание и поднимитесь над своей линией време­ни. Переместитесь вдоль линии времени и достигни­те позиции 1. С этой позиции увидьте внизу перед собой исходную причину события.

От позиции 1 переместитесь к позиции 2. В пози­ции 2 вы находитесь прямо над исходной причиной. Теперь переместитесь в событие (Внимание: никогда не ассоциируйте себя или кого-нибудь другого с травмой или фобией). Полностью ассоциируйтесь с событием, которое является исходной причиной. Увидьте, что вы видели, услышьте, что слышали, ощутите то, что ощущали тогда, когда формирова­лась эта эмоция. Теперь отсоединитесь от тех эмоций и поднимитесь к позиции 2. От позиции 2 перемес­титесь к позиции 3, которая находится за пятнадцать минут (или больше, если вам это нужно) до исход­ной причины. В позиции 3 повернитесь и посмотри­те на настоящее. Вы увидите внизу и спереди исход­ную причину вашей отрицательной эмоции. Где те­перь находится отрицательная эмоция? Исчезли ли также и другие отрицательные эмоции, связанные с тем переживанием?

Если после того как вы посмотрите на настоящее, вы все еще будете испытывать отрицательные чувства, останьтесь в позиции 3 и «дайте себе разреше­ние» на то, чтобы эти отрицательные эмоции «вытек­ли» из вас. Оставайтесь в этой позиции, пока не «вы­текут» все эмоции. Если вы не можете освободиться от эмоций полностью, их часть, возможно, нуждает­ся в рефрейминге. В следующем разделе «Когда эмо­ции не хотят уходить» вы найдете способы рефрей­минга конкретных частей для того, чтобы освобо­диться от эмоций, находясь в позиции 4.

1. Выполните шаги 1-5 из раздела «Этапы работы на линии времени».

2. Обнаружьте исходную причину. Спросите клиен­та: «Если бы вы знали исходную причину отрицательной эмоции, такую, что отсоединение от нее привело бы к ее исчезновению, то она бы имела место до вашего рождения, во время него или после?»

3. Когда вы обнаружите исходную причину, пусть клиент поднимется над своей линией времени. Пусть он находится над ней, и вы направьте его назад, в прошлое, к исходной причине отрица­тельной эмоции. Скажите клиенту: «Позвольте своему подсознанию привести вас назад, к исход­ной причине отрицательной эмоции. Я хочу, что­бы вы остановились, когда окажетесь у нее, но не приближайтесь к ней вплотную. Пусть он пере­местится назад, к позиции 1, оставаясь над лини­ей времени (см. рис. 16. 4). С этой позиции он мо­жет видеть событие, которое является исходной причиной отрицательной эмоции.

4. Пусть клиент переместится назад, пока не будет находиться непосредственно над событием, в позиции 2. Когда он расположится непосредствен­но над событием, предложите ему снизиться к со­бытию и ассоциироваться со своим телом. Ассоци­ируйте его с событием. Скажите клиенту: «Смот­рите собственными глазами, услышьте то, что слышали во время того переживания. Ощущайте, что ощущали в то время». Спросите клиента, ка­кие эмоции он чувствует, и выполните калибров­ку. Составьте список всех эмоций, испытываемых клиентом. Используйте этот список во время про­верки для того, чтобы убедиться, что все эмоции стали тусклыми.

Почему люди должны снижаться к позиции 4? Почему они должны ассоциироваться с пережива­нием? Вы получите более убедительные результа­ты, если клиент испытает эмоции непосредствен­но перед тем, как отсоединится от них. В один мо­мент клиент испытывает всю боль и все страдание, причиняемые исходной причиной отрицательно­го переживания. В следующий момент эти эмоции исчезают. Это переживание ратифицирует изме­нение для сознания. Вы хотите ратифицировать все изменения для сознания. Помните, что нельзя никого ассоциировать с травмирующими пережи­ваниями, такими как фобия или случай жестоко­го обращения. При работе на линии времени вы и не должны делать это. Просто приведите человека назад, непосредственно к позиции 3. В случае фобий используйте модель быстрого лечения фобий.

5. Пусть клиент переместится из позиции 4 и под­нимется над своей линией времени. Попросите его сохранить то, чему он научился при этом пе­реживании. Скажите клиенту: «Вы кое-чему на­учились при этом переживании, не так ли?» Ког­да клиент ответит, что он кое-чему научился, ска­жите: «Сохраните то, чему вы научились при этом переживании, в том месте в своей голове, где вы храните подобные знания». Сейчас я предполагаю, что специальное место для хранения таких знаний существует. Сознание примет это описание и со­здаст такое «специальное место».

Эта процедура хорошо работает в качестве рефрейминга. Зачем сохранять знания? Даже в случае самых тяжелых травм или эпизодов жестокого об­ращения клиент учится чему-то полезному. Пред­положим, что ваша клиентка пережила изнасило­вание. Сохранение знаний позволит ей быть насто­роже в случае будущих угрожающих ситуаций. Вы ведь не хотели бы, чтобы она еще раз пережи­ла то же самое для того, чтобы изучить признаки возможности другого изнасилования. Важно все­гда соответствовать клиенту. Спросите его, полу­чил ли он какое-нибудь знание, которое должно быть сохранено. Если клиент ответит: «Да», - вы говорите: «Хорошо, я хочу, чтобы вы сохранили то, что вынесли из этого переживания, в том специ­альном месте в своей голове, где вы храните подоб­ные знания». И он сделает это. Как только клиент сохранит знания, вы можете удалить воспомина­ния при помощи быстрого лечения фобии, если он желает, чтобы вы сделали это.

6. Попросите клиента переместиться назад, к пози­ции 3, за пятнадцать минут до события, и посмот­реть вперед, на настоящее. Скажите клиенту: «Я хочу, чтобы вы, оставаясь над своей линией време­ни, переместились назад, ко времени, находящем­ся примерно за пятнадцать минут до события». Дайте клиенту время, чтобы осуществить менталь­ный сдвиг.

Наблюдая за его глазами и выражением лица, вы обычно можете сказать, когда клиент достиг пози­ции 3. Когда вы думаете, что клиент достиг позиции 3, спросите его: «Вы видите событие внизу и перед собой?». Если он говорит: «Да», вы отвеча­ете: «Где теперь находятся все эти эмоции? Все эти эмоции, которые были здесь, фактически исчез­ли?» Если нужно, дайте клиенту время на осво­бождение от эмоций. В случае особенно сильных эмоций, как только клиент достигнет позиции 3, скажите ему: «Теперь позвольте этим эмоциям выйти из вас». Подстройтесь к клиенту, повторив фразу: «Освободитесь от эмоций». Повторяйте эти слова каждый раз, когда клиент выдыхает. Когда он освободится от эмоций, вы увидите перед со­бой, без преувеличений, изменение жизни. Недавно я (Б. Б.) нашел еще один хорошо работа­ющий языковой паттерн. Когда по мере того как эмоции покидают клиента, я наблюдаю у него фи­зиологические изменения, я говорю: «Теперь, ко­гда вы освобождаетесь от этих эмоций, вы замеча­ете, что образ, расположенный ниже и спереди вас, меняется, не так ли?» Он кивает или говорит: «Да». Если он отвечает положительно, скажите: «Отлично! Значит, это работает». Это также озна­чает, что это работает и в случае техник, которые имеют дело непосредственно со способами, при помощи которых мозг закодировал событие. Когда клиент осуществит рефрейминг проблемы и осво­бодится от эмоций, изменятся и субмодальности. Делая это высказывание и, затем, ратифицируя его, дайте сознанию дальнейшее подтверждение того, что произошло быстрое изменение.

7. Осуществите проверку, переместив клиента на­зад, к позиции 2. Направьте его на ассоциацию с позицией 4. Спросите клиента: «Вы испытываете какие-нибудь отрицательные эмоции?» Убедитесь в том, что эмоции сгладились. Под этим я пони­маю то, что клиент больше не испытывает какие-нибудь из тех отрицательных эмоций, которые ис­пытывал ранее, когда ассоциировался с позицией 4. Если клиент не может испытать никаких отри­цательных эмоций, вы почти завершили психоте­рапию. Если какие-нибудь из эмоций остаются, используйте информацию, приведенную в разде­ле «Когда эмоции не хотят уходить».

8. Пусть клиент выплывет из позиции 4 и поднимет­ся над своей линией времени. Предложите ему переместиться вперед, находясь над линией вре­мени. Дайте клиенту следующие указания: «Я хо­чу, чтобы вы переместились вперед над своей ли­нией времени, но только с той скоростью, которая позволяет вам освободиться от всех других собы­тий, связанных с подобными эмоциями, между тем событием и настоящим. Обратите особенное внимание на эти события. Если непосредственно пе­ред тем, как вы окажетесь у них, вы будете испы­тывать какие-нибудь отрицательные эмоции, выз­ванные этими переживаниями, дайте мне знать, и я помогу вам освободиться от них, как мы сдела­ли с предыдущими воспоминаниями». Если кли­ент обнаруживает другие болезненные воспомина­ния, используйте описанный метод последова­тельно с каждым воспоминанием. В этом разделе я отступаю от того способа, которому учит Тэд Джеймс. Он позволяет отрицательным эмоциям уходить самим по мере движения человека вперед по линии времени. Я получаю лучшие результаты, если помогаю клиенту последовательно с каждым воспоминанием.

9. Подстройте клиента к будущему, ассоциировав его с воображаемым временем в будущем. По­просите его выбрать событие, которое ранее за­пустило бы отрицательные эмоции. Пусть клиент поднимется над временем и переместится в буду­щее. Попросите его выбрать событие, которое ра­нее запустило бы отрицательные эмоции. Пусть он снизится и полностью ассоциируется с этим собы­тием. Скажите: «Теперь попытайтесь испытать эти отрицательные эмоции». Если он не может испы­тать отрицательные эмоции, вы завершили психо­терапию. В противном случае продолжите работу с эмоцией (эмоциями), которую он сейчас испы­тывает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал