Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава девятая. Ирландское ведовство
Ирландское ведовство Самым знаменитым и единственным делом о ведовстве в Ирландии было дело леди Алисы Кителер из Килкенни. Епископ Оссорский обвинил ее в колдовстве в соответствии с новыми буллами, изданными папой Иоанном XXII и привлек к суду в 1324 году. Суд, по всей видимости, не усомнился в том, что дама практиковала ведовство, но не усмотрел в том никакого особого вреда. Вместо того, чтобы осудить леди Алису, он отпустил ее с необычайной легкостью и к вящему негодованию епископа. Точно так же Мэнское судилище в 1659 году нашло миссис Джейн Сизар невиновной в ведовстве, хотя, по настоянию епископа, она все же была приговорена «отречься от своего колдовства прилюдно в следующее воскресенье в церкви Мэлью». Забавный случай, не правда ли: невиновна, но все равно пообещай, что больше так не будешь. Леди действительно принудили к публичному отречению, но она использовала игру слов, которые, впрочем, вполне удовлетворили суд, хотя комментатор этих событий заявляет: «Если бы обвинители ее доподлинно верили, что она ведьма, то стали бы чрезвычайно оттого несчастны. Поскольку дальнейшие записи отсутствуют, остается заключить, что дело пустили на самотек. Церковные архивы впоследствии показали, что дама умерла и была похоронена обычным образом: Сизары были люди с весьма прочной репутацией». Однако епископ Оссорский был более крепкой закалки, чем Мэнский. Вооруженный папскими буллами, он снова кинулся в атаку, обвинив леди Алису в отречении от Христа, отправлении непристойных обрядов в компании Робина Артисона (или Робина, сына Искусства) на перекрестке дорог и целом списке обычных для таких случаев прегрешений, в том числе в обладании посохом, который она умащала всякими притираниями и разнузданно скакала на нем по полям — судя по всему, исполняя стандартный ритуал плодородия. И снова ему не удалось добиться приговора: нобилитет защитил одну из своих, и леди переехала в Англию. Епископу осталось удовольствоваться поркой, пытками и сожжением ее слуг в порядке своеобразного церковного линчевания. Среди предъявленных леди обвинений было и подметание пола в направлении к себе. На Мэне это весьма распространенное суеверие: мести нужно всегда к себе, а то выметешь удачу из дому. В деле леди Кителер присутствовали весьма веские свидетельства бытования ведовства и общины-ковена из тринадцати членов. По всей вероятности, она поддерживала контакты с ирландской ветвью фейри, или Маленького народа, отправлявшей примерно такие же обряды, что и в Англии, и сходные с ритуалами Диониса в Древнем Риме. Второе обвинение настаивало, что дама приносила жертвы дьяволу — живых животных, которых она и ее сподвижники разрывали на части и разбрасывали затем на перекрестке для некоего демона по имени Робин, сын Арта, или Робинартисон. Как уже отмечалось выше, имя Робин было совершенно обычным для духа, в данном случае — видимо, лукавой, трикстер- ской, «искусной» природы. Это описание так и приводит на память орду вакханок, разрывающих живых зверей на части в дионисийском безумии. Пожирание животной жертвы должно было символизировать воплощение, смерть и воскресение божества. Было и еще одно обвинение — в принесении красных петухов в жертву Робину, описываемому как «Эфиопия», то есть негр. В те времена обнаружить в Ирландии негра с английским именем было бы довольно необычно, так что остается предположить, что Робин вмешивал в свои защитные умащения сажу, чтобы остаться неузнанным. То были, возможно, члены местного культа, проводившие магические ритуалы ради привлечения удачи. Всего приговорено было тринадцать человек, но Робина так и не арестовали: по-видимому, «лукавый дух» был из благородного или же церковного сословия. На основе всего этого можно заключить, что в указанный период истории некий ведовской культ, напоминавший в чем- то древний культ Диониса, находился в расцвете и приверженцами его были как ирландцы, так и англичане. У мистера Хьюза есть упоминание о содержащемся в муниципальном архиве Эксетера документе, датированном 1302 годом и свидетельствующем, что некая Дионисия Болдуин часто принимает у себя «Джона и Агнессу де Уормхилл, а также Джоанну де Корнуэйл, которые суть ведьмы; и указанная Дионисия сожительствует с ними». Само имя Дионисия, с моей точки зрения, указывает на то, что родители ее принадлежали к какой-то разновидности культа и что крестивший ее священник против такого наречения не возражал, хотя многие церковные советы при этом яростно обрушивались на культы Дианы и луны. Джон, Агнесса и Джоанна, согласно Маргарет Мюррей, были ведовскими именами. Фамилия Уормхилл (Холм Червя, то есть Драконов Холм) могла быть в этом контексте случайной, а могла и иметь какое-то значение. Можно было бы ожидать, что епископ уж постарается добиться приговора, но у суда, судя по всему, был иной взгляд на вещи. И действительно, почему бы ведьмам не развлекаться в меру способностей и не практиковать свое ремесло? Как и в Ирландии, он не имел никаких возражений против «непотребств на перекрестках». Создается впечатление, что в те времена суд полагал, что в ведовстве нет никакого особого вреда. Против него не было никаких специальных законов. Кастильские «Законы Партид» в 1260 году утверждают, что в случае причинения вреда колдовство должно быть наказано, но применение его для исцеления болезней считалось благотворным. Иерусалимские асси- зы, Правда святого Людовика и прочие трибуналы придерживались тех же взглядов. Мне рассказывали о ведовском культе, практикуемом в наши дни в южной Ирландии, но связаться с ним я так и не смог. Члены его, по слухам, собираются в заброшенном карьере, где могут отправлять свои обряды, не боясь, что их потревожат. Ради безопасности они носят длинные черные плащи, пока не окажутся на месте сборища, где сбрасывают их и остаются в чем-то наподобие килта из двух кусков кожи, скрепленных на боках. Говорят, что они приносят животных в жертву луне, или по крайней мере устраивают ритуалы в честь полнолуния с танцами, изображающими обращение ночного светила. Мне сказали, что у них есть один очень красивый танец — Пляска Четырех Ветров, которую пляшут обычно вокруг стоячего камня или чего-нибудь, имеющего четыре стороны, но никаких дальнейших подробностей мне выяснить не удалось. Говорят также, что частью церемонии посвящения для мужчины является так называемая Охота Дианы, когда все девушки, не имеющие возлюбленного, кидаются в погоню за новообращенным, и та, что поймает, должна побить его, а затем взять под свое крыло. Кто именно его поймает, обычно договариваются заранее. Мне говорили, что в ритуалах иногда используется кровь, а на людей насылаются проклятия, но мой информатор ничего не знал ни о ритуалах, ни о главе общины, кроме того, что у них есть верховная жрица, именуемая Дианой, и что в работе они используют «виски». Проблема в исследовании таких феноменов заключается в том, чтобы определить, действительно ли культ является древним или же имеет недавнее происхождение. В Ирландии население обычно представляет собой либо ярых католиков, либо не менее ярых протестантов, и потому вполне вероятно, что кто-нибудь мог выдумать культ просто шутки ради или же из чувства противоречия обеим этим религиям. Если со временем такой культ набирает силу, ему бывает трудно долго оставаться в тени, а обе церкви с весьма большой вероятностью в какой-то момент объединят свои силы, дабы сокрушить его. Если же культ имеет за собой давнюю традицию, то он может жить и жить благополучно, ибо члены его исторически прекрасно отдают себе отчет в необходимости строжайшей секретности. Само имя «Диана» звучит как современное изобретение; однако не следует забывать, что с эпохи Ренессанса начиная, многие классические ученые называли древнюю богиню именно этим именем. В Ирландии есть небольшой городок, где существует любопытный обычай: на три дня и три ночи выставлять на рыночной площади козла в сопровождении двух дев; на все это время — известное как Пакова Ярмарка — город считается открытым. Полицейские сидят у себя в участках, кабаки не закрываются, и никто не отправляется спать, ибо таков обычай, и было бы не к добру нарушить его. Все это весьма похоже на остатки некоего интересного дохристианского религиозного обряда, сумевшего дожить до наших дней. Если во времена леди Алисы существовал тайный культ, обеспечивавший удачу своим последователям и навлекавший проклятия на противников, нет ничего удивительного в том, чтобы обнаружить его действующим и по сей день. В Англии ритуалы и призывания в своей настоящей форме не могут быть очень уж древними, так как они написаны современным языком и такими унаследованы от бабушек и дедушек; однако полтораста лет им следует дать со всей очевидностью. Если бы это был новодел, язык был бы куда сентиментальнее и цветистее, в то время как эти источники говорят четко и прямо по делу. До 1800 года, относительно которого нам известно, что культ уже функционировал, определенный интерес к оккультным материям тоже, разумеется, присутствовал, однако направлен он был преимущественно на магию церемониального типа, или же образца Клуба Адского Пламени, а это означало вызывание дьявола. Может статься, что кто-то действительно изобрел новую религию, но, думаю, ее все равно нужно было в чем-то укоренить. То, что традиция эта, судя по всему, пришла из времен столь древних, представляет огромный интерес. У меня есть основания предполагать, что восходит она как минимум к эпохе Елизаветы I. Если она была завезена из Италии и представляла собой остатки сохранившегося там дионисийского культа, она вполне могла легко привиться на английской почве. Возможно, однако, что она пришла из Франции с норманнами и гораздо раньше. Хотелось бы мне знать, удастся ли нам когда-нибудь доподлинно выяснить этот вопрос. Известные мне ведьмы научены никогда не проливать кровь и не совершать жертвоприношений, но тот же гипотетический ирландский ковен делает и то, и другое; есть им место и в Вуду. Зная, как работают английские ритуалы, я могу утверждать, что практики подобного рода были бы бесполезны и неуместны в любом известном мне обряде, так что, возможно, существуют и другие системы, о которых моим друзьям ничего не известно. Сущность магии заключается обычно в вызывании или нагнетании силы и в дальнейшем использовании ее или контроле за нею. Совершенно понятно, что по логике вещей убийство живого существа может высвободить силу или энергию — если считать душу энергией — но ума не приложу, как можно ее контролировать или использовать. Свежепролитая кровь может содержать некую жизненную энергию, которая будет медленно выделяться из нее, и кровь эта может дать дополнительную силу практикующим, но если бы дело было именно в этом, то все мясники на муниципальных бойнях были бы могучими магами. Если такое случится, я охотно уверую в силу крови. Я знаю, что вакханки, по преданию, разрывали живых животных на части и пожирали их, но я думаю, они просто были не в состоянии понять преподанное им оккультное учение и, принимая опьянение за божественный экстаз, в безумии своем творили дикие вещи. Впоследствии закон ограничил подобные эксцессы, и в культе были произведены реформы. Жители Западной Африки используют кровь в своих ритуалах, но и здесь я думаю, что никакими подлинными тайнами они не владеют.
|