Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы качества рабочей силы






Современный этап функционирования экономики выдвигает перед народным хозяйством страны множество актуальных проблем. Одной из важнейших таких проблем является качество рабочей силы. Необходимость выхода Украины на международный уровень экономических отношений как равноправного конкурентоспособного партнера требует особого внимания к этой проблеме.

За последние годы наметились явные негативные тенденции к снижению потенциала качества трудовых ресурсов Украины. Такие негативные тенденции обусловлены:

-потерей профессиональных навыков и квалификации значительной частью трудоактивных граждан из-за невозможности в течение длительного времени получить работу, соответствующую их знаниям и опыту;

-стремлением основной массы предпринимателей к применению в своей деятельности упрощенных и даже примитивных технологий, ведущих к деквалификации трудовых процессов и рабочих мест;

-снижением престижности интеллектуального труда и труда высокого профессионально-квалификационного уровня, требующих длительной профессиональной подготовки;

-“утечкой мозгов” и квалифицированной рабочей силы, из-за невозможности достойного применения в Украине, в ближнее и дальнее зарубежье;

-неудовлетворительным состоянием охраны здоровья, труда, отдыха и медицинского обслуживания основной массы населения страны, что создаёт подчас непреодолимые препятствия для полноценного восстановления трудоспособности рабочей силы, способствуя преждевременному износу трудовых ресурсов страны;

-недостатками в постановке и проведении работ по профессиональной ориентации, адаптации, обучению, переподготовке, повышению квалификации; отсутствием системы непрерывного образования как для молодого поколения, так и для людей зрелого возраста;

Совершенно очевидно, что сложность и масштабность проблем обеспечения высокого качества трудовых ресурсов предполагает обязательное активное и решительное воздействие государства на формирование, развитие и использование высококвалифицированной рабочей силы.

По оценкам специалистов государственная политика в этой области должна быть направлена на:

-сохранение существующих и создание новых рабочих мест высококвалифицированного труда;

-повышение значимости высокой квалификации, образования, профессионализма;

-реформирование политики оплаты труда;

-содействие трудовой адаптации выпускников;

-трудовую реабилитацию безработных и лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда..

Фундаментальной основой качества рабочей силы является образовательно-профессиональный уровень людей. Образование и профессиональная подготовка создают условия для роста интеллектуального, духовного и производственного потенциала общества. Развитие качества трудовых ресурсов страны, структурные преобразования на микро- и макроэкономическом уровнях невозможны без коренных изменений образования и профессиональной подготовки.

Характер таких коренных изменений определяется тем, что функционированию системы образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации присуща определённая специфика. Эта специфика проявляется в том, что образовательная система тесно связана с одной стороны с рынком труда, а с другой – с рынком научно-технической продукции и рынком инвестиций. Несбалансированность между структурой подготовки и потребностями экономики в кадрах усложняет трудоустройство выпускников учебных заведений.

В снижении дисбаланса структуры рабочей силы и рабочих мест ведущая роль принадлежит мобильности образовательной системы в целом и системы профессионального образования в частности. Достигается это за счёт фундаментализации образования, что обеспечивает быстрое переобучение, т.е. приспосабливание работников к требованиям рынка.

Основные направления фундаментализации образования состоят в повышении уровня общей подготовки обучающихся, в чётком отслеживании в учебных планах и программах наиболее существенных изменений в науке, технике, технологии, организации труда и управления в разрезе отраслей и сфер деятельности.

В своём развитии образовательная система должна опережать имеющиеся в данный момент запросы рынка труда. Обществу и государству не может быть безразлична такая ситуация, когда доля специалистов в числе незанятого населения возрастает быстрее, чем другие категории работников.

В обстановке перепроизводства специалистов в учебных заведениях и падения престижности профессионального, особенно высшего, образования и интеллектуальных профессий должен быть найден оптимум между фундаментализацией образования и его профилизацией. Перед образовательной системой встаёт проблема достижения оптимальности в подготовке кадров – обеспечения их высокого профессионализма и одновременно такого набора фундаментальных знаний, которые давали бы возможность выпускнику стать действительно высокоинтеллигентным человеком, а обществу и государству формировать и развивать высокое качество трудовых ресурсов.

В этой связи, по мнению специалистов, государственная политика в сфере профессионального обучения должна предусматривать:

-создание условий для повышения конкурентоспособности людей на рынке труда за счёт роста качества их рабочей силы;

-формирование социальных заказов на профессиональное образование, участие в определении объёмов и профилей подготовки работников в профессиональных образовательных заведениях различного уровня, специализации и типа;

-оказание гражданам широкого перечня услуг по профориентации, выбору форм и программ обучения; приоритетный подход к организации профессионального обучения граждан, особенно нуждающихся в социальной защите;

-содействие трудовой активности населения, развитию предпринимательства и различных форм самозанятости.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал