![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус безработного
Социальная защита населения включает в себя систему мер, которые защищают любого гражданина от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, утраты или резкого сокращения доходов, болезни, производственной травмы, инвалидности, пожилого возраста и т. д. Система социальной защиты строится на следующих принципах: -обеспечение одинакового, оговоренного законодательством, уровня социальной защиты всем гражданам; -содействия в поисках работы и трудоустройстве; -обеспечение временно незанятого населения средствами существования; -стимулирования активности в поисках работы, повышения мотивации к трудовой деятельности; -сотрудничества профсоюзов, ассоциаций, предпринимателей, собственников предприятий во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле выполнения мер по социальной защите; -координация деятельности в сфере трудоустройства с другими направлениями экономической и социальной политики на основе соответствующих государственных и региональных программ; -международного сотрудничества в решении проблем социальной защиты населения, включая граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине. Основное содержание социальной защиты безработных оставляет система мер материальной поддержки. В странах с развитой рыночной экономикой исторически сложилась двухступенчатая система материальной поддержки временно незанятого населения. Первая ступень представляет собой пособия по безработице, выплачиваемые из специальных страховых фондов по безработице, вторая – вспомоществование из фондов, образуемых государством (в Украине – это материальная помощь по безработице). Система вспомоществования (пособия солидарности), как вид материальной поддержки безработных, в настоящее время дополняет страхование от безработицы и охватывает прежде всего тех лиц, у которых истекли сроки получения пособий, хотя в некоторых странах вспомоществование выплачивается одновременно с пособиями по безработице. Система пособий по безработице действует в более чем 80% стран рыночной экономики. До недавнего времени она охватывала, как правило, лишь тех работников, которые утратили работу по объективным причинам, и не распространялась на лиц, уволенных по собственному желанию, впервые ищущих работу и длительное время неработающих. Логика такого подхода основывалась на принципе: право на пособие имеет тот, кто работал, вносил взносы в страховой фонд, и утратил работу не по своей вине. Однако уже в 80-х годах стала доминировать тенденция к расширению охвата пособиями других категорий незанятого населения. Система пособий по безработице в большинстве стран строится на основе норм, закрепленных в Конвенции Международной организации груда №168 " О содействии занятости и защите от безработицы", принятой 21 июня 1988 года. Конвенция рекомендует строить систему выплат пособии по безработице так, чтобы не снижать, у безработных стимулы к поиску работы или организации самозанятости. С этой целью пособия должны быть такими, чтобы обеспечить получателю лишь частичное и временное возмещение утраченного дохода. Что касается размеров пособий по безработице, то конвенция делит всех безработных на две крупные группы: тех, кто до наступления безработицы вносил взносы в страховой фонд самостоятельно или это делал за него работодатель, и тех, кто взносы не вносил. В первом случае размер пособия устанавливается в зависимости от предыдущих заработков (45-50% от их величины). Во втором случае (для лиц, не вносивших взносы в страховой фонд) размер пособий по безработице должен увязываться с установленной законом минимальной заработной платой (45-50% от ее величины). Длительность выплаты пособий Конвенция определяет следующим образом: первоначальная продолжительность может ограничиваться 6 месяцами в каждом периоде безработицы или 9 месяцами в течение любого периода в 24 месяца. Важным аспектом систем пособий по безработице является то, что в большинстве стран они не назначаются с первого дня предоставления человеку статуса безработного, их выплата начинается после некоторого периода ожидания. Согласно положений Конвенции МОТ №168 этот период составляет 7-10 дней. Философия установления периода ожидания основывается на том, что безработный в это время может трудоустроиться, а также на том, что он должен нести определенное бремя безработицы, хотя бы на первом этапе. Законодательство о занятости в Украине предусматривает возможность получения пособий каждым зарегистрированным безработным при условии его содействия собственному трудоустройству и отсутствии других доходов, превышающих размер минимальной зарплаты. Размер пособия зависит от следующих факторов: - от вида жизнедеятельности перед наступлением безработицы; - от размера зарплаты на последнем месте работы; обстоятельств, ставших причиной увольнения с последнего места работы; - от своевременности обращения в службу занятости за содействием в трудоустройстве. С учетом этих факторов право на получение пособия по безработице в размере установленном действующим законодательством, устанавливается следующим категориям граждан: -работникам, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией предприятий, сокращением численности работников, а также военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с сокращением численности без права на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения как ищущих работу, -работникам, которые увольняются с предприятий связи с отселением или самостоятельным переселением с территории радиоактивного загрязнения и которые зарегистрировались в месячный срок после увольнения в государственной службе занятости как ищущие работу. Для остальных категорий граждан (выпускники профессиональных и высших учебных заведений, лица, впервые ищущие работу, граждане, желающие возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва) пособие по безработице определяется в размере не ниже установленного законодательством уровня прожиточного минимума. Пособие по безработице выплачивается с восьмого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости до момента трудоустройства, но не более 360 календарных дней в течение 2 лет, а для граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва и граждан, впервые ищущих работу - не более 180 календарных дней. После окончания срока выплаты пособия по безработице, граждане, сохранившие статус безработных, могут получать в течении 180 календарных дней материальную помощь по безработице в размере до 75% установленного законодательством прожиточного минимума при условии, что среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает уровня, необлагаемого налогом минимума доходов граждан. Каждому из членов семьи, находящемуся на иждивении безработного, а также гражданам, у которых истек срок выплаты пособия по безработице, материальной помощи по безработице, оказывается единовременная материальная помощь в размере 50 \% установленного законодательством прожиточного минимума. Выплата пособий по безработице и материальной помощи по безработице может быть прекращена, приостановлена или сокращена по размеру. Так, выплата прекращается в случае: -трудоустройства безработного; -поступления в учебное заведение на учебу с отрывом от производства; -прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственной службы занятости; -призыва на срочную военную или альтернативную службу; -осуждения с лишением свободы или направления на лечение в лечебно-трудовой профилакторий; -получения права на пенсию; -переезда на постоянное место жительства в другую местность; -получения пособий обманным путем.
Выплата пособий приостанавливаются на срок до трех месяцев в случае: -отказа безработного от двух вариантов подходящей работы; -увольнения с последнего места работы за виновные действия, в том числе за нарушение дисциплины; -нарушения условий и сроков регистрации и перерегистрации в качестве безработного; -отказа от участия в оплачиваемых общественных работах; - увольнения с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин.
Размер пособий может быть сокращен на срок до одного месяца в случаях: -неявки без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3-х дней со дня направления службы занятости; -отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу. Источником выплаты пособий по безработице, материальной помощи по безработице является Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
|