Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственные и региональные программы занятости
В арсенале средств государственной активной политики занятости главное место занимают программы занятости. Эти программы могут быть направлены как на содействие занятости отдельных категорий населения и, прежде всего, кризисных групп: молодёжь, женщины, инвалиды, так и на преодоление специфических ситуаций в сфере занятости, обусловленных экономическими, демографическими, политическими потрясениями, стихийным бедствием. В соответствии с законом Украины " О занятости населения" разрабатываются государственные и территориальные программы занятости населения. Эти программы направлены на: -Содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и приоритетные отрасли народного хозяйства; -Предотвращение развития безработицы и её сокращение путём повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости; -Улучшение системы воспроизводства рабочей силы в сочетании с развитием рабочих мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов; -Защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, неспособных на равных конкурировать на рынке труда; -Формирование материальной, кадровой, информационной, статистической финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости; -Содействие занятости населения, проживающего в сельской местности. В особую категорию следует выделить специальные отраслевые программы занятости, предназначенные для разрешения на уровне отдельных отраслей и предприятий проблем скрытой безработицы, для содействия продуктивной занятости работников и практической реализации дифференцированного подхода к некоторым предприятиям, санации государственных предприятий и мер государственной политики на рынке труда. Специальные программы формируются и контролируется либо центральными государственными органами, либо региональными и местными органами управления. Программы центральных государственных органов управляются посредством принятия законодательных актов и бюджетных программ. В разрабатываемых в Украине долгосрочных и краткосрочных программах обобщаются конкретные меры по созданию соответствующего правового, организационного и методического обеспечения политики занятости по направлениям: -Формирование механизма дифференцированного подхода к проблеме сохранения рабочих мест; -Регулирование трудовых миграций; -Обеспечение дополнительных гарантий занятости отдельным категориям граждан; -Содействие профессиональной мобильности работников; -Содействие занятости путём развития социального партнёрства. Меры по реализации государственной политики занятости на территориальном уровне учитывают необходимость содействия любым формам расширения сферы приложения труда, в том числе создание новых рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства и трудоустройства незанятого населения; обеспечение государственных гарантий занятости, улучшение системы профессиональной ориентации, подготовка и переподготовка кадров, материальной поддержки безработных и их семей; организация общественных работ и пр. В программах содействия занятости обосновывается организационное, научное и финансовое обеспечение всех запланированных мероприятий, необходимость контроля за их реализацией. Учитывая, что программы содействия занятости – это динамичный инструмент активной политики государства, в мировой практике длительность их действия составляет, как правило, от шести месяцев до двух лет. В необходимых случаях срок их действия может быть продолжен путём принятия соответствующих нормативных актов. Если какая-либо страна формирует долгосрочную программу развития экономики, она должна иметь и долгосрочную стратегическую программу развития рынка труда, а также соответствующую программу содействия занятости. Долгосрочные стратегические программы конкретизируются в определенных разделах годовых программ содействия занятости. Краткосрочность действия годовых программ активизирует мобилизацию всех ресурсов, необходимых для их выполнения, даёт возможность подвести итоги эффективности и скорректировать собственно политику занятости относительно различных групп трудоспособного населения или применительно к сложившейся экономической ситуации. Формирование государственной программы имеет двойственный характер. С одной стороны, она разрабатывается снизу и представляет собой обобщение территориальных программ. С другой стороны, государственная программа формируется сверху, отражая задачи, которые могут быть определены только на общегосударственном и межрегиональном уровнях. Это осуществляется путём разработки законодательных актов, усовершенствования системы управления, координации финансовых затрат на реализацию мероприятий экономической и социальной политики в сфере занятости, повышения уровня её научного обоснования. Финансирование программ занятости осуществляется за счёт средств Государственного фонда содействия занятости населения (ГФСЗН), который формируется и используется на государственном и местном уровнях. Основные источники денежных средств фонда следующие: -Средства государственного и местного бюджетов; -Обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений; -Добровольные взносы общественных организаций, граждан, зарубежных фирм; -Денежные средства службы занятости; -Целевые финансовые отчисления предприятий; -Другие поступления. Главным источником поступления денежных средств в ГФСЗН являются обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений. С 2001 года ГФСЗН упразднен, а его правопреемником является Фонд общеобязательного государственного страхования на случай безработицы.
|