Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика разрядки: надежды и результаты






Отношения с Западом. К середине 60-х гг. международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый в прошлом «социалистический лагерь» находился в состоянии раскола из-за «антисоветской деятельности» китайского руководства; отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах «третьего мира» не приносила ожидаемых результатов.

Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах еще более усилились в связи с достижением к началу 70-х гг. стратегического паритета с США (что лишало любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне), а также ростом освободительного движения. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось в Кремле как признак его слабости, успех советской дипломатии. Действительно, США не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались достойно выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, тоталитарные и авторитарные режимы способны были сохранять свою силу лишь в условиях военного противостояния и жесткой политической конфронтации. Поэтому одним из главных итогов разрядки западным политикам виделось не только ослабление международной напряженности, но и размывание тоталитарных структур власти в СССР и союзных ему странах.

Тем не менее к концу 60-х — началу 70-х гг., после целой полосы кризисов, началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

В 1969 г. нейтральные страны Европы и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г.— между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток — Запад.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады. Стержнем этого документа явилась декларация принципов взаимоотношений стран — участниц Совещания: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод и др.

Проведение Совещания и принятие его заключительного акта стало победой всех миролюбивых сил. Однако советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось ее закрепить. Причем оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы, и попытались использовать его для поддержки в них антитоталитарных тенденций.

Исходя из этого диаметрально противоположного понимания сущности и перспектив хельсинкского процесса, обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Все это объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и в мире, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) разрядка оказалась похороненной вовсе.

Региональные конфликты.Уже с начала 60-х гг. советское руководство (как, впрочем, и руководство США) стремилось ослабить прямое военное противостояние с США, перенося центр тяжести конфронтации в различные регионы.

В течение более десяти лет (1964—1975 гг.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в ее борьбе против американской агрессии.

С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял однозначно проарабскую позицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов.

На стороне Индии СССР выступил не только во время ее войны с Пакистаном в середине 60-х гг., но и в новом индо-пакистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя война за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в середине 70-х гг. завершилась провозглашением их независимости. Однако этот факт стал началом ожесточенной вооруженной борьбы различных политических сил за власть. В этой многолетней борьбе СССР поддерживал группировки промарксистской ориентации, оказывая им значительную экономическую, финансовую, военную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашен курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала гражданской войны в Эфиопии СССР стал оказывать массированную военную поддержку режиму М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и ставшего слепо копировать его советскую модель.

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 г. реакционного режима Сомосы и приходу к власти сандинистского руководства, которое в ходе обострившейся гражданской войны получало крупномасштабные поставки со стороны СССР.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

Крупнейшей военной авантюрой брежневского руководства стала война в Афганистане. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным «ограниченный контингент советских войск», вступивший по приказу высшего руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию суверенного государства. Такое непродуманное решение было принято келейно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. Для решения поставленных задач по поддержке просоветского режима в ДРА на территории Среднеазиатского и Туркестанского военных округов было развернуто и доукомплектовано около ста соединений, частей и учреждений, призвано из запаса свыше 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат.

По официальным данным, в этой необъявленной войне погибло около 14 тыс. советских солдат, ранено — 35 тыс., пропало без вести или попало в плен — более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

«Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире. А начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия, объективно ускорив нарастание структурного кризиса.

Отношения с соцстранами. «Доктрина Брежнева».В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. Советская тоталитарная модель переставала работать. В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой была названа «Пражской весной». Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества. В ней было отражено значение рыночного механизма для социалистического хозяйства и самоуправления предприятий. Предполагались альтернативность выборов, а также право людей на широкую и объективную информацию. Это была программа обновления социализма, не посягавшая на его основы. Однако по мере ее реализации нарастало беспокойство в Москве и в руководстве союзных стран о «судьбах социализма». Поиски обновления социализма в Чехословакии были объявлены «антисоциалистическими». Попытки А. Дубчека и других реформаторов демократизировать общество при помощи экономического и политического плюрализма, эволюции компартии, развития реального самоуправления народа закончились вводом в августе 1968 г. в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии.

Эта агрессивная акция усилила раскол среди стран социализма. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. вышла из ОВД Албания.

Чехословацкий урок заставил брежневское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путем создания почти 30 межгосударственных учреждений был значительно ограничен их суверенитет, одновременно усилились роль и значение СССР в содружестве. Эти меры получили на Западе название «доктрины Брежнева».

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы.

В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Это была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, возникшая «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти. Несмотря на введение в декабре 1981 г. (в момент кульминации антиправительственных выступлений) военного положения, действия «Солидарности» привели в конечном счете к падению коммунистического режима, а ее лидер Л. Валенса стал первым в послевоенной истории президентом Польши, избранным демократическим путем.

Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Сложность отношений с ними была обусловлена в основном их большей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики. Более того, в конце 60-х гг. отношения с КНР обострились настолько, что начались вооруженные провокации на границе (о. Даманский), потребовавшие значительного укрепления советско-китайской границы. В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.

С годами все более очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах «государственного социализма». Списать его издержки на «происки ЦРУ» становилось уже невозможно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал