Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В сфере экономики, финансов, налогообложения и таможенных отношений.






Общие положения

Всемирная торговая организация (ВТО, World Trade Organization, WTO) создана в 1994 г. (Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации[1] (Марракеш, 15 апреля 1994 г.)) на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 г. и вступившего в силу с 1948 года. Первые 40-50 лет своего су­ществования организационная структура в рамках ГАТТ в основном занималась разрешением конфликтов по поводу раздела рынков в группе экономи­чески развитых стран. После распада государств социалистического лагеря приоритеты ГАТТ были существенно изменены: транснациональные кор­порации стали использовать организацию для распределения товарных рынков бывших социалистических государств и уничтожения их национальных предприятий как своих конкурентов. В 1995г. ГАТТ был пре­образован в ВТО. Создание ВТО юридически оформлено специальным Соглашением о ее учреждении. Официально ВТО функционирует с 1 января 1995 года. Структуру ВТО составляют Сессия договаривающихся сторон, Совет представителей ВТО, комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров, Секретариат ВТО (находится в Женеве). Руководящим органом ВТО является Конференция на уровне министров (Министерская конференция), собирающаяся раз в два года. В период между конференциями высшим органом Организации является Генеральный совет, курирующий Советы по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также ряд комитетов и рабочих групп по разным аспектам соглашений и договоренностей, составляющих правовую основу ВТО. Во Всемирную торговую организа­цию входят 155 государств и около 30 государств находятся в про­цессе присоединения к ней. На долю ее членов приходится 97% мирового торгового оборота.

Протокол о вступлении России в ВТО[2] был подписан 16 декабря 2011 года. Однако эксперты-экономисты по поводу полез­ности такой интеграции для российской экономики высказываются неоднозначно.

Общие выводы независимых экспертов, придерживающихся позитивного мнения о вступ­ления России в ВТО, показыва­ют, что больших системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секто­ров российской экономики. В краткосрочной перспективе мо­гут возникнуть проблемы у от­дельных предприятий, неконку­рентоспособных уже сейчас. У сторонников вступления России в ВТО имеются свои экономические аргументы. Страна, торгуя без членства в этой междуна­родной организации, ежегодно недополучает около $2 млрд., которые она теряет на ино­странных таможенных пошлинах и тарифах. Но в конечном итоге реальный баланс потерь и приобретений от включения в свобод­ную торговлю будет зависеть исключительно от профессионализма в экономической политике российского правительства. Пo оценкам Всемирного бан­ка, вступление России в ВТО добавит 3, 7% к ВВП страны в период с 2012 по 2016 год и 11% - в период с 2012 по 2021 год.

Выступая на форуме «Россия 2012», организованный Сбербанком России и «Тройкой Диалог», В.Путин отметил, что предстоящее десятилетие – это вре­мя вызовов, рисков и трансформа­ций: «Появятся новые центры си­лы, и мы надеемся, что Россия ста­нет одним из них. Мы вступили в ВТО, заработало ЕЭП на пост­советском пространстве. Мы дви­жемся и к более глубокой интегра­ции – Евразийскому союзу. ВВП ЕЭП по паритету покупательной способности – 3, 3 трлн. долларов – уступает только Китаю, США, Японии и Германии. Россия сейчас на 6-м месте по ВВП и имеет ре­альный шанс войти в пятерку. У нас высокая норма сбережений. Наша задача – конвертировать на­ши сбережения в инвестиции».[3]

Политическое руководство было уверено в положительном решении вопроса о приеме в ВТО, так как российское законодательство, по словам главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития (МЭРТ) М. Медведкова, на 99% было приведено в соответствие с требованиями членства в ВТО.[4] Таможенный кодекс РФ того времени фактически был «подогнан» под требования ВТО. В результате российские рынки оказа­лись чрезмерно открытыми для продвижения западных товаров и услуг, а рынки западноевропейских стран оставались для нас полузакрытыми до офици­ального решения о принятии России в данную организацию.

Переговоры о вступлении в ВТО велись 18 лет, и при­ходилось шаг за шагом преодолевать сопротивление многих стран, настроенных против России враждебно. В условиях консенсусного приема в ВТО, требующего согласия всех членов организации, а их до вступления России было 155, пришлось маневрировать, проводить долгие серьезные переговоры, осуществлять полити­ческие шаги в разных направлениях.

Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО), пожалуй, самое серьезное за последние годы испытание нашей эконо­мики на прочность. В то же время это шанс модернизировать ее с помо­щью ВТО, повысить конкурентоспособность, занять подобающее место в мировом экономическом пространстве. Проблема состоит в том, как это сделать с максимально полным учетом национальных интересов Российской Федерации. На октябрьском заседании «Меркурий-клуба» его президент, академик РАН Е. Примаков отметил, что альтернативы вступлению России в ВТО нет: «Экономика России стала частью мировой. Возвращение к изоляционизму невозможно… Рост внешней торговли обгоня­ет рост ВВП. Это общая тенденция. Следовательно, Россия не может абстрагироваться или игнорировать ВТО, через страны-члены которой проходит 95 про­центов мировой торговли и которая определяет пра­вила поведения на мировых рынках».[5]

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[6], для устойчивого развития нашей страны необходимо в полной мере реализовывать ее национальные интересы. Вступая в ВТО Россия преследовала следующие цели: получение лучших по сравнению с существующими недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы РФ в соответствие с нормами ВТО; участие в разработке правил международной торговли с учетом национальных интересов России; упрочения рыночной экономики, развития конкурентной среды и совершенствования законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике; активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению конкурентоспособности в крайне монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня; улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли, который должен способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию российских ТНК, расширению возможностей их инвестирования за рубежом и как результат - упрочению конкурентных преимуществ российской экономики.

Вступление в ВТО должно позволить России использовать развитую информационную структуру ВТО для получения информации от всех участников рынка о товарах, ценах и бизнес-партнерах. Первоначально нам предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов и транспортировке нефти и газа по трубопроводам. Но, в конечном счете, достигнута договоренность, что доступ к ресурсам и их освоению будет определяться, как и сейчас, российскими властями. От России тре­бовали обнуления импортных пошлин на ввоз самоле­тов и автомобилей. «Но Россия взяла обязательства не на обнуление, а на снижение пошлин в течение 7 лет. Обязательства России в сельском хозяйстве значительно лучше стандартов, предъявляемых другим странам, присоединяющимся к ВТО», [7] - подчеркнул академик Е.Примаков. По его словам, выгоды будут получены и от снятия зарубежными странами около сотни ограничительных мер на российские экспортные товары, в том числе сталь, алкогольную продукцию, спутниковые услуги, страхование.

Важное, а иногда и решающее значение в подготовительном процессе имела его правовая составляющая. Уже в ходе обсуждения вопроса о целесообразности вступления России в ВТО вно­сились предложения о проведении в стране всероссийского референ­дума. Центризбирком РФ, как известно, не счел возможным проводить это дорогостоящее мероприятие на том основании, что согласно Кон­ституции РФ, данный вопрос является компетенцией федеральных орга­нов государственной власти[8]. Кроме того, проведение референдума ото­двинуло бы вопрос о вступлении страны в ВТО на долгие годы и привело бы к потере возможных выгод от сотрудничества с этой организацией. 131 депу­тат подписался под обращением в Конституционный суд о проверке законности шага, который может повлечь за собой «утрату экономической безопасности и суверените­та страны». Суд несоответствия между вступлением в ВТО и Конституцией не выявил[9].

Вступление России в ВТО даст следующие «плюсы»: вырастет занятость населения, снизятся цены на лекарства и значительную группу товаров повседневного спроса, электротехнику и др. Жизнь в стране, возможно, станет дешевле в силу того, что рынок будет конкурентен; по средневзвешенным оценкам, суммарный выигрыш России при сохранении существующей переговорной позиции составит порядка 8-10 млрд. долл. в год; треть валового продукта России связана непосредственно с внешней торговлей. Как раз именно поэтому присоединение к ВТО даст России возможность защищать свои интересы на внешних рынках и участвовать в выработке правил международной торговли. Для России принципиально важным является развитие конкурентной среды, стимулирование рыночных преобразований, со­вершенствование законодательства с учетом меж­дународного права, гармонизация отечественных стандартов с ми­ровыми, приток инвестиций вследствие улучшения инвестиционного климата, улучшение международного имиджа страны; создание условий для прекращения оттока капитала за рубеж.

Следует подчеркнуть, что от вступления России в ВТО выигрывает и Запад. Гендиректор ВТО Паскаль Лами сказал по поводу официального присоединения России к ВТО: «Реальная хорошая новость заключается в том, что Россия будет делать взносы в бюджет ВТО, из-за чего другим придётся платить меньше».[10] Профессор С. Глазьев приводит в одной из своих статей расчеты, согласно которым по­сле вступления России в ВТО иностранцы по­лучат примерно 15% нашего внутреннего рынка в дополнение к нынешним 15%.

Разумеется, надо видеть у организации, куда мы вступаем, и слабые места. Нуждается в пересмотре содержание основополагающих принципов ВТО, например, принципа справедливости. В рамках Организации существуют глубокие противоречия между странами-участницами. Развивающиеся страны нередко рассматривают ВТО как инструмент вмешательства крупных стран в их внутренние дела. ВТО – чрезвычайно политизированная организация и в настоящее время находится в состоянии серьезного кризиса выход, из которого требует изменения принципиальных основ ее деятельности. Уже есть прецеденты противоречий между странами-членами ВТО: Испания, Китай, Киргизия, Украина и др.

Нам также следует учитывать, что в случае быстрого открытия российского рынка, без переходного периода, требуемого предприятиям для инвестиционной реконструкции и повышения своей конкурентоспособности, ряд отраслей может утратить перспективу развития. Прежде всего, речь идет о таких «чувствительных» секторах, как сельское хозяйство, финансовые и страховые услуги, авиационная промышленность.

За каких-то полгода после вступления в ВТО Украина понесла убытков на 8 млрд. гривен. Разрушение высокотехноло­гичных производств привело к стремительной деградации со­циального капитала. Десятки тысяч высококвалифицирован­ных рабочих, инженеров, науч­ных сотрудников были сведены до статуса нищих маргиналов. Потеряв работу и средства к су­ществованию, они вынуждены были пополнить армию трудо­вых мигрантов в Европе, США, России. Началась четвертая вол­на эмиграции.[11]

Минусами присоединения к ВТО являются также неконкурентоспособность российской промышлен­ности и торговли на мировом рынке, необходи­мость снижения таможенных барьеров. Для минимизации этих рисков предпринимаются соответствующие меры. Вот уже несколько лет внешняя торговля России опирается на новое внешнеторговое зако­нодательство (новые законы о государственном ре­гулировании внешнеторговой деятельности, о защитных мерах, Таможенный ко­декс и многие другие), которые существенно улуч­шили конкурентные позиции российского бизнеса и дали возможность защищать национальных произ­водителей. «Не­которые наши производители будут поначалу в нелегком положении. В тяжелом положении могут оказаться некоторые регионы. Пострадают системообразующие для го­рода или района предприятия», - предупредил Е. Примаков.[12] К этому нужно готовиться и властям, и биз­несу. Oт первых требуется продуманная промышленная и аграрная политика с учетом вступления страны в ВТО, а от вторых – повышение производительности труда.

Необхо­димо научиться работать согласно правовым нормам ВТО. Вступление России в ВТО – не окончание, а начало процесса. Поэтому представляется целесообразным обозначить некоторые риски, связанные с обязательствами России при вступлении в ВТО и предполагаемыми последствиями их выполнения:

В сфере экономики, финансов, налогообложения и таможенных отношений.

Из-за отмены или значительного сниже­ния импортных пошлин на российский рынок придут транснацио­нальные корпорации с дешёвой продукцией. Бюджет России может потерять около 240 млрд. рублей из-за понижения таможенных пошлин в связи со вступлением в ВТО. Такие по­тери возможны, если будут сох­ранены нынешние объемы тор­говли в течение семилетнего пе­реходного периода. Дополнительный удар будет нанесен рос­сийским предприятиям из-за запрета ВТО на государственную поддержку предприятий в виде субсидий, налоговых льгот, дотаций, льготных цен и т.д. По подсчетам отечественных экономистов, вступление России в ВТО грозит закрытием 40 тысяч предприятий. По данным Торгово-промышленной па­латы РФ, лишь 10 процентов российских предприятий готовы работать по правилам ВТО.

Особенно может пострадать агропромышленный комплекс: растениеводство, животно­водство, пищевая промышленность. Начиная переговоры о присоединении к BTO, Россия определила уровень, поддержки сельского хозяйства в 89 млрд. долл. (среднегодовой уровень субсидий в 1989-1991 гг.). Затем последовательно «сдавались» первоначальные позиции сначала до 36 млрд. долл., позднее — до 16 млрд. долл. На момент вступления России в ВТО уровень допустимых субсидий определен в 9 млрд. долл., а к 2017 г. должен быть снижен до 4, 4 млрд. долл. В 2011 г., по официальным данным, у нас на поддержку сельского хозяйства из бюджета было выделено 125 млрд. руб. (чуть более $4 млрд.). При этом по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственные субсидии сельскому хозяйству в США возросли со 100 млрд. долл. в 2007 г. до 120 млрд. долл. в 2009 г., в Японии – с 55 млрд. до 57 млрд. долл., а в странах Европейского союза (27 государств) несколько понизились – с 160 млрд. до 140 млрд. долл.[13] В итоге на 1 гектар пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Евросоюзе, и в 15-17 раз меньше, чем в США. Специалисты признают, что российская сельскохозяйственная конкуренция на открытом рынке на таких условиях невозможна.[14] Из отраслей обрабатывающей промышленности под ударом окажутся: автомобильная, авиа­ционная, производство медицинской техни­ки, фармацевтическая, электроника, шин­ная, текстильная и другие отрасли с высокой степенью добавленной стоимости.

По некоторым оценкам российских экспертов, вступление России в ВТО приведёт к росту безработицы на 30 млн. человек (сокращение рабочих мест на 40 процентов). В 2012 году официальная безработица в России достиг­ла своего минимума за пос­ледние 12 лет и составила 1 миллион 2 тысячи человек.[15] Необходимо принимать меры по адапта­ции экономики к новым условиям, но из 54 за­планированных правительством мероприя­тий в отношении всех отраслей экономики исполнены две трети. В бюджете предусматрива­ется снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением России в ВТО: в 2013 году на 2, 13%, а в 2014 году – на 2, 58%. Россия – одна из немногих стран с плоской шкалой налого­обложения, где и нищие с зарпла­той ниже прожиточного уровня, и мультимиллиардеры должны платить 13%.

Очевидно, пришло то время, когда идеи и размышления о налогах надо положить на современный матема­тический инструментарий. Объединив усилия учёных и практиков, можно будет в реальном времени отслеживать кри­зисную ситуацию и оперативно пере­ходить на другую более эффективную экономическую траекторию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал