Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предсмертное письмо А. А. Фадеева
Фадеев был не только писателем, но и человеком действия, с горячностью отдающимся организационной работе в руководстве ССП. Он мучительно переживал такую раздвоенность и тогда, когда, захлестнутый бюрократическими обязанностями, не имел возможности писать, но и за письменным столом тоже... 1953-1956 г.г. стали для него порой переоценки ценности, когда пришло трезвое осознание бесплодности и незначительности " неисчислимых бюрократических дел", как писал он в предсмертном письме (23), что привело к тяжелейшему кризису. " Когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня". Но еще раньше он писал об этом в пространном письме А.Суркову, называя сложившееся положение вещей " издевательством над литературой" (22). После смерти Сталина и, особенно, после ХХ съезда партии, Фадеев не мог не чувствовать, что именно на него, как на генсека ССП в годы сталинских репрессий обрушивается теперь не просто груз ответственности, которую он переживал (хотя и пытался облегчить участь многих репрессированных), но и " подлость, ложь и клевета". Повод к этому давало и отношение к нему новой власти: "... В течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять". Самоубийство Фадеева многими воспринималось как заслуженное возмездие, как суд совести. Но даже если Фадеев и испытал ее муки, то и это выгодно отличает его от многих литературных, а чаще окололитературных деятелей, чьи имена теперь известны, которые доносы в НКВД сделали второй профессией и самоубийством не кончили. Как бы ни относиться сейчас к фадеевским мотивировкам своего рокового шага, ясно, что данная им характеристика положения литературы в тоталитарном обществе - итог позднего и горького прозрения - абсолютно верна и высказана значительно раньше оценок наших дней. " Еще не зная о предстоящих при Хрущеве погромах искусства и литературы, Фадеев предсказал их, ибо от " самодовольных нуворишей", невежд, как аттестует новых правителей Фадеев, " можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина", и их бюрократические привычки, их выводы " сопровождаются угрозой все той же дубинки". "... Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии". Эпитафия трагическая и... поучительная. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие альтернативные подходы к роману " Разгром" намечены в литературной критике рубежа 80-х-90-х. Ваше отношение к ним. 2. Дайте современную интерпретацию образа Павла Мечика. Отметьте противоречия в авторской позиции. 3. Раскройте гуманистический пафос романов " Разгром", " Последний из удэге" и отношение их автора к событиям и героям гражданской войны. 4. Сопоставьте образ Всеволода Лангового с образами Алексея Турбина, Евгения Листницкого, Вадима Рощина в произведениях М.Булгакова, М.Шолохова, А.Толстого. 5. Что нового внес и предполагал внести автор " Последнего из удэге" в разработку проблемы " Интеллигенция и революция"? 6. Сопоставьте образы Масенды и Сарла. Какую роль в раскрытии инонационального характера аборигена играют речь персонажа, его портрет. Подчеркните характерное для реалистического повествования соответствие портретных деталей, ситуации, в которой появляются на страницах романа герои-удэге. 7. Сопоставьте (при наличии первого издания романа " Молодая гвардия" - М., 1946) две его редакции. В каком направлении шла переработка содержания автором? 8. Проследите экзистенциальные мотивы в творчестве А.Фадеева. 9. Прокомментируйте предсмертное письмо А.Фадеева. 10. Дайте критический анализ литературоведческих работ о Фадееве, прочитанных вами.
|