Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В) Доводы разума.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Лексическое и шариатское значения а) Языковое значение: арабское слово «рубубийя» образуется от глагола «рабба», который означает «воспитывать». Производным его является также имя «рабб», означающий «господь», «господин». Господство – это атрибут Всевышнего и Всемогущего Аллаха. Таким образом, слово «руббубийя» образовано от имени «рабб», имеющим на языке арабов ряд значений, среди которых: «властелин», «господин, которому повинуются», «реформатор, исправляющий положение вещей». б) Шариатское значение: таухид ар-руббубия, т.е. единобожие в признании господства – это признание того, что только Аллах творит божественные деяния. К ним относятся сотворение, распределение удела, управление, оказание милости, царствование, придание облика, дарение и лишение, принесение пользы, причинение вреда, воскрешение, умерщвление, властное правление, предопределение и многие другие деяния, которые не совершает никто, кроме Аллаха. И поэтому раб обязан уверовать во все это. Доказательства. А) Доказательства из Корана. Всевышний сказал: «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами, и расселил на ней всяких животных. Мы ниспослали с неба воду и взрастили там всякие благородные виды. Таково творение Аллаха! Так покажите Мне, что сотворили все остальные. О нет! Беззаконники находятся в очевидном заблуждении» (сура «Лукман», аяты 10-11). И еще Всевышний сказал: «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами?» (сура «ат-Тур», аят 35). Б) Доказательства из Сунны. Имам Ахмад и имам Абу Дауд передали хадис Абдуллаха бин аш-Шухейра о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Господин – это Всевышний и Всеблагой Аллах…». В хадисе же, который передан имамом ат-Тирмизи и другими, сообщается, что в своем наставлении Ибн ‘Аббасу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...И знай, что если все люди объединятся, чтобы помочь тебе чем-то, они смогут помочь тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. А если они объединятся, чтобы навредить тебе чем-то, они смогут навредить тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Письменные трости уже подняты, и свитки уже высохли» (ат-Тирмизи «Сунан» (2516), Ахмад «Муснад» (1/307). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, а аль-Хаким – достоверным). в) Доводы разума. Здравый ум также указывает не только на существование Всевышнего Аллаха, но так же и на то, что только Он является единственным Господом и обладает абсолютной и совершенной властью над всеми творениями. Понимания этого можно достичь путем созерцания и размышления над окружающими нас знамениями Аллаха, в которых имеется указание на это. Знамений Аллаха очень много и они различны. Поэтому так же много и методов наблюдения за ними и доказательства с помощью этого господства Аллаха. Наиболее известными же среди них являются ниже описанные два метода: Первое - это наблюдение за знамениями Всевышнего Господа, которые проявляются в том, как сотворена человеческая душа. Их также именуют «свидетельством души». Человеческая душа является одним из великих знамений Аллаха, Всемогущ Он и Велик, которые свидетельствуют о том, что только Он является единственным Господом всего сущего, не имеющим никаких сотоварищей. Всевышний Аллах сказал: «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (сура «аз-Зарийат, аяты 20-21). Господь миров сказал также: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным)» (сура «аш-Шамс», аят 7). И если обладающий здравым рассудком человек станет глубоко размышлять над собственной душой и удивительностью ее сотворения, то это обязательно подтолкнет его к осознанию того, что у него есть Мудрый, Всеведающий Господь и Творец. Разве может человек сотворить каплю, из которой сам же был создан, или превратить ее в сгусток крови в материнской утробе, а затем этот сгусток крови – в кусочек плоти, а кусочек плоти превратить в кости и облачить эти кости мясом?! Конечно же, нет! Второе - это наблюдение за знамениями Аллаха, которые проявляются в сотворении вселенной и называются «свидетельствами во вселенной». Эти свидетельства также являются великими знамениями Аллаха, которые указывают на Его господство. Всевышний Господь сказал: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (сура «Фуссылят», аят 53). Любой обладатель разума, который поразмышляет над частями света и над небом, над землей, которая устроена во вселенной, над звездами, планетами, солнцем и луной, над горами, деревьями, морями и реками на земле, над ночью и днем, которые окутывают их, и над абсолютным и всеобъемлющим порядком, который установлен во вселенной и которому подчинено все сущее, недвусмысленно поймет, что у вселенной есть Всемогущий и Всесильный Творец, Который создал ее и управляет ею. И чем глубже разумный человек размышляет над всеми этими созданиями, чем больше его ум занимают эти удивительные творения, тем яснее он понимает, что все это создано ради истины и с истиной, и что вселенная представляет собой свитки, в которых собраны знамения, и книги, в которой приводятся доводы и свидетельства, подтверждающие истинность всего, что Всевышний Аллах сообщил о Себе, и доказывающие Его единство. В трудах некоторых ранних ученых приводится история о том, что когда некие люди решили подискутировать с имамом Абу Ханифой, да смилостивится над ним Аллах, в вопросе существования Единственного Господа, он обратился к ним со следующими словами: «Прежде чем мы поговорим об этом вопросе, сообщите мне, что вы думаете о корабле на Тигре, который сам уплывает для того, чтобы наполниться провиантом и прочими вещами, и сам возвращается. Он уплывает и возвращается, и никто им не управляет». Те люди сказали: «Такое никак невозможно!» Он же ответил им: «Если такое невозможно с кораблем, то как же такое может произойти со всеми этими мирами, высшим и низшим?» Тем самым имам указал на то, что идеальный порядок во вселенной, точность и безупречность ее сотворения доказывают то, что у нее есть всего один Творец.
|