Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Русский язык как предмет школьного образования и воспитания.
2.0. Предмет и содержание любого школьного курса - категории исторические, изменяющиеся под воздействием развития общества, диктующего цели и задачи образования и воспитания молодежи, с одной стороны, и развития данной науки и научно-дидактического мышления вообще, - с другой. 2.1. С точки зрения современной филологии школьным предметом " русский язык" является собственно современный русский литературный язык. Любой литературный язык может содержаться лишь в определенной совокупности текстов, объединенных общностью грамматической структуры и лексико-семантической системы. Вне текстов, хранящихся в различных видах памяти, литературного языка нет. Нет абстрактной, не воплощенный в текстах, грамматики литературного языка, нет словаря самого по себе. Есть определенные законы организации текстов, усвоение которых необходимо как для понимания, так и для расширенного воспроизводства текстов. Следовательно, основной задачей школьного курса русского литературного языка должно быть изучение образцовых текстов, составленных выдающимися мастерами русского слова. В связи с этим изучению грамматики, усвоению правил орфографии и пунктуации отводится подчиненная более высоким целям роль. Углубленное осознание структуры родного языка и его специфики можно достичь лишь опираясь на основные принципы современного языкознания: принцип системности и принцип историзма. 2.2. С точки зрения современной лингвистики язык есть система взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений. Эта связь и взаимообусловленность осуществляется и проявляется в противопоставлении (оппозиции) двух родственных элементов или явлений, построенных на основании сходства и различия материального, либо функционального, например: стол-а - стол-у, слон-а - слон-у. Одни оппозиции строятся на основании общности основы и различия окончаний, другие, наоборот, объединяются общностью окончаний и различаются основами: стол-а - слон-а. Иные оппозиции строятся на основании общности функций: стол-а - вод-ы (родительный, единственный мужской и женский род). В отечественном языкознании сформировался системно-функциональный подход ко всем явлениям языка.11 2.2.1. Принцип системности должен быть последовательно проведен через все разделы курса, через все ярусы структуры языка. Хороший учитель знает, что именно обнаружение связи чего-то частного и конкретного с чем-то общим вызывает искренний интерес учащихся, формируя навыки поиска все более общих закономерностей системного устройства родного языка и внеязыковой действительности. Идея всеобщей связи всего со всем - исходный пункт диалектики и общей теории систем. Следовательно, не " 26 орфограмм", а осознание фонологической системы родного языка при овладении закономерностями звуко-буквенных отношений должно занять внимание Школьника на первых же уроках родного языка. Тогда сами школьники, умело направляемые учителем, " самостоятельно" откроют правила орфографии. 2.2.2. Принцип историзма - следствие и непременная часть более общего принципа взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. В данном случае устанавливается историческая взаимосвязь между настоящим и прошлым состоянием. Многие отступления от регулярных закономерностей находят свое объяснение в истории языка, например, в лесу - лес, но внесу - внёс, тень - тени, но день ~ дня. Оппозиционный анализ помогает отличать " своё" от заимствованного, собственно русское от церковнославянского, например, глава и голова, главный и головной, око и глаз, но очевидный и глазастый и т.п. Сама по себе встает проблема происхождения славянской письменности, " двусоставность" русского литературного языка, проблема исторических связей русского народа с другими народами и т.п. В связи с этим встает вопрос о необходимости восстановления курса церковнославянского языка в системе нашего образования. 2.3. Современная психолингвистика изучает не язык, не его грамматику, а речевую деятельность. Существует четыре основных вида речевой деятельности: аудирование (слушание с пониманием), говорение, чтение и письмо и два смешанных (письмо под диктовку, чтение вслух). Основы речевой деятельности на родном языке формируются в детстве, Первичным видом речевой деятельности является аудирование, формирование навыков членения речевого потока по законам данного языка, узнавание значимых элементов на базе своего предшествующего речевого опыта. В процессе формирования аудирования и первых опытов говорения путем проб и ошибок складывается интуитивное представление о грамматическом строе языка, формируется словарный и морфемный запас. Следовательно, не беспредметное " развитие речи" и не только чтение образцовых текстов русской классической литературы, и тем более не зазубривание " правил" грамматики, орфографии и пунктуации, а совершенствование всех видов речевой деятельности в их теснейшей взаимосвязи и должно стать центральной задачей школьного курса русского языка. Сосредоточив все внимание на обучении " грамотному", с точки зрения орфографии и пунктуации, письму, школа почти не обучает осмысленному чтению, зачастую ограничиваясь навыками " складывания" букв в слоги и отдельные слова. Нет систематического обучения говорению, а сюда должно включаться и ораторское искусство, навыки ведения диспута и т.п. Совершенно не уделяется внимание аудированию, формированию необходимого навыка слушать, понимать и уважать собеседника. А между тем, по подсчетам психологов, до 70% разводов, развала семьи, происходит из-за неумения супругов слушать и понимать друг друга. Стало нормой, что русский оратор не произносит, а читает свою речь по бумажке. Косноязычие становится национальной болезнью. Невероятно низка культура речи в быту и в общественных местах, а нередко ~ и в парламенте, в газетах и радиопередачах... Повсеместно можно слышать, что наши дети вообще мало читают, особенно классику. А что делает школа, чтобы научить читать, глубоко проникая в смысл прочитанного, научить восхищаться и дышать классическим русским словом Тургенева, Пушкина, Чехова, Толстого? 2.4. С точки зрения современной социолингвистики, литературный язык является мощнейшим фактором интеграции народа, нации в целостный социум. Язык является средством сбора, хранения и передачи информации, живой связью поколений. В процессе овладения языком происходит социализация личности, которая становится членом определенного языкового коллектива, представителем русского народа. Именно школа формирует коллектив активных носителей русского литературного языка, главной общественной функцией которого и является понимание, сохранение, передача и расширенное воспроизводство текстов данного языка. Учитель-словесник должен осознавать, что в его классе может оказаться будущий мастер русского слова, писатель, поэт, журналист, ученый, преподаватель вуза и школы, артист или Диктор радио или телевидения, священник-проповедник, адвокат или депутат парламента. Сам по себе литературный язык не живет. Он живет и развивается лишь как продукт деятельности коллектива активных его носителей, занятых в " словесной сфере производственной деятельности". 2.5. Отечественная психология рассматривает учебный процесс как деятельность, разрабатывает принципы интериоризации, ориентации ребёнка в новой сфере деятельности, выявляет пути его включения в активную творческую деятельность и формирование способности к учению как к саморазвитию, формируя навыки исследовательской деятельности. 2.6. На основании учёта достижений современной филологии и лингвистики, социолингвистики, психолингвистики и психологии должна быть построена современная лингводидактическая концепция преподавания русского литературного языка в школе. Основные её положения сводятся к следующему: 2.6.1. Первостепенная задача современного образования и воспитания заключается не в усвоении определённого набора фактов, определённой совокупности знаний, обязательных для всех и каждого, а в формировании духовно богатой личности, формирования современного мышления, современного представления о целостности, взаимосвязи и взаимообусловности, о системном устройстве явлений природы, общества, и прежде всего, языка. 2.6.2. В фундамент образования и воспитания подрастающего поколения должны быть положены высшие достижения современной науки вообще и науки о русском языке в конкретном случае. 2.6.3. Школьное образование должно ставить задачу формирования способности к учению как к саморазвитию. 2.6.4. Уроки родного языка должны содействовать формированию исследовательских способностей, прививать навыки открытия способа организации предмета исследования, ее внутренней логики и специфики. 2.6.5. Школа должна формировать " вопросное знание", развивать интуитивные привычки " маленьких почемучек" до сознательного умения ставить вопросы, видеть удивительное в обыденном, формулировать проблемы и творчески искать ответы на них, постоянно что-то анализируя, систематизируя, обобщая. В самом деле, овладевая навыками речевой деятельности с первых дней жизни, ребенок интуитивно формирует навыки наблюдения и самонаблюдения над речью взрослых и своей собственной, взаимокорректируя их. Первые же шаги такой исследовательской деятельности постоянно приводят к открытиям в области структурного устройства родного языка. Школа должна не разрушать, а бережно сохранять и целенаправленно развивать эти первичные навыки. " Задача школьного курса грамматики заключается в том, - говорил Ф.Ф.Фортунатов на Первом Съезде преподавателей русского языка, - чтобы учащиеся сами открывали и определяли явления родного языка".12 2.6.6. Основным лингводидактическим принципом преподавания русского языка в школе должно стать правило: " ничего не сообщать школьнику из того, что он уже знает! ". Необходимо научить его осознавать то, чем он уже овладел интуитивно, формировать навыки самопознания, абстрактного мышления, умения видеть взаимосвязь явлений, казавшихся разрозненными, подводя отдельные факты под более общие закономерности. Вместо призыва " запомни! " должен стать призыв " исследуй и открой, посмотри, как красиво устроено! ". 2.6.1. Именно такие возможности дает курс родного языка. Если для овладения закономерностями в химии или физике необходимо собрать и запомнить определенное количество фактов, то факты родного языка уже собраны. И в этом огромное преимущество курса русского языка по сравнению с другими предметами школьного образования. Действительно, " многие науки обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты. Грамматика - писал К.Д.Ушинский, начинает развивать самосознание человека!.. Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью13
|