Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Программа по русскому языку в школе.
4.0. Программа должна отражать целостность всего курса с I по XI кл., должна преодолеть разрыв между начальной и средней школой. Центральным стержнем школьного курса по русскому литературному языку должно быть развитие всех видов речевой деятельности школьника на базе активного усвоения его лучших образцов и глубокого осознания культуры. 4.1. Образцовыми текстами должны быть творения мастеров русского слова, русских писателей, поэтов, публицистов, журналистов, артистов и т. п. Тексты должны отражать все жанры и стили русской художественной, публицистической, научно-популярной и учебной литературы, содержать образцы русского ораторского искусства, диспутов и дискуссий, проповедей, лекций и докладов, драматургической и агиографической литературы, устное народное творчество и т. п. Эти образцы могут быть представлены не только в печатном виде, но и звукозаписи (магнитофон, пластинки и т. п.). Необходимо поощрять желание выучить понравившиеся тексты наизусть. 4.2. Осознание структуры литературного русского языка должно сопровождаться усвоением теоретических знаний из области науки о русском языке и современного русского языкознания, овладением его понятийным аппаратным и исследовательским методом. В свою очередь это позволит оценить речевые факты на основании теоретических знаний. Чем больше теоретической осмысленности, тем сильнее ощущение закономерностей, гармоничности и красоты, тем интереснее и увлекательнее урок родного языка, тем сильнее впечатление научности предмета преподавания. При этом практические навыки (в том числе, " самые страшные", орфографические) будут устаивается как бы сами собой. 4.3. Программа должна предусмотреть элементы историзма, наличие отдельных исторических справок для понимания некоторых исключений, отступлений от регулярных закономерностей функционирования, объяснение архаизмов, церковнославянизмов и т. п., а так же заключительную беседу об общих закономерностях русского литературного языка. Серьёзно встаёт проблема возвращения хотя бы элементарного курса церковнославянского языка в систему гуманитарного образования (наст. изд. стр. 111-135, 140-151). 4.4. Курс русского литературного языка является центральным с I по XI класс школьного образования. В XI классе следует предусмотреть " Повторительный курс русского языка". 4.4.1. В начальной школе (I - IV классы) должен быть заложен прочный фундамент дальнейшего совершенствования речевой деятельности и осознания структуры родного языка. Формирование навыков письма и чтения, совершенствование навыков аудирования и говорения должно идти в тесном взаимодействии всех видов речевой деятельности параллельно с формированием навыков наблюдения и самонаблюдения над речевой деятельностью и языком, осознанием его структурных закономерностей. Именно здесь следует придерживаться принципа восхождения " от текста к - грамматике, от грамматики - к более углублённому пониманию текста". При этом не следует искусственно обеднять грамматические знания школьника, если он интуитивно ими владеет, встречает в тексте, понимает. Нельзя откладывать изучение структуры сложного предложения, причастий и т. п. на старшие классы, если они встречаются в текстах. Необходимо тщательно исследовать речевую личность ребёнка, пришедшего в школу, развивать, а не подавлять её. Уроки письма и чтения, чистописания и грамматики в начальной школе составляют единый предмет русского литературного языка.22 Тексты для чтения и разбора должны включать, кроме художественной литературны, ещё и тексты на темы природоведения и отечественной истории. К. Д. Ушинский включает в свою книгу для чтения описание путешествий, дневник, письма к близким, а также несколько молитв. Работая с текстами, следует развивать активное внимание ребенка, учить слушать с пониманием, читать с пониманием. Необходимо заставить ребенка разговориться на строго определенную тему. Беседа учителя, диалог с классом, рассказ одного из учеников должны предварять акт чтения данного текста. В свою очередь, списывание должно предваряться чтением и беседой. Осознание структуры языка, различных явлений грамматики, орфографии и пунктуации, фонетики и фонологии должно " отталкиваться" от читаемого текста. Развитие речевой деятельности должно идти параллельно с осознанием структуры языка. С первых уроков родного языка следует помнить, что орфографическая память содержится в нашей руке. Тренировать надо, прежде всего, " память руки". Вводя новое слово, необходимо идти от " сильной" позиции к " слабой", а не от " сомнительной орфограммы" к " проверочному слову". Освоение закономерностей звуко-буквенных отношений должно идти параллельно с процессом осознания фонологической системы языка, морфологической структуры словоформ и собственно фонологического принципа русской орфографии, а далее - к осмыслению законов и правил правописания. Выпускник начальной школы должен освоить основы грамматики родного языка. 4.4.2. В старших классах (Х-1Х) должен излагаться систематический курс русской грамматики: лексика, фонетика и фонология, графика и орфография, морфология, формообразование, словообразование и словопроизводство, синтаксис и пунктуация. При этом чрезвычайно важно удержать школьника в позиции исследователя. Детальное изучение структуры разнообразных текстов должно сопровождаться тщательным грамматическим разбором, анализом изучаемых и уже изученных явлений в тексте. Необходимо постепенно переходить от разбора текстов в классе с помощью учителя к самостоятельным всесторонним разборам дома, при этом следует восстановить курс " Наблюдения над языком", всячески развивая навыки использования справочной литературы (словари, грамматики). Анализ текста должен включать собственно структурно-смысловой, лексико-семантический, синтаксический и морфологический, фонетический и фонологический, орфографический, пунктуационный и историко-филологический разбор. Необходимо формировать навыки работы с книгой, с текстом лекции, доклада и т.п. Анализируемые тексты-образцы различных жанров литературного языка должны совершенствовать навыки различных видов речевой деятельности. Необходимо поощрять самостоятельное составление различных текстов, поэтических и прозаических, монологических и диалогических. Ввести уроки декламации и ораторского искусства. Необходимо возродить традиции школьных и домашних театров.
|