Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.
Революционное народничество, возникшее в освободительном движении России в н. 70-х гг. XIX в., явилось выразителем интересов крестьянства. Основными деятелями его стали разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, основателями которой были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Известными деятелями общероссийского народнического движения 70-х гг. были студенты уроженцы Белоруссии М.Судиловский, С.Ковалик, Г.Исаев, И.Гриневицкий, А.Бонч-Осмоловский и др. Народники объективно выступали против крепостнических пережитков в деревне, но вместе с тем они верили в возможность особого, некапиталистического пути развития России. Поэтому они выступали против капитализма, полагая возможным переход от феодализма прямо к социализму путем крестьянской революции, при этом ячейкой социализма они считали сельскую крестьянскую общину. Это была утопическая теория. Но тем не менее народники пытались реализовать идею революции, поднимая крестьян путем т.наз. " хождений в народ". В 70-е гг. XIX в. народнические кружки появились в Белоруссии, в городах Могилев, Горки, Минск, Гродно, Пинск, Слуцк, Витебск. Их организаторами являлись столичные студенты, выходцы из Белоруссии. В этих кружках изучалась нелегальная литература. Народнические кружки поддерживали тесные связи с революционной интеллигенцией Петербурга, Москвы, Киева. С возникновением в Петербурге организации " Земля и воля" народническое движение в Белоруссии развивается под ее влиянием. Центром народнического движения стал Минск. Среди минских кружков выделялся кружок М.Веллера. Члены кружков вели пропаганду среди интеллигенции, учащихся, рабочих, также среди крестьян с целью поднять их на восстание. В Белоруссии предпринимались попытки " хождения в народ". Наиболее активным пропагандистом среди крестьян был гимназист Н.Забела. Однако хождение в народ не вызвало крестьянских выступлений. Крестьяне не восприняли идей народников, которые они пытались внушить, напротив, они нередко становились инициаторами задержаний пропагандистов. Т.обр., народническое движение в Белоруссии в основном имело те же черты и результаты, что и в России в целом. Но оно в Белоруссии не приняло широкого развития. Здесь не было высших учебных заведений, поэтому формирование разночинной интеллигенции замедлялось. Отрицательную роль сыграли и результаты репрессий при подавлении восстания 1863 г. После распада " Земли и воли" на " Народную волю" и " Черный передел" большинство народнических кружков Белоруссии поддержали платформу " Черного передела". Минск стал в н. 80-х гг. одним из центров деятельности этой партии во всей России. В Минске существовала и типография этой партии. После распада этой партии большинство ее сторонников в России и Белоруссии перешли на позиции " Народной воли". Среди народовольцев были и уроженцы Белоруссии Г.Исаев, И.Гриневицкий и др. Деятельность " Народной воли" сосредоточилась на организации убийства царя, расчет делался на то, что это вызовет народное восстание. В подготовке теракта принимали участие и белорусские народовольцы, в частности, И.Гриневицкий, который и бросил 1 марта 1881 г. бомбу, убившую Александра II. Но расчет террористов не оправдался. " Народная воля" была вскоре разгромлена. Ее белорусская организация, образованная в к. 1881 н. 1882 г., также вскоре распалась на отдельные кружки. В 1884 г. с инициативой создания единой организации, которая объединила бы народнические кружки в Белоруссии и кружки белорусского студенчества в Петербурге, выступила столичная группа " Гоман", или Белорусская социально-революционная группа. Эта группа придерживалась программы " Народной воли". Силами группы (изданием занимались, в частности, студенты из Белоруссии А.Марченко, Х.Ратнер и др.) были изданы два номера гектографического журнала " Гоман", в которых изложены взгляды членов этой организации. В частности, по национальному вопросу гомановцы придерживались мнения о необходимости предоставления белорусам равных прав с другими народами России на основе " областной самостоятельности". По вопросу об организации они считали необходимым объединить все силы белорусских революционеров и в Белоруссии, и за ее пределами, а также выступали за солидарность с общероссийской партией " Народная воля". Единства взглядов на задачи национального движения среди разных групп белорусских народников не было. Анализ издававшихся тогда подпольных изданий (воззвания " К белорусской молодежи", " К белорусской интеллигенции", " Послание к землякам-белорусам" и др.) подтверждает это. Все они считали необходимым достижение белорусским народом равноправного положения с другими народами, но пути к этому одни видели в мирной революции, осуществленной путем просвещения народа, поднятия его национального духа и самосознания и т.п., другие, более радикальные, считали необходимым для достижения этой цели свергнуть самодержавие и т.п. Первые марксистские идеи проникли в Россию еще в н. 80-х гг. Первым русским марксистом считается Г.В.Плеханов, руководитель " Черного передела", который после распада своей партии выехал за границу, увлекся марксизмом и в 1883 г. в Швейцарии создал первую российскую марксистскую организацию группу " Освобождение труда". В это время рабочие стали осознавать свои интересы в отличие от интересов крестьянства. Тогда же наступил кризис идеологии народников. Это подготовило условия для распространения марксизма и социал-демократического движения. В Белоруссии у истоков этого процесса стояли группа " Освобождение труда" и польская партия " Пролетариат". Они начали издание и распространение произведений К.Маркса и Ф.Энгельса на русском и польском языках. В это же время отдельные интеллигенты начали создавать рабочие кружки с целью изучения произведений Маркса и Энгельса и их последователей. Первый такой кружок был создан студентом Э.Абрамовичем в Минске летом 1884 г. Первые пропагандисты марксизма в Белоруссии не осознавали принципиального отличия теории Маркса от теорий народников. Преодолению этого явления способствовала брошюра Г.В.Плеханова " Наши разногласия". Под ее влиянием в 1887-1888 гг. произошло идейное размежевание в минских рабочих кружках. Среди пропагандистов, которые встали на социал-демократические позиции, были В.Селицкий и С.Трусевич. Они считали, что следует переходить от работы в маленьких группах к агитации среди рабочих масс. С.Трусевич в к. 80-х гг. участвовал в деятельности " Союза польских рабочих" в Варшаве, а в 90-е гг. создал в Минске одну из социал-демократических групп. Группа Трусевича вела работу на крупных предприятиях. Под влиянием его группы в начале 1895 г. прошли три стачки рабочих мастерских Московско-Брестской железной дороги в Минске. В 1896 г. С.Трусевич создал Рабочий союз Литвы. Этот союз выступал за взаимодействие всех социал-демократических сил России и создание единой партии. РСЛ руководил стачками рабочих, организовывал маевки на 1 мая. Его руководство в 1897 г. было арестовано и сослано. Вместе с тем среди части социал-демократов западных губерний появлялись сепаратистские тенденции. На такую позицию стала Литовская СДП в 1896 г. В сентябре 1897 г. в Вильно состоялся съезд социал-демократических еврейских организаций Вильно, Минска, Витебска, Белостока и Варшавы. На этом съезде был создан Бунд Всеобщий еврейский рабочий союз России, Польши и Литвы. Лидером его стал А.Кремер. Необходимость создания Бунда мотивировалась тем, что только национальная организация еврейских рабочих может наилучшим образом отстоять их интересы. Создание в России крупных социал-демократических организаций и рост рабочего движения поставили вопрос о создании единой социал-демократической партии. Для ее создания был созван съезд, проходивший в Минске в н. марта 1898 г. На нем присутствовали представители петербургского, московского, киевского и екатеринославского " Союзов борьбы", киевской " Рабочей газеты" и Бунда. Съезд принял решение об объединении этих организаций в Российскую социал-демократическую рабочую партию, избрал ЦК в составе С.Радченко, Б.Эйдельмана и А.Кремера, признал " Рабочую газету" официальным органом РСДРП. Был издан в Бобруйской типографии Бунда Манифест РСДРП, в котором были обозначены демократические и социалистические задачи рабочего движения в России. Помимо Бунда, в Белоруссии действовали и другие еврейские организации. Среди них выделяются " Поалей-Цион" влиятельная партия еврейской буржуазии, Еврейская независимая рабочая партия, которая поддерживалась властями, многочисленные сионистские кружки. Деятельность этих организаций была направлена в первую очередь против Бунда. Сам Бунд в 1903 г. на II съезде РСДРП вышел из состава партии, не добившись ее перестройки на принципах федерализма. В его среде также проявлялись отдельные сионистские идеи. В Вильно, Сморгони и Минске на рубеже XIX-XX вв. действовали небольшие группы Социал-демократии Королевства Польского и Литвы, которая возникла в 1900 г. в Минске на съезде представителей Рабочего союза Литвы и социал-демократов Польши. Возглавили ее Ф.Э.Дзержинский и С.Трусевич. Ее цель в союзе с РСДРП свергнуть самодержавие и создать федерацию народов России. Существовали в Белоруссии организации еще одной польской партии ППС. В сентябре 1902 г. такая группа возникла в Литве. Эта партия выступала за возрождение польского государства и отказывалась сотрудничать с российскими революционными организациями. Среди течений общественной мысли в это время выделялись два основных реформистское и революционное. Первое опиралось на идеи немецкого социал-демократа Э.Бернштейна и ограничивало задачи рабочего движения в России экономической борьбой. Борьбу за политические свободы они оставляли буржуазным либералам. Это движение получило название экономизм. Борьбу с экономизмом возглавили Плеханов и Ленин. С к. 1900 г. центром революционных социал-демократов стала газета " Искра", которая издавалась за границей. Одной из своих задач " Искра" ставила идейный и организационный разгром экономизма и завоевание ведущей роли в РСДРП и в рабочем движении России.
|