Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные достижения белорусской культуры в 60-80-е гг. XX в. Изменения в духовной жизни белорусского народа в конце 1980-х с. 90-х гг.
В конце 1950-х начале 1960-х гг. в Белорусской ССР была завершена работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. БССР стала республикой всеобщей грамотности. Это стало одним из общецивилизационных достижений белорусского народа в области культурного строительства. В начале 1960-х гг. в БССР было введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение. Следующей задачей стал переход ко всеобщему среднему образованию молодежи. Этот переход происходил постепенно и был завершен в конце 1970-х гг., что явилось еще одним важным достижением белорусского народа. В БССР существовала разветвленная система среднего специального и высшего образования. Были открыты новые вузы, которые давали подготовку преимущественно по техническим и сельскохозяйственным специальностям: Гродненский сельскохозяйственный институт, Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле, Белорусский институт механизации сельского хозяйства в Минске, Могилевский машиностроительный институт, Минский радиотехнический институт, Витебский технологический институт легкой промышленности, Брестский инженерно-строительный институт и др. Существовали также вузы педагогического, медицинского и других профилей. Количество вузов в Беларуси увеличилось с 24 в 1946 г. до 33 в 1985 г., а студентов соответственно с 13 тыс. до 182 тыс. Основной темой белорусской литературы в послевоенный период стал подвиг белорусского народа в Великой Отечественной войне. Серьезное осмысление военной темы и глубокий психологизм присущи прозе М. Лынькова, И. Науменко, В. Быкова, И. Чигринова и др. Белорусских писателей волновали морально-этические проблемы (произведения К. Крапивы, И. Шамякина). Лучшими произведениями исторической тематики были романы, повести и пьесы В. Короткевича, пробуждавшие интерес к историческому наследию белорусского народа. Успешно развивалась поэзия. В историю белорусской литературы вошли имена таких поэтов, как А. Кулешов, П. Бровка, П. Панченко, П. Глебка, М. Лужанин, Н. Гилевич, Г. Буравкин и др. Ведущей темой театрального и киноискусства стала Великая Отечественная война. Творческими достижениями белорусских театров были постановки пьес ォ Константин Заслоновサ А. Мовзона, ォ Трибуналサ А. Макаёнка, ォ Последний шансサ В. Быкова, ォ Рядовыеサ А. Дударева. На театральных подмостках была создана масштабная и уникальная сценическая летопись подвига белорусского народа во время войны. Не меньшую известность приобрели белорусские художественные киноленты на военную тему: ォ Альпийская балладаサ (режиссер Б. Степанов), ォ Возьму твою больサ (режиссер М. Пташук), ォ Свадебная ночьサ (режиссер А. Карпов), ォ Я родом из детстваサ (режиссер В. Туров) и др. Важным событием стала экранизация В. Туровым романа-эпопеи И. Мележа ォ Люди на болотеサ. Значительный вклад в экранизацию русской литературной классики и создание детских фильмов-сказок внесла киностудия ォ Беларусьфильмサ. Ежегодно она выпускала на экраны до 70 художественных, документальных и научно-популярных фильмов. На театральных подмостках осуществлялось успешное сценическое воплощение национальной и зарубежной классики. Тема войны занимала важное место и в музыкальном искусстве. Она объединяла произведения белорусских композиторов Е. Тикоцкого, Г. Пукста, Ю. Семеняко, Г. Вагнера, В. Оловникова. В 1955 г. был утвержден Государственный гимн БССР, музыку к которому написал Н. Соколовский, а слова М. Климкович. В 1960-1980-е гг. расширилась тематика белорусской музыки. Наряду с национальными мотивами появились темы и сюжеты из истории других народов, например, опера ォ Джордано Бруноサ С. Кортеса, балеты ォ Тиль Уленшпигельサ, ォ Маленький принцサ Е. Глебова и др. В белорусской музыке раскрылись таланты композиторов А. Богатырёва, Д. Смольского, А. Мдивани. Определенное развитие получила и эстрадная музыка. За пределами республики приобрели известность песни композиторов И. Лученка и Э. Ханка. Популяризации белорусской музыки в других республиках СССР способствовало творчество вокально-инструментальных ансамблей ォ Песнярыサ под руководством В. Мулявина, ォ Верасыサ под руководством В. Раинчика, ォ Сябрыサ под руководством А. Ярмоленко. Для архитектуры Беларуси конца 1940-х начала 1950-х гг. характерно стремление увековечить победу советского народа в Великой Отечественной войне. Потому не случайным стало возвращение к наследию эпохи классицизма с ее величием и триумфальностью, со зданиями, украшенными богатым декором и скульптурой. В едином стиле выдержана композиция Ленинского проспекта в Минске (ныне проспект Независимости). Бесспорным достижением белорусских архитекторов стал ансамбль площади Победы в Минске (архитекторы Г. Заборский, В. Король). Торжественны и исполнены величия проекты, которые создали архитекторы А. Воинов (здание ЦК КПБ в Минске, в соавторстве), В. Король (здание Минского почтамта; Монумент Победы; мемориальный комплекс ォ Брестская крепость-геройサ, в соавторстве), М. Парусников (здание Госбанка, стадион ォ Динамоサ, в соавторстве). В 1960-1970-х гг. наибольшего расцвета достигло монументальное искусство Беларуси. Создание мемориалов, посвященных подвигу белорусского народа в Великой Отечественной войне, поддерживалось на государственном уровне. Именно в этот период были возведены величественные и масштабные мемориальные комплексы, такие как ォ Хатыньサ, ォ Курган Славы Советской Армии освободительницы Беларусиサ, ォ Брестская крепость-геройサ, открытый в 1971 г., и др. В создании монументов участвовали лучшие скульпторы Беларуси: 3. Азгур, А. Бембель, С. Селиханов, А. Аникейчик, А. Заспицкий, Л. Гумилевский и др. С середины 1950-х гг. произошла стилевая переориентация белорусской живописи. Художники постепенно отказались от пафоса и описательности, для их произведений стали характерны лаконичность и простота. Белорусские художники разработали своеобразный стиль, напоминавший монументальную живопись. В таком стиле выполнены работы М. Савицкого, в том числе ォ Партизанская мадоннаサ. Некоторые авторы обращались к событиям далекого исторического прошлого, других интересовали темы и мотивы современной жизни. Выдающиеся произведения белорусского искусства 1950-х середины 1980-х гг. посвящены Великой Отечественной войне.
|