![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семь холмов — семь царей
Римские холмы. Город Рим стоял на семи холмах, которые возвышались на южном берегу Тибра примерно в 20 км от моря. Самые знаменитые из римских холмов — Палатин, Авентин и Капитолий. На Палатине росло священное дерево смоковница, под которым волчица вскормила близнецов. Здесь гадал Ромул, здесь построил он первые укрепления своего города, здесь жили первые римляне. Можно сказать, что Рим начался с Палатина. Этот холм стал со временем самым почетным местом города, на нем селились богатые и знатные люди. Авентин, с которого наблюдал за небесными приметами Рем, был заселен позже Палатина, и обосновались на нем в основном люди простые. В течение многих столетий Авентин оставался плебейским холмом. У его подножия стояли храмы крестьянских богов — покровителей земледелия. Капитолий, самый высокий из римских холмов, с древних времен был городской крепостью. Он имел две вершины: на одной возвышался замок-“кремль”, на другой при последних царях был построен главный храм города, посвященный богу Юпитеру (Зевсу). Остальные римские холмы назывались: Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий. Царей римских было столько же, сколько холмов, — семь. Первый царь Ромул основал город, остальные шесть царей возвеличили и благоустроили Рим. Нума Помпилий. После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену. Наконец они отдали предпочтение самому добродетельному человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скромно живший в городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава как о муже выдающейся учености, доброты и справедливости. Говорили, что воинственный Ромул сделал римский народ “железным “, а Нума — добродетельным. “Вступив на царство, — пишет древний историк, — Нума тотчас принялся размягчать “железный” римский народ, чтобы из жестокого и воинственного сделать его кротким и справедливым”. Для этого он научил римлян благочестию — глубокому уважению к богам. Нума ввел в Риме новые культы (почитание новых богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии — “товарищества” жрецов. Среди введенных им богов почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности. В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой народ к добродетелям и радостям мирной жизни. Покровительствуя доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремесленников, установил праздничные и рабочие дни. В связи с этим Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь. По учености и характеру он напоминал Пифагора, и впоследствии римляне даже считали, что их царь был учеником Пифагора, хотя на самом деле Нума жил гораздо раньше греческого философа. Тулл Гостилий. После Нумы правили два воинственных царя — Тулл Гостилий и Анк Марций. Царь Тулл успешно воевал с соседями и наконец пошел войной на Альбу-Лонгу — главный город Лация. Альба была разрушена, а ее жителей Тулл Гостилий переселил в Рим. С завоеванием Альбы связана легенда о Горациях и Куриациях. Когда римское и альбанское войска сошлись для решающей битвы, вожди договорились, что спор о первенстве двух народов решит поединок между храбрейшими воинами. Со стороны Рима выступили трое братьев Горациев, со стороны Альбы — трое братьев Куриациев. Во время боя, за которым с замиранием сердца наблюдали оба войска, все Куриации были ранены, а двое Горациев — убиты. Единственному Горацию, оставшемуся целым и невредимым, противостояли три противника, и тогда он применил хитрость, ставшую знаменитой: обратившись в бегство, он добился, что его преследователи отстали на бегу друг от друга, а затем, внезапно остановившись, расправился с каждым из раненых врагов поодиночке. Римляне торжествовали победу. Когда ликующее войско во главе с героем возвращалось домой, у ворот Рима стояла сестра Горациев, просватанная за одного из Куриациев. Узнав плащ убитого жениха, она, забыв о погибших братьях, стала громко оплакивать врага своего народа. Не сдержавшись, Гораций в гневе убил родную сестру. По римскому закону за убийство полагалась смертная казнь. Судьею был царь Тулл Гостилий. Он вынес смертный приговор, но тут же разрешил осужденному просить о помилований народ. Гораций произнес: “Обращаюсь к народу”, и народное собрание оправдало доблестного юношу. И был принят обычай, по которому граждане, приговоренные к смерти, имели право требовать народного суда. Анк Марций. После завоевания Альбы-Лонги Рим хотел занять ее место во главе латинских городов, но латины не желали мириться с возвышением молодого города. Поэтому царь Анк Марций неоднократно сражался с ними и завоевал некоторые латинские города. Земли их он присоединил к римским владениям, а покоренных латинян перевел в Рим, расселив их на Авентине. Так при воинственных царях расширились границы и города Рима, и Римского государства. Тарквиний Древний. Последних трех римских царей называют этрусками. История их началась с того, что один богатый человек из этрусского города Тарквинии переселился в Рим, стал советником Анка Марция, завоевал любовь римского народа и в обход сыновей Анка был избран царем. Он получил имя Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высокую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим перебрались многие этрусские ремесленники, закипели строительные работы, Рим начал превращаться из “большой деревни” в настоящий город. Строились каналы для осушения болотистых низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города — Форум, в долине между Авентином и Палатином был построен Большой цирк, а на Капитолии заложен каменный храм в честь Юпитера. Сервий Туллий. После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын рабыни. Рассказывают, что однажды домочадцы Тарквиния увидели чудесный знак — огненное сияние вокруг головы спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребенка, царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него свою дочь. Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство. Подобно, Солону, он провел оценку имущества граждан и разделил народ на пять имущественных разрядов. Опорой государства он сделал 1-й класс богачей, имевших более 100 тыс. тяжелых медных ассов (так назывались древнейшие римские деньги). Эти люди составили основную силу римского войска: они служили как всадники и тяжеловооруженные пехотинцы, выставляя на войну 18 центурий (сотен) конников и 80 центурий гоплитов (пехотинцев); в то же время классы победнее выставляли в среднем по 20 центурий воинов в более легком вооружении. Зажиточные квириты господствовали и в новом народном собрании, которое напоминало голосующее войско: поднимался красный военный флаг, и сервиевы центурии собирались за городом на Марсовом поле, чтобы выразить свою волю в качестве римского народа. При этом 98 голосов 1-го класса перевешивали все вместе взятые голоса остальных “сотен”. Таким образом, после реформ (преобразований) Сервия Туллия и сражались, и выражали свою волю в основном состоятельные граждане 1-го класса, а так как плебеев среди них было больше, чем патрициев, то новый порядок дал плебеям большую силу в государстве. Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой каменной стеной. В памяти потомков он остался как добрый царь, покровитель плебеев. Тарквиний Гордый. Последний, седьмой царь, сын Тарквиния Древнего, носил имя Тарквиний Гордый — и недаром. Власть он захватил путем злодеяния: свергнув и убив престарелого Сервия. Потом он перебил многих сенаторов, сторонников законного царя, и начал царствовать под защитой телохранителей — не избранный народом и не утвержденный сенатом. Плебеев он изнурял строительными работами, а видных патрициев уничтожал из ненависти к их влиянию. Чаша терпения римского народа переполнилась, когда сын царя надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергшей его любовь. Благородная женщина покончила с собой, а возмущенные римляне восстали и выгнали всю семью Тарквиниев из города. По расчетам римских историков это событие произошло в 510 г. до н.э. — в то же самое время, когда пала тирания в Афинах. Установление Республики. После изгнания последнего царя в Риме установился строй под названием республика, что означает “общее дело”: верховным хозяином государства считался теперь весь римский народ, т.е. народное собрание. Постоянное руководство общественными делами перешло к сенату, а вместо царя были избраны два верховных правителя, названные консулами, т.е. “советчиками” или “товарищами”. Консулы получали царский империй, но всего на один год. Командовали они или вместе, или по очереди и были во всемравны: один консул не мог что-нибудь приказать другому, но имел право отменить приказ товарища, если считал его вредным для государства. Брут. Восстание против Тарквиниев возглавил царский племянник Луций Юний, прозванный Брутом, т.е. “тупицей”. С юных лет притворялся он дурачком, чтобы ревнивый царь не заподозрил в нем соперника своим сыновьям. Когда же пробил решительный час, Брут отбросил притворство, созвал народ и произнес перед ним обвинительную речь против Тарквиния. По его призыву римляне выгнали царя из города и поклялись никогда впредь не терпеть над собой царской власти. В первый же год республики Брут был избран консулом римского народа. Горячая любовь его к свободе проявилась в поступке, который стал для всех грозным примером. В год консульства Брута некоторые знатные молодые люди составили заговор в поддержку Тарквиниев. Среди заговорщиков оказались двое сыновей Брута. Благодаря доносу раба преступный замысел был раскрыт и виновников привели на суд. Второй консул и многие видные римляне колебались, не зная, как поступить с арестованными юношами, среди которых находились их родственники. Тогда Брут твердым голосом приказал ликторам приступить к делу и с окаменевшим лицом, не проронив ни единой слезы, смотрел, как секут и обезглавливают его сыновей. Эта твердость внушила римлянам ужас, но одновременно научила их превыше всего ставить интересы государства.
Бюст Брута
|