Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии 8 страница
2 А. И. Косоротов предлагал Художественному театру свою пьесу " Коринфское чудо"; Шолом Аш прислал Станиславскому драму " Бог мести". Трагедия Д. И. Пинского называлась " Семейство Цви".
1 Считая вопросы этики чрезвычайно важными, Станиславский предназначал это письмо " для всех интересующихся".
244* 1 Колупаев Николай Антонович -- художник, помощник декоратора, в МХТ с 1899 по 1907 г. Вместе с Симовым оформлял спектакли " Иван Мироныч" и " Горе от ума" (в редакции 1906 г.). При возобновлении " Чайки" в 1905 г. вместе с В. Я. Суреньянцем делал новые декорации. " Стены" Найденова шли в декорациях Симова. 2 Н. П. Ульянов и В. Е. Егоров -- художники спектакля " Драма жизни" К. Гамсуна. " Жизнь Человека" Л. Андреева и " Синяя птица" М. Метерлинка шли в декорациях и костюмах В. Е. Егорова.
245* Печатается по фотокопии, присланной из Праги Музею MX AT (архив КС). Дата устанавливается по письму Квапила от 13 ноября 1906 г. и по записи в дневнике Станиславского от 11 ноября 1906 г.: " Сижу сегодня до двух часов ночи и пишу план декораций для Праги". Квапил Ярослав (1868--1950) -- видный деятель чешского театра, режиссер Пражского Национального театра.
1 Шморанц Густав -- директор Пражского Национального театра. В телеграмме Станиславскому он просил прислать фотографии, рисунки костюмов, декораций и мизансцен " Трех сестер" для постановки этой пьесы в Праге. 2 Режиссерский план первого акта " Трех сестер" считался утерянным; недавно Музей МХАТ получил из Праги фотокопию режиссерского плана Станиславского, переписанного рукою В. Л. Мчеделова. 3 Квапил писал 13 ноября 1906 г., что он и Рейнгардт собираются поехать в Москву, " чтобы иметь возможность чему-нибудь научиться", " что-нибудь позаимствовать" у Станиславского. При постановке на чешской сцене " Горькой судьбины" (1907) и " Живого трупа" (1911) Квапил также обращался к Станиславскому за творческой помощью.
246* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
247*
Дата устанавливается по фразе письма: " Владимир Иванович вернется 7 января 1907 г.". Поставив " Бранда", Немирович-Данченко в декабре 1906 г. уехал в Берлин.
1 У рванцев Николай Николаевич -- актер Нового Василеостровского театра в Петербурге; Н. А. Попов рекомендовал его в труппу МХТ. 2 Н. А. Попов работал в Московском Малом театре с 1907 по 1909 г. 3 План постановки " Пелеаса и Мелисанды" Метерлинка не сохранился. 4 Роль Макбета в постановке Н. А. Попова играл В. Р. Гардин, впоследствии известный киноактер и режиссер, народный артист СССР.
248*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, архив Н. В. Дризена, No 408. Чириков Евгений Николаевич (1864--1932) -- беллетрист и драматург. Под идейным воздействием М. Горького примкнул к писателям, группировавшимся вокруг " Знания". Автор пьес " Иван Мироныч", " Мужики", " Евреи". В годы реакции сотрудничал в либерально-буржуазных журналах. В 1917 г. эмигрировал.
1 Немирович-Данченко, прочитав драматическую фантазию Чирикова " Легенда старого замка", писал Станиславскому 12 ноября 1906 г.: " Пьесу Чирикова прочел. Очень слабо". В марте 1907 г. пьеса Чирикова была опубликована в XV сборнике издательства " Знание" и, по словам Горького, очень не понравилась ему и огорчила его (см. Собр. соч., т. 29, стр. 17). 2 В ремарке первого акта: " Старый замок. Комната шута Фрога: сводчатый потолок, одно готическое окно с цветными стеклами". В молодые годы Станиславский интересовался средневековьем. Он оставил описание средневекового замка под Виши (Франция) и средневекового Туринского замка (Италия) (см. Собр. соч., т. 1, стр. 108, 171--173). 3 Соллогуб Федор Львович (1848--1890) -- художник и поэт, хорошо знавший историю, быт и искусство средних веков. 4 В четвертом акте " Легенды старого замка" символическая фигура Краевой смерти внезапно появлялась среди пирующих: " Музыка... вдруг резко обрывается, сменившись тревожным гулом толпы. Из зеленого зала медленно движется призрак Красной смерти и направляется в " Комнату черного молчания", где он сливается с белым мрамором часов... Гости в смятении".
249* 1 Валерий Брюсов прислал свою книгу " Земная ось" (рассказы и драматические сцены) с надписью: " Константину Сергеевичу Станиславскому в знак глубокого уважения".
250* 1 Уралов Илья Матвеевич (1872--1920) -- в то время артист театра В. Ф. Комиссаржевской. Был приглашен в труппу МХТ в 1907 г. Первый исполнитель роли городничего в МХТ (премьера " Ревизора" " -- 18 декабря 1908 г.) В 1911 г. перешел в Александрийский театр. 2 Н. А. Попов был занят ликвидацией Нового Василеостровского театра.
251* Дата устанавливается по времени болезни Станиславского, начавшейся 20 января.
1 Станиславский был недоволен тем, что Назаров пустил в продажу фотографии спектаклей МХТ, не получив на это разрешения руководителей театра. 2 Георгий Сергеевич -- Бурджалов.
252* Год устанавливается по двум ответным письмам Немировича-Данченко, на которых стоит помета " 1906/1907"; месяц -- по болезни Станиславского.
1 Из пьес, намечаемых Станиславским, в репертуар МХТ вошли: " Росмерсхольм" и " Пер Гюнт" Ибсена, " Ревизор" Гоголя, " Месяц в деревне" Тургенева. " Каин" был сыгран лишь в 1920 г., так как до революции постановку этой мистерии Байрона запретил синклит синода. Работа над " Прометеем" длилась с 1925 по 1927 г., но осталась незавершенной. В своих репертуарных исканиях Станиславский всегда учитывал творческие интересы актеров Художественного театра. Для молодого актера А. Ф. Горева Станиславский намеревался включить в репертуар трагедию Шиллера " Дон Карлос"; в связи с приглашением О. В. Гзовской возникает мысль о " Женщине с моря" (" Эллиде"), о новой редакции " Потонувшего колокола". 2 ...для 4-й пьесы -- в сезоне 1907/908 г. руководители театра предполагали выпустить четыре спектакля.
253* Дата устанавливается по репетициям " Драмы жизни".
1 Станиславский и Немирович-Данченко по-разному понимали задачи исполнения роли Терезиты (см. Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 274--275). Немирович-Данченко " поощрял Ольгу Леонардовну играть Терезиту (1-й акт) в тонах кающейся Магдалины, что ей не подходит", -- записал Станиславский 15 февраля 1907 г. в своем дневнике (Музей МХАТ, архив КС No 746). У самой Ольги Леонардовны толкование роли не во всем совпадало с режиссерским замыслом Станиславского, отчего и возникали на репетициях творческие споры.
254*
Письма к А. А. Стаховичу печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по генеральным репетициям " Драмы жизни". Стахович Алексей Александрович (1856--1919) -- с 1907 по 1919 г. член правления и актер МХТ. С 1902 по 1919 г. -- пайщик и вкладчик театра. До поступления в Художественный театр был адъютантом московского генерал-губернатора.
1 Немирович-Данченко не поддерживал режиссерских исканий Станиславского в " Драме жизни", во многом не принимал их, как не принимал он и опытов Студии на Поварской. Сознавая опасность " художественной розни" между ним и Станиславским в этот период жизни театра, Немирович-Данченко писал Книппер-Чеховой летом 1907 г.: "...и мы постоянно будем обвинять друг друга, потому что мы стоим в центре всех вихрей. Когда я или он теряем философское настроение, мы начинаем обвинять друг друга. А если бы мы были только философами, мы бы закисли, заснули, застыли" (" Избранные письма", стр. 276). 2 Л. А. Сулержицкий (Сулер, как его звали друзья) был режиссером " Драмы жизни". 3 И. М. Москвин репетировал и играл роль Отермана, А. Л. Вишневский -- роль телеграфиста Енса Спира. 4 Маруся -- М. П. Лилина. 5 Дирекция и пайщики Художественного театра предложили З. Г. Морозовой (жене Саввы Морозова) принять звание почетного члена дирекции. 6 Предполагалось, что В. А. Нелидов займет в Художественном театре одну из административных должностей. 7 Екатерина Николаевна -- жена Вл. И. Немировича-Данченко. 8 В. И. Качалов часто выступал тогда в труднейшей роли Бранда. 256* 1 " Драма жизни" шла на сцене МХТ в переводе С. А. Полякова. 2 Зинаида -- вероятно, З. Г. Морозова. 3 Мария Петровна -- жена А. А. Стаховича.
257* Ответ на письмо В. Я. Брюсова от 9 февраля 1907 г. (Музей МХАТ, архив КС).
1 Во время спектакля " Драма жизни" зрительный зал разделился на два лагеря. Одни упрекали театр в измене его реалистическим принципам, другие приветствовали " новые формы". 258* 1 Оценки спектакля в прессе были разноречивы. Декадентская критика говорила о пессимистической философии спектакля, о " неумолимом карающем роке", как об откровениях нового искусства. Декаденты восхищались условными декорациями, написанными в манере художников-модернистов, барельефными мизансценами, мистическим колоритом музыки И. Саца. Критики реалистического исправления доказывали, что нарочитая стилизация исключает художественную правду. " К чему это?.. Почему выпуклость менее художественна, чем плоскость, и почему надо сплющиться и омертветь, чтобы говорить воображению и мысли? " -- писал H. E. Эфрос в газете " Парус". Сам Станиславский писал позднее: "...Привыкнув относиться к себе с чрезвычайной требовательностью и не боясь оголять до корней причины всяких явлений, я не обольстился мнимым успехом и результатами спектакля. Для меня он носил отрицательный характер, так как моя лабораторная работа и только что утвержденные основы внутренней техники оказались совершенно скомпрометированными в моих собственных глазах" (Собр. соч., т. 1, стр. 309).
259* 1 Владимир Иванович -- Немирович-Данченко. М. Г. Савина прислала подарок к Пасхе.
260* 1 " Драма жизни" была включена в репертуар петербургских гастролей Художественного театра. 2 Как и в Москве, в Петербурге спектакль вызвал споры и разногласия. Волынский (А. Л. Флексер) -- один из теоретиков символизма, искусствовед и критик. Чулков Г. И. -- писатель и критик, символист. Андреевский С. А. --критик и переводчик (см. далее письма к нему). 3 Шутливый намек на увлечение тринадцатилетнего Игоря Алексеева историей.
261* 1 Виппер Р. Ю. -- историк; Бальмонт К. Д. -- поэт; Щукин С. И, -- основатель картинной галлереи западной живописи; Щукин П. И. -- создатель музея русских древностей.
Дата устанавливается по рецензии Юр. Беляева " Горе от ума" (" Новое время", 1907, 26 апреля).
1 Перефразировка реплики Фамусова из второго акта " Горя от ума".
263* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Все письма к М. П. Лилиной с 1907 по 1915 г. печатаются по подлинникам, хранящимся в личном архиве К. К. Алексеевой (Фальк). Даты писем No 264, 265 устанавливаются по почтовому штемпелю. Письма написаны в дороге (Станиславский возвращался из Кисловодска в Москву).
1 Петровский Андрей Павлович (1869--1933) -- в то время артист Александрийского театра. На фотографии, подаренной Петровскому, Станиславский написал: " Большому художнику сцены Андрею Павловичу Петровскому от искреннего поклонника его прекрасного таланта и благодарного ученика по гриму". 2 Станиславский познакомил Петровского со своей рукописью " Настольная книга драматического артиста". На полях рукописи Станиславский записал отдельные критические замечания А. П. Петровского.
Дата устанавливается по связи с предшествующими письмами и по письму Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 17 августа 1907 г. Заседание по репертуару, упоминаемое в письме, состоялось 17 августа.
1 Эта тема получила развитие в " Работе актера над собой": " Ум, воля и чувство. Они являются двигателями нашей психической жизни" (Собр. соч., т. 2, гл. XII, " Двигатели психической жизни", стр. 296--306). 2 Главный режиссер Малого театра А. П. Ленский писал директору императорских театров В. А. Теляковскому 17 августа 1907 г.: " Вчера, 16 августа, на репетиции комедии " Много шума из ничего" ко мне подошла г-жа Гзовская, играющая центральную роль в пьесе, и заявила, что бросает службу в Малом театре и переходит в Художественный, мотивируя свой уход тем, что все пять лет (три в школе и два на сцене) она бесплодно томилась, тосковала и рвалась неудовлетворенной душой сама не зная куда и почему. И только в это лето благодаря Станиславскому, проходившему с нею роль Психеи, она наконец прозрела и поняла, что такое настоящее искусство. Станиславский в свою очередь видит в ней тот идеал, которому он может с полным успехом передать свои художественные принципы" (А. П. Ленский, Статьи. Письма. Записки, М., 1950, стр. 273--274). 3 " Эрос и Психея" Ю. Жулавского -- неосуществленная постановка Ленского. В архиве Гзовской сохранились записи советов, замечаний, указаний, сделанных Станиславским в то время, когда он на Кавказе проходил с ней роль Психеи.
1 Сцена в корчме -- " Корчма на литовской границе", седьмая сцена трагедии Пушкина " Борис Годунов". Калужский (Лужский) ставил этот спектакль вместе с Немировичем-Данченко. 2 " Жизнь Человека" Л. Андреева была впервые сыграна 12 декабря 1907 г. Постановка " Синей птицы" затянулась (см. письмо к Метерлинку, No 269) и была осуществлена 30 сентября 1908 г.
268* Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Датируется по связи с письмом Гржебина к Станиславскому от 11 августа 1907 г. и по упоминанию запрещения " Каина" " святыми отцами синода" (август 1907 г.) Гржебин Зиновий Исаевич (ум. в 1929 г.) -- один из учредителей и руководителей издательства " Шиповник". Позднее основал " Издательстве" З. И. Гржебина".
1 " Жизнь Человека" была поставлена В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской в феврале 1907 г.
269* Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по фразе письма: " Строгости цензуры изломали весь наш репертуар. Нам запретили пьесу, которая должна была начать этот сезон" (" Каин" Байрона). Метерлинк Морис (1862--1949) -- бельгийский писатель, символист.
1 Биншток Владимир Львович (1868--1933) -- журналист, перевел для Художественного театра " Синюю птицу". К письму Бинштока прилагалось письмо Метерлинка от 10 мая 1907 г. 2 Метерлинк писал Станиславскому: " Г-н Биншток передал мне чудесные страницы, в которых Вы изложили Ваше понимание постановки " Синей птицы". Я, пожалуй, мог бы опасаться, что Ваше стремление столь изобретательно воплотить это сновидение уведет Вас порой за пределы возможностей сцены, -- если бы мои большие друзья не заверили меня, что Московский Художественный театр никогда не ошибается. Поэтому, полный доверия, жду осуществления этого чудесного замысла" (Музей МХАТ, архив КС). Речь Станиславского о постановке " Синей птицы", произнесенная перед труппой МХТ, была опубликована во французском журнале " Mercure de France" (1907, 15 июня) и вызвала отклики крупных деятелей европейского театра. Так, Люнье-По писал Станиславскому 11 июля 1907 г.: " Я познакомился с Вашей превосходной речью перед началом работы над " Синей птицей". Я завидую Вам и поздравляю Вас. Мадам Дузе разделяет мои чувства. Вот уже двадцать лет, как я кричу: долой театральность. Ваш собрат Люнье-По".
270* 1 " Иванов" А. П. Чехова был возобновлен Станиславским и Немировичем-Данченко. Первое представление -- 6 ноября 1907 г.
271* Написано до 12 октября 1907 г., так как в этот день Немирович-Данченко читал " Росмерсхольм" труппе Художественного театра.
1 Сложность декорационного решения не позволила везти спектакль " Борис Годунов" в Петербург.
272* 1 Станиславский нетерпимо относился ко всяким нарушениям этики театра. Его гнев в данном случае вызвало поведение M. H. Германовой по отношению к Н. Г. Александрову, проводившему занятия по " системе" с О. В. Гзовской.
Дата устанавливается по генеральным репетициям пьесы Л. Андреева " Жизнь Человека", в которой Леонидов исполнял центральную роль Человека (первое представление -- 12 декабря 1907 г.). Режиссерские замечания Станиславского относятся ко второй картине спектакля (" Любовь и бедность").
1 Чтобы подчеркнуть предел бедности Человека и его Жены, Л. Андреев вводил такую подробность: " Жена Человека садится к нему на колени, и так они едят... Он поит ее молоком из бутылки. Ж_е_н_а. У меня молоко течет по шее и подбородку. Ой, щекотно! Ч_е_л_о_в_е_к. Дай, я его выпью. Не нужно, чтобы капля пропадала".
274* Письма к Айседоре Дункан печатаются по черновым автографам (на французском языке), хранящимся в Музее МХАТ (архив КС). Дункан Айседора (1878--1927) -- известная танцовщица, противопоставившая искусству классического балета так называемый " свободный танец" -- непосредственную пластическую импровизацию на музыку Бетховена, Брамса, Шопена, Вагнера, Глюка, Чайковского, Скрябина. Традиционный балетный костюм Дункан заменила античной туникой. Считая, что обувь и пуанты мешают естественным движениям " раскрепощенного тела", она танцевала босая. В режиссерском дневнике Станиславского 24 января 1905 г. появилась запись: " Вечером смотрел Дункан. Об этом надо будет написать. Очарован ее чистым искусством и вкусом" (Собр. соч., т. 5, стр. 255). Впоследствии Станиславский по-другому относился к искусству Дункан и основанной ею школе.
1 Дункан писала Станиславскому из Петербурга, где проходили ее гастроли: " Вчера вечером я танцевала. Я думала о Вас и танцевала хорошо... У меня новый, необычайный прилив энергии. Сегодня я работала все утро. Я вложила в свой труд множество новых мыслей. Опять -- ритмы. Эти мысли дали мне Вы. И мне так радостно, что я готова взлететь к звездам и танцевать вокруг луны. Это будет новый танец, который я думаю посвятить Вам" (Музей МХАТ, архив КС).
275* Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 14 января 1908 г.
1 Школа-студия танца, о которой мечтала Дункан, была открыта в Москве в 1921 г. После отъезда Айседоры Дункан за границу в 1924 г, студией руководила ее приемная дочь Ирма Дункан.
276* Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 28 января 1908 г. из Гельсингфорса: " Еду с пятницы до воскресенья на Иматру. Хотите приехать? ". В публикуемом письме Станиславским вычеркнут абзац: " Какое искушение! Фея на берегу водопада Иматры. Великолепная картина, я же лишен возможности все это видеть, я -- бедный труженик".
277* Печатается по неоконченному черновику, переписанному рукой А. А. Стаховича. Дата устанавливается по связи с письмом А. А. Стаховича к М. П. Лилиной.
1 " Лазоревое царство" -- одна из картин " Синей птицы".
278* Письма к С. А. Андреевскому печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ СССР, ф. 26, оп. 2, ед. хр. 2. Андреевский Сергей Аркадьевич (1847--1918) -- адвокат-криминалист. Поэт, переводчик, критик, сотрудник " Вестника Европы". Писал статьи о Художественном театре.
1 Станиславскому сообщали, что в Америке и Европе хотят ставить " Синюю птицу", повторяя оформление и мизансцены спектакля MX Г. 2 Андреевский писал Станиславскому 16 января 1908 г.: " Ваши горизонты широки и заманчивы. Вы не утомляетесь и не хотите знать пределов" (Музей МХАТ, архив КС). 3 " Пьеса и постановка имели большой успех. И на этот раз говорили, что театр открыл новые пути в искусстве. Но они, против желания, не шли дальше декораций, которые и в этой постановке отвлекли меня от внутренней актерской сути, -- а потому в нашей области мы не прибавили этим спектаклем ничего нового. Оторвавшись от реализма, мы -- артисты -- почувствовали себя беспомощными и лишенными Почвы под ногами", -- пишет Станиславский в книге " Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 322). 4 " Борис Годунов" Пушкина был поставлен Немировичем-Данченко и Лужским. Станиславский участвовал в репетициях " польских сцен". 5 На гастролях в Петербурге были сыграны: " Жизнь Человека", " Росмерсхольм", " Вишневый сад", " Доктор Штокман", " Бранд" и " Горе от ума".
279* Дата устанавливается по гастролям МХТ в Петербурге.
1 Крэг Гордон (р. 1872) -- известный английский актер, режиссер, художник. В одном из писем Дункан к Станиславскому говорилось: " Я написала Гордону Крэгу и рассказала ему как о Вашем театре, так и о Вашем собственном великом искусстве. Но не хотите ли Вы сами написать Крэгу? Если он сможет с Baми работать, это было бы для него идеально. Я от всего сердца надеюсь, что это удастся" (" Иностранная литература", 1956, No 10). О работе Крэга в МХТ -- см. далее. 281*
Дата помечена неизвестным лицом. Возможно, что это дата получения письма.
1 Аффективной памятью Станиславский называл " память на чувствования", способность актера воспроизвести ранее прочувствованное, пережитое. Этот термин, заимствованный у французского ученого Т. Рибо, Станиславский позднее заменил более точным термином " эмоциональная память" (см. соответствующую главу во 2-м томе Собрания сочинений и комментарий к ней). " Мы натолкнулись на новые принципы, которые, быть может, удастся разработать в стройную систему, -- говорил Станиславский в день десятилетия МХТ 14 октября 1908 г. --...Этот период будет посвящен творчеству, основанному на простых и естественных началах психологии и физиологии человеческой природы" (Собр. соч., т. 5, стр. 414--415).
Дата устанавливается по программам гастрольных спектаклей МХТ в Петербурге.
1 Ольга Николаевна -- Чюмина, поэтесса и переводчица, просила Станиславского прочитать пьесу, переведенную ею.
283* Дата устанавливается по фразе письма: " Вчера сыграл Штокмана, и остался еще один раз, в воскресенье".
Дата устанавливается по связи с последующими письмами к М. П. Лилиной.
1 Семья Станиславского выехала на курорт Гомбург (Германия). 2 " Chat Noir" -- название одного из кабаре в Берлине.
1 Шолъц Август Карлович переводил на немецкий язык пьесы и рассказы Горького, вел переписку с Горьким по поводу постановки его пьес в театре Рейнгардта. Во время гастролей МХТ в Европе (1906) ведал литературной частью театра. 2 Ольга Леонардовна Книппер-Чехова проводила лето 1908 г. в Гомбурге.
1 " Питер Пэн, или Мальчик, который не желал стать взрослым", пьеса в 5 актах Дж. М. Барри. 2 Племянница Станиславского -- Вера Владимировна Алексеева. 3 Исполнители народных сцен в МХТ. 4 Югене -- французский актер, выступавший в театре " Атеней" (" Athê nê e").
Дата устанавливается по связи со следующим письмом.
1 На этой выставке было представлено собрание экспонатов по истории театра, от античных масок до современных макетов декораций (" Театр", 20 апреля 1908 г.) 2 В театральной практике хромотропом называют прибор, состоящий из рамки, внутри которой, совпадая центрами, двигаются в разные стороны два одинаковых по размерам диска. На диски наносят цветные рисунки. При проекции рисунков, на сцене возникают декоративные орнаменты.
288* Публикуется по черновику (на французском языке), сохранившемся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774). Леблан Жоржет -- французская артистка, жена Мориса Метерлинка.
1 Когда Станиславский находился в гостях у Метерлинка в бывшем аббатстве St.-Wandrille, " было решено устроить спектакль, в котором зрители вместе с актерами будут переходить с одного места аббатства к другому, чтобы смотреть мизансценированную в природе пьесу" (Собр. соч., т. 1, стр. 325). В письме к Станиславскому Жоржет Леблан предлагала ему участвовать в этом " небывалом зрелище, где сама природа будет служить самой точной декорацией", и просила сыграть роль Старика в пьесе Метерлинка " Там, внутри". 2 Открытие памятника А. П. Чехову в Баденвейлере состоялось 12/25 июля 1908 г. 3 В одном из своих писем Метерлинк благодарил Станиславского за присланные сочинения Чехова.
289* Публикуется по черновому автографу (на французском языке), сохранившемуся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774). Год устанавливается по фразе: " Синяя птица" еще не сыграна", месяц -- по фразе: " Мне переслали Ваше письмо из Москвы". Люнье-По А.-Ф. (1869--1940) -- известный французский актер, режиссер и театральный деятель. В 1892 г. основал театр " L'œ uvre" в Париже.
290* Ответ на письмо Немировича-Данченко с пометой Станиславского: " 6 июля из Екатер. губ. в Гомбург. Получено 11/24 июля".
1 Александр Александрович -- Юргенс, репетитор приемного сына Немировича-Данченко, Михаила Владимировича. 2 Монтировка -- в данном случае режиссерские указания для художников, электроосветителей, бутафоров, реквизиторов. 3 В 1908 г. Станиславский разрабатывал основные положения своей будущей " системы". Термин -- " моя система" -- появляется в 1909 г. (см. вступительную статью Г. Кристи ко 2-му тому Собр. соч.). 4 Описание поездки к Метерлинку см. Собр. соч., т. 1, стр. 322--325 и т. 5, стр. 371--375. 5 Памятник (бюст) Чехову работы Н. Шлейфера был открыт 12/25 июля 1908 г. 6 Эйхлер Дмитрий Адольфович -- русский посланник при Баденском дворе. 7 Речь Станиславского на открытии памятника Чехову в Баденвейлере -- см. Собр. соч., т. 5, стр. 376--382. ...без Ахалиной -- то есть без суфлера МХТ. 8 Воспоминание о теплом и дружеском приеме МХТ в Праге во время гастролей 1906 г. 9 Графиня С. В. Панина стала в 1908 г. пайщицей МХТ. В письме к Немировичу-Данченко от 29 июня 1908 г. она писала: " От души благодарю Вас за это выражение величайшего доверия, которое Вы могли мне оказать, и постараюсь впредь заслужить его" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
|