Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии 12 страница
2 Очень много пишу -- Станиславский продолжал работу над " Вступлением" к книге " Три направления в искусстве" (см. Собр. соч., т. 5, стр. 470--494). 3 В июле 1912 г. Немирович-Данченко, поддерживая Станиславского в его режиссерских и педагогических исканиях, снял помещение для Первой студии МХТ.
419* 1 Для Первой студии была снята квартира, помещавшаяся на углу Тверской и М. Гнездниковского пер. 2 Пробы по новому способу писания пьес... -- то есть по способу, подсказанному А. М. Горьким: импровизация актеров на основе сценария драматурга.
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Л. Я. Гуревич просила предоставить ей материалы архива МХТ для монографии о Станиславском и книги о Художественном театре. 2 Вскоре Немирович-Данченко прислал Л. Я. Гуревич письмо, в котором обещал свою помощь. 3 Статья H. E. Эфроса " У порога Художественного театра" была напечатана в газете " Русские ведомости" 28 июня 1912 г. 4 В юности Станиславский посещал уроки дикции и декламации в драматическом классе Парижской консерватории, и, хотя был разочарован и неудовлетворен этими занятиями, не хотел, чтобы в статье H. E. Эфроса " огульно и без фактов осуждалось все французское искусство, тем более что не представляется возможность перечислить хорошие стороны этого искусства" (из письма к H. E. Эфросу; ГЦТМ им. А. А. Бахрушина). 5 Лапшин Иван Иванович -- философ. 6 Ильин Иван Александрович -- профессор Московского университета, неогегельянец. В 1910 г. Станиславский посылал Ильину свои лекции по " системе". Ответное письмо Ильина от 10 февраля 1910 г. хранится в архиве Станиславского. 7 Лопатин Лев Михайлович -- редактор журнала " Вопросы философии и психологии". Психологи и философы идеалистического направления И. И. Лапшин, И. А. Ильин, Л. М. Лопатин, к которым в то время Станиславский обращался за помощью, нередко лишь осложняли его теоретические искания. 8 В ответ на это Л. Я. Гуревич писала, что она получила книжку Т. Рибо " Логика чувств": " Но в ней речь идет о " логике чувств" в ином смысле: книга говорит об отражении чувств на логических процессах. А все-таки я стою на своем и рада, что Лопатин признает законность Вашего термина, хотя и не строго научного, но совершенно понятного всякому, как выражение " логика событий", " логика фактов" и т. п. 9 Лосский Николай Онуфриевич -- сторонник теории интуитивизма, направленной непосредственно против материалистической теории отражения. О какой книге Лосского идет речь, установить не удалось. В сборнике, присланном Лапшиным, была интересовавшая Станиславского статья Альфреда Бинэ " Размышления о парадоксе Дидро". В архиве Станиславского хранится машинописная копия статьи Бинэ.
421* Дата устанавливается по пребыванию Станиславского в Кисловодске и Ессентуках (1912).
1 Письмо послано в Крым, где Сулержицкий искал земельные участки на берегу моря для " земледельческой колонии" Первой студии. Сулержицкий, испытавший на себе влияние Л. Н. Толстого и толстовства, не раз возвращался к своей мечте: " Купим вместе землю, поедем пахать ее, будем сами строить дома на черный день". Станиславский писал Сулержицкому летом 1909 г.: " Ваши социальные вопросы -- прекрасны, близкое общение с землей и природой нужно, но и это даже слишком материально, сравнительно с тем, что может дать искусство. Поверьте в него крепко, и Вы, именно Вы, найдете в нем то, что наполняет жизнь возможным на земле блаженством" (Музей МХАТ, архив КС). В 1914 г. Станиславский купил землю близ Евпатории и предоставил ее Первой студии. На деньги, вырученные от спектаклей, были выстроены склады для сельскохозяйственных орудий, небольшой дом и т. д. Колония эта просуществовала недолго. 1 В Художественном театре начались репетиции пьесы " Пер Гюнт" Ибсена. 1 сентября Вл. И. Немирович-Данченко работал с Л. М. Леонидовым, С. В. Халютиной, Л. М. Кореневой и другими. 2 З. С. Соколова, сестра К. С. Станиславского.
1 Далее излагается содержание вступительной главы книги " Три направления в искусстве", над которой Станиславский работал с 1912 по 1916 г. Существует несколько вариантов " Вступления". 2 А. Н. Бенуа был режиссером и художником спектакля, состоявшего из двух пьес Мольера: " Мнимый больной" и " Брак поневоле".
424* 1 Лужский опасался, что Станиславскому не удастся распределить время репетиций в МХТ и занятий в студии без ущерба для того и другого дела (письмо Лужского к Станиславскому от 11 сентября 1912 г., Музеи МХАТ, архив КС). 2 И. Э. Дуван был вторым исполнителем роли Ступендьева в " Провинциалке". М. А. Чехов вводился в спектакль " Нахлебник" на роль Васьки. 3 Пьеса Г. Ибсена " Пер Гюнт" была поставлена в Художественном театре Немировичем-Данченко, Марджановым и Бурджаловым (премьера -- 9 октября 1912 г.). " Екатерину Ивановну" Л. Андреева ставили Немирович-Данченко и Лужский (премьера -- 17 декабря 1912 г.). 4 З. С. Соколова играла роль королевы в " Гамлете" в нескольких спектаклях сезона 1912/13 г. Основной исполнительницей роли оставалась О. Л. Книппер. 5 Берсенев (Павлищев) Иван Николаевич (1889--1951) в " Гамлете" исполнял роль Фортинбраса. В МХТ -- с 1911 г. Был одним из ведущих актеров Первой студии МХТ и МХАТ II. В последние годы жизни И. Н. Берсенев возглавлял Московский театр имени Ленинского комсомола. Народный артист СССР. А. А. Вырубов играл в " Гамлете" Вольтиманда. Роль Лаэрта исполнял Р. В. Болеславский. 6 Роль Туанет в " Мнимом больном" предназначалась вначале Гзовской. В связи с ее болезнью эту роль начала репетировать Лилина. 7 Учебная работа в студии началась 6 октября 1912 г. 8 9 сентября 1912 г. у себя на квартире Станиславский читал студийцам пьесу А. П. Чехова " На большой дороге". 9 В письме к Станиславскому Лужский писал: "...У вас " опять Чехов" и " только Чехов", это тоже, пожалуй, так же страшно, как и " опять лекции" и только лекции и теория! " Мысль о том, что работа с молодежью над чеховскими пьесами может привести к повторению уже достигнутого Художественным театром в искусстве актера, первоначально беспокоила и самого Станиславского. Между тем обращение Станиславского к Чехову для занятий по " системе" было закономерно и вскоре дало превосходные результаты. Инсценированные рассказы Чехова " Ведьма", " Егерь" и др. исполнялись на студийных вечерах. Был создан также Чеховский спектакль из миниатюр: " Предложение", " Ведьма", " Юбилей", " О вреде табака" (см. далее письмо к А. Н. Бенуа от 5 января 1916 г.). 10 Банг Герман (1858--1912) -- датский писатель. Альтенберг Петер (1859--1919) -- австрийский писатель.
425* Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом и по репетициям, которые вел А. Н. Бенуа в Художественном театре.
1 Дальнейшая совместная режиссерская работа с Бенуа принесла Станиславскому известное разочарование -- см. письмо No 476 и прим. к нему.
1 Очерки по истории МХТ вышли приложением к журналу " Рампа и жизнь" в 1914 г. под названием " Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности", т. 1 (1898--1905) и т. 2 (1905--1913). 2 В статье под названием " Театральные очерки. Постановочное время" П. Ярцев писал о Станиславском: "...В нем спасение, в нем если не вся, то главная надежда театра. Потому что перестанут же скоро на театрах только " ставить" -- и станут играть" (" Речь", 13 октября 1912 г.).
427* Датируется по почтовому штемпелю.
1 Тетрадь Н. Е. Эфроса, в которой записаны беседы со Станиславским о Художественном театре, хранится в Музее МХАТ (архив КС). В первой и второй книгах о Московском Художественном театре (издание журнала " Рампа и жизнь") были напечатаны статьи H. E. Эфроса: " Детство Художественного театра", " Два силуэта (Станиславский и Немирович-Данченко)", " Пятнадцать лет".
428* Год устанавливается по репертуару сезона 1912/13 г.
1 ...сацевский концерт в Благородном собрании -- концерт памяти композитора И. А. Саца. 2 Начавшаяся работа над " Тартюфом" вскоре была приостановлена. 3 А. А. Стахович должен был играть роль Клеанта (" Тартюф"). 4 Бравич Казимир Викентьевич (1861--1912) -- актер и член дирекции театра В. Ф. Комиссаржевской. После ликвидации театра Комиссаржевской поступил в Малый театр. В 1912 г. был приглашен в Художественный театр, но в этом же году умер, не сыграв в МХТ ни одной роли.
429* 1 Дамис, Эльмира и упоминаемый ниже Валер -- действующие лица комедии Мольера " Тартюф". 2 После смерти К. В. Бравича роль Тартюфа, по предложению А. Н. Бенуа, должна была перейти к В. И. Качалову: " Он сумеет обольстить публику, а это очень важно..." (письмо Бенуа к Станиславскому, ноябрь 1912 г.; Музей МХАТ, архив КС). Качалов участвовал в 24 репетициях " Тартюфа". 3 ...хотелось бы поиграть перед вами commedia dell'arte -- то есть показать на репетиции импровизацию актеров (импровизация -- отличительная особенность итальянской комедии масок, commedia dell'arte). 4 Не только Станиславский, но и вся труппа отговаривала Немировича-Данченко ставить пьесу Л. Андреева " Екатерина Ивановна" (Немирович-Данченко считал, что это " колючая пьеса", которая " будет обнажать язвы современной жизни"). Уже первое представление " Екатерины Ивановны" подтвердило правоту труппы и справедливость оценки Станиславского. 5 Замирайло Виктор Дмитриевич -- художник, помогал Бенуа в постановке пьес Мольера. В штате МХТ не состоял.
430* 1 Бенуа рекомендовал Станиславскому Вячеслава Гавриловича Каратыгина как даровитого композитора и знатока музыки. 2 Шарпантье М.-А..-- французский композитор, современник Мольера, написавший музыку для " Мнимого больного"; она исполнялась в спектакле МХТ.
431* 1 Свое письмо от 15 февраля 1913 г. об оформлении и костюмах " Мнимого больного" Бенуа иллюстрировал рисунками. Так, Бенуа сделал акварельный рисунок ночного колпака для Аргана (роль Аргана исполнял Станиславский). Бенуа писал: " Среди своих материалов я нашел вот этот bonnet de nuit de l'ê poque Louis XIV. Я думаю, что он явится чрезвычайно кстати на Вашей голове к моменту появления докторов. В суматохе приготовлений перед их приходом Вы снимете с себя платок, коим Вы будете повязаны до того момента, и наденете вот этот колпак, чем еще раз будет подчеркнута рачительность события, а Ваша наружность получит новый оттенок комизма". 2 " Амуры, -- писал Бенуа, -- являются одновременно с Эскулапом, который, по-моему, должен выйти из-за задней занавески с ними и начать апофеоз. Они образуют группу [здесь у Бенуа рисунок мизансцены. -- Л. Ф. ], a затем, после того что Эскулап Вас обнял и Вы пошли по облакам, они Вас сопровождают и образуют как бы Ваш хвост и прямо так могут нести Ваш шлейф. [Здесь снова рисунок Бенуа. -- Л. Ф. ]. В конце Вы стоите на коленях перед Минервой, а они около Вас обоих на коленях же, причем опять-таки те, что позади Вас, могут играть со шлейфом". 3 Мордкин Михаил Михайлович -- артист балета императорских театров. Ставил танцы в спектакле МХТ " Мнимый больной". 4 " Брак поневоле" репетировался одновременно с " Мнимым больным" Мольера. 5 Бенуа писал, что в " Мнимом больном" " одна из дам среди гостей будет с длинным шлейфом, который будет нести арапчонок". В " Дон-Жуане" Мольера, поставленном Мейерхольдом в Александрийском театре (1910), арапчата зажигали свечи в люстрах, возвещали начало действия, собирали разбросанные по сцене вещи и подавали их персонажам комедии, то есть были " прислужниками сцены", которые подчеркивали условную зрелищную природу спектакля. 6 Немирович-Данченко вел репетиции " Брака поневоле". Одновременно он возобновлял спектакль " Царь Федор Иоаннович".
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Станиславский искал в гротеске социальных и философских обобщений, внутренне пережитых и оправданных. Позднее он говорил: " Шутка сказать, гротеск! Неужели он так выродился, упростился, опошлился и унизился до внешней утрировки без внутреннего оправдания? Нет, настоящий гротеск -- это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания. Надо не только почувствовать и пережить человеческие страсти во всех их составных всеисчерпывающих элементах, -- надо еще сгустить их и сделать выявление их наиболее наглядным, неотразимым по выразительности, дерзким и смелым, граничащим с шаржем" (см. об этом подробнее: Собр. соч., т. 6, стр. 255--258).
433* Дата устанавливается по связи с фразой предыдущего письма: " Идет мучительнейшая работа с Мольером".
Дата устанавливается по фразе письма: " Вчера... закрыли московский сезон" (5 апреля 1913 г.).
1 " Я играл Аргана в " Мнимом больном" Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: " Хочу быть больным". Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию. Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: " Хочу, чтобы меня считали больным". При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства" (Собр. соч., т. 2, стр. 336--337). 2 Мстислав Валерианович -- Добужинский. 3 В заключительной сцене спектакля " Мнимый больной" происходила церемония посвящения Аргана в доктора. 4 Гессен Иосиф Владимирович, редактор петербургской газеты " Речь", приглашал Станиславского на банкет в честь МХТ, устроенный в связи с петербургскими гастролями театра.
435* Дата устанавливается по фразе письма: " Вчера сыграли восьмой спектакль Мольера для восьмого абонемента" (5 апреля 1913 г.). 7 апреля Станиславский заканчивал письмо.
1 Н. Ларионов играл в " Мнимом больном" роль Луизон. 2 В дневниках Е. Б. Вахтангова запись о генеральной репетиции относится к 3 апреля 1913. г. " После репетиции К. С. делал свои замечания. В общем одобрил то, что сделано до сих пор, и дал направление для дальнейшей работы" (Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 37). 3 Репетиции, связанные с возобновлением трагедии А. К. Толстого " Царь Федор Иоаннович". 4 Спектакли Первой студии -- " Праздник примирения" Гауптмана и " Гибель " Надежды" Гейерманса -- были включены в репертуар петербургской гастрольной поездки Художественного театра. 5 " Трактирщица" (" Хозяйка гостиницы") Гольдони с О. В. Гзовской в роли Мирандолины была поставлена Станиславским в 1914 г. Спектакль " Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше был осуществлен Станиславским в 1927 г. 6 Пьеса Мак Мелля " Беррианский цирюльник". 7 В это время К. А. Марджанов создавал в Москве Свободный театр.
436* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ.
1 Возможно, Станиславский знал, что М. Ф. Андреева нелегально вернулась в Россию, где действовал циркуляр департамента полиции от 18 июня 1907 г. о ее аресте. 9 апреля 1913 г. Н. А. Румянцев от имени группы артистов МХТ ходатайствовал перед товарищем министра, внутренних дел В. Ф. Джунковским о том, чтобы Андреевой разрешили въезд в Одессу и Киев для участия в гастрольном спектакле " Одинокие". 2 Л. А. Сулержицкий писал А. М. Горькому 9 марта 1913 г.: " Еще в прошлом году в школе я завел упражнения [со] своими словами....Это упражнение всегда давало интересные краски, и слова бывали иногда так хороши, что мне хотелось их записать" (Музей МХАТ, архив Л. А. Сулержицкого, фотокопия). 3 А. М. Горький дал Н. А. Румянцеву " несколько листиков для передачи Константину Сергеевичу". В сентябре 1912 г. Горький писал ему: " В данное время я лишен возможности быть полезным делу, затеваемому Константином Сергеевичем. Утопаю в работе, очень спешной, очень нужной. Если б он затеял это летнею порой, когда я сравнительно свободен! Само собою -- пусть он делает " опыты", но я боюсь, что он не вполне меня понял и что актеры, участники опытов, начнут действовать не от самих себя, а от литературы: вспомнят наиболее выигрышные роли старых пьес и выдвинут их, а не свои представления о любящем, ненавидящем, скупом, злом, ленивом, добром и т. д. Тем -- не может быть, и, конечно, я не могу дать их. Тема пьесы -- действие ее -- развивается из противоречий тех образов, которые создадут лица, участвующие в опытах" (М. Горький, Собр. соч., т. 29, стр. 258). Подробно об этом Горький писал Станиславскому 29 сентября 1912 г. (там же, стр. 259--270). 4 Статья " В Студии Художественного театра", напечатанная в газете " Русские ведомости" 6 апреля 1913 г. без подписи, была, по-видимому, написана H. E. Эфросом.
437* Дата устанавливается по первому представлению пьесы Л. Андреева " Екатерина Ивановна" в Петербурге -- 16 апреля 1913 г.
1 А. Г. Коонен перешла в Свободный театр, а затем в 1914 г. -- в Камерный театр. Коонен, по ее словам, была многим обязана Станиславскому как режиссеру и учителю, как старшему другу. В молодые годы в доме Станиславского и Лилиной она часто находила гостеприимство и поддержку. Объяснение со Станиславским, о котором идет речь в письме, Коонен переживала глубоко и тяжело. 2 " Эльга" -- драма Г. Гауптмана, не была включена в репертуар студии. 3 Узнав о том, что при автомобильной катастрофе погибли дети Айседоры Дункан, Станиславский послал телеграмму в Париж: " Если чувство скорби далекого друга не ранит Вас в Вашем чрезмерном страдании, разрешите выразить отчаяние перед невероятной, поразившей Вас катастрофой. Вся моя семья присоединяется" (черновой автограф на французском языке; Музей МХАТ, архив КС). 4 В 1913 г. в записной книжке Станиславский писал: " Какая разница между исполнением Гончарова, или Гнедича, или Виктора Александрова в Александрийском и других театрах? Тот же ритуал актерских действий. Поэтому -- не было и помина о Гончарове, как не было помина о Тургеневе (в " Месяце в деревне") в том же театре. Никаких партитур, кусков, задач жизни, смысла, а только манеры Савиной, Ходотова, Петровского и других -- быть веселым, злым, простым и проч. Беда, когда всякую роль, всякого автора подминают под себя, приспособляют к себе, переваривают для себя. Тут смерть искусству и ремесло" (" Музей МХАТ, архив КС No 781).
438* 1 Инсценировка романа Гончарова " Обрыв" в Художественном театре не шла.
439* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 412. Ответ на письмо А. А. Блока, написанное в тот же день, 19 апреля 1913 г.
1 Пьеса " Роза и Крест", которую Блок закончил 19 января 1913 г. 2 Алексей Михайлович -- Ремизов (р. 1877 г.), писатель-символист; с 1921 г. -- эмигрант.
440* Ответ на письмо О. В. Гзовской из Германии от 21 мая 1913 г. Год устанавливается по гастролям МХТ в Одессе, число и месяц -- по фразе письма: " Сейчас играю в 4-й раз здесь " Вишневый сад" (25 мая 1913 г.).
1 Пургон -- врач Аргана в " Мнимом больном" Мольера. 2 Муся -- M. A. Жданова. 3 Должно быть, речь идет о пьесе Б. Шоу " Шоколадный солдатик". " Я очень, очень думаю о работе зимой и приготовила комедию для студии. Постановка, весь план -- все готово, так что прямо можно, как осень придет, начать... Комедия Бернарда Шоу, чудесная и очень изящная и веселая, высмеивает в оригинальных тонах и очень сильно нравы высшего света и прессу", -- писала О. В. Гзовская. 4 Постановка трагедии Ф. Шиллера " Коварство и любовь" осталась неосуществленной. 5 Первое представление " Николая Ставрогина" (инсценировка романа Ф. М. Достоевского " Бесы") состоялось 23 октября 1913 г. Роль Лизы исполняла Л. М. Коренева. 6 Роль Туанет -- в " Мнимом больном" Мольера. 7 " Хозяйка гостиницы" Гольдони шла в МХТ в 1914 г. в переводе В. А. Нелидова.
441* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325. Дата устанавливается по письму Н. А. Попова к Станиславскому от 27 мая 1913 г.
1 Н. А. Попов просил предоставить ему режиссерскую работу в МХТ или в Первой студии.
1 Спектакли Первой студии МХТ получили признание в Петербурге. После гастролей Станиславскому поднесли адрес: " Ваша заслуга перед искусством двойная: Вы сами -- большой, подлинный художник, светлый и воодушевленный, в то же время Вы -- художник-учитель, научающий будущих артистов отыскивать подлинные формы художественного воплощения правды" (" Русское слово", 16 мая 1913 г.). Об " истинно прекрасных" впечатлениях от спектакля " Гибель " Надежды" А. А. Блок писал в письме к Станиславскому 7 мая 1913 г. (Музей МХАТ, архив КС).
443* 1 H. E. Эфрос помещал статьи о Художественном театре в газете " Одесские новости".
444* Ответ на письмо Бенуа от 14 июня 1913 г.
1 А. Н. Бенуа прислал Станиславскому пьесу Гольдони " Хозяйка гостиницы" в переводе В. Нелидова, с собственноручными исправлениями текста.
445* 1 Доктор Ранк и Хельмер -- роли в пьесе Ибсена " Кукольный дом" (" Нора"). Саломея -- главная роль в одноименной пьесе О. Уайльда. 2 Сквозное действие -- термин " системы" Станиславского (см. Собр. соч., т. 2).
446* Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 См. письмо к Бенуа от 26 июня 1913 г. (No 444). 2 Бенуа предлагал перенести действие комедии Гольдони " Трактирщица" из Флоренции в Венецию.
447* Дата, указанная Станиславским, не точна. Год устанавливается со слов И. К. Алексеева. Месяц изменяется по связи с письмом Станиславского к сыну от 25 июня 1913 г. из Ялты (личный архив И. К. Алексеева). Суббота, по вечному календарю, приходилась на 20 июля 1913 г.
1 Лето 1913 и 1914 гг. Игорь Алексеев провел вместе с Л. А. Сулержицким в Каневе бывш. Киевской губернии. " Это было в то лето, когда Иван Михайлович [Москвин] был адмиралом, сам он [Сулержицкий] капитаном, Николай Григорьевич [Александров] помощником капитана, а Пров Михайлович Садовский министром иностранных дел и начальником " моторно-стопной" команды. Это было в то лето, когда Николай Осипович [Массалитинов], Игорь, я, Володя и Федя Москвины... Митя Сулержицкий были матросами и вели каторжную жизнь подневольных, с утра до сна занятых морским учением на трех лодках, рубкой и пилкой дров, раскопками, косьбой, жатвой, поездками на бочке за водой" (Е. Б. Вахтангов, Записки.. Письма. Статьи, стр. 39). 2 Володя Сергеев -- друг Игоря Алексеева.
448* Месяц указывается Станиславским ошибочно. 20 июня 1913 г. он находился еще в Ялте.
1 Духовные власти не хотели, чтобы рядом со Страстным монастырем находился театр. 2 Никулин Вениамин Иванович -- известный провинциальный антрепренер. Шейн Константин Сергеевич в труппе МХТ не состоял. 3 Тарханов Михаил Михайлович (1877--1948) с 1898 г. играл на провинциальной сцене, в 1922 г. поступил в МХАТ, где сыграл роли Градобоева (" Горячее сердце" А. Н. Островского), хозяина булочной Семенова (" В людях" по М. Горькому), Собакевича (" Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Фурначева (" Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина) и многие другие. Талантливый педагог, Тарханов был художественным руководителем ГИТИСа. Народный артист СССР. 4 Немирович-Данченко писал Станиславскому о том, что нужно сократить расходы на новые постановки.
449* " 22/VI" -- описка, так как 22 июня Станиславский еще находился в Ялте.
1 ...Книга принимает какой-то настоящий вид -- книга " Три направления в искусстве". 2 Grand-duc (франц.) -- великий князь Константин Константинович Романов. 3 Мирандолина и кавалер ди Рипафратта -- роли в " Хозяйке гостиницы" Гольдони
1 " Бесы" -- роман Ф. М. Достоевского 2 Помещение бывшего кинематографа " Люкс" на Тверской улице 3 Из перечисленных пьес в Первой студии шли: " Сверчок на печи" (ноябрь 1914 г.) и " Калики перехожие" (декабрь 1914 г.).
1 " Будет ли меня ждать Немирович до 10-го и удобно ли взять роль у Халютиной", -- писала Лилина Станиславскому 26 августа 1913 г. На другой день после возвращения Лилиной в Москву, 11 сентября, состоялась ее беседа с Немировичем-Данченко о роли Марьи Тимофеевны Лебядкиной (" Хромоножки") в спектакле " Николай Ставрогин" (инсценировка романа " Бесы"). Роль Лебядкиной -- одна из больших творческих удач М. П. Лилиной. 2 " Горе от ума" было возобновлено 27 октября 1914 г. в декорациях М. В. Добужинского. Роль Чацкого по-прежнему исполнял В. И. Качалов; М. П. Лилина играла уже не Лизу, а Хлестову. 3 Проект постановки " Отелло" в Первой студии под руководством и с участием Л. М. Леонидова не осуществился. Леонидов сыграл Отелло только в 1930 г., в спектакле МХАТ. Мысль о постановке комедии В. Дьяченко " Гувернер" (с благотворительной целью) возникла потому, что Станиславский блестяще исполнял роль Дорси в Обществе искусства и литературы. Спектакль не состоялся. 4 Роль актрисы Ортензии в " Хозяйке гостиницы" М. П. Лилина не играла.
452* Открытка. Послана в Кисловодск. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Сомов Константин Андреевич (1869--1939) -- живописец и театральный художник, один из видных представителей объединения " Мир искусства".
453* Открытка. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 " Сердце не камень" -- пьеса А. Н. Островского. Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927) -- живописец, график и театральный художник. Входил в объединение " Мир искусства". В сезоне 1913/14 г. был приглашен в Художественный театр. " Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и " Осенние скрипки" Сургучева шли в декорациях и костюмах Кустодиева. Он написал также эскизы и сделал макет к неосуществленному спектаклю " Волки и овцы" (сезон 1915/16 г.). 2 Митиль и Кот -- роли в пьесе Метерлинка " Синяя птица"; Михаил Чехов роль Кота не играл.
454*
|