Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии 13 страница
1 Письмо и экземпляр пьесы с надписью В. Я. Брюсова не сохранились. В 1913 г. Брюсов написал трагедию " Протесилай умерший".
455* Дата устанавливается по фразе письма: " Прочесть удастся после открытия сезона, каковое очень опаздывает" (сезон 1913/14 г. открылся 23 октября 1913 г.).
1 Л. Я. Гуревич сообщала Станиславскому в письме от 19 июня, что она переводит для него " чудесные выписки из Мольера и его биографии" (Музей МХАТ, архив КС). В архиве К. С. Станиславского хранятся отрывки из " Воспоминаний о Мольере" аббата д'Алленваля и фрагменты из книги К. Манциуса о Мольере. 2 В 1913 г. вышло первое издание книги " Моя жизнь" А. И. Шуберт. 3 Петр Михайлович -- Ярцев, театральный критик. 4 См. прим. к письму No 451. 5 Яков Яковлевич -- брат Л. Я. Гуревич (псевдоним -- Крюковской), прислал Станиславскому пьесу " На большую дорогу" (шла в 1913 г. в Передвижном театре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской).
456* Дата устанавливается по содержанию письма: " Сегодня, т. е. сейчас, сдал еще один экзамен. Гзовская играла Туанету" (24 октября 1913 г.); " Опять меня оторвали, и письмо пролежало два дня".
1 Ставрогинцы -- участники спектакля " Николай Ставрогин" (" Бесы" Достоевского). 2 " Прекрасная Елена" -- оперетта Ж. Оффенбаха. 3 Станиславский писал это письмо до того, как была напечатана статья Горького " Еще о " карамазовщине" (" Русское слово", 27 октября 1913 г.), в которой он протестовал против постановки: " Не Ставрогиных надобно ей [современной молодежи -- Л. Ф. ]показывать теперь, а что-то другое. Необходима проповедь бодрости, необходимо духовное здоровье, деяние, а не самосозерцание, необходим возврат к источнику энергии -- к демократии, к народу, к общественности и науке". Буржуазно-либеральная пресса выступила в защиту спектакля. В течение октября и ноября большевистская газета " За правду" печатала отклики рабочих, ставших на сторону Горького в его споре с Художественным театром. 4 М. П. Лилина исполняла роль Марьи Тимофеевны Лебядкиной (" Хромоножки"). 5 Васильевы -- семья врача в Кисловодске, в доме которой жила К. К. Алексеева.
457* В подлиннике -- описка. Письмо написано не 7 октября, а 7 ноября.
1 6 ноября днем состоялось торжественное заседание труппы Малого театра под председательством M. H. Ермоловой. Выступали: А. И. Южин, Вл. И. Немирович-Данченко и другие; К. С. Станиславский возложил у бюста Щепкина венок от МХТ. M. H. Ермолова прочитала отрывки из воспоминаний Г. Н. Федотовой о М. С. Щепкине. Вечером состоялся спектакль. Были исполнены: третий акт " Ревизора", третий акт " Горя от ума", " Школа мужей" Мольера; в заключение шел апофеоз: " Щепкин и созданные им образы" и " Щепкин среди труппы Малого театра". 2 Г. Н. Федотова подарила Станиславскому рукопись своих воспоминаний. 9 ноября 1913 г. Г. Н. Федотова отвечала Станиславскому; " Моя любовь к Вам умрет вместе со мною, а Вы, мой беспокойный художник, наверно, уже променяли меня на одну из Ваших новых систем" (Музей МХАТ, архив КС).
458* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Одновременно с приветствием Художественный театр отправил в подарок Передвижному театру П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской декорации спектакля " Пер Гюнт".
459* Записка, посланная Станиславским А. Н. Бенуа во время репетиции " Хозяйки гостиницы". Дата помечена неизвестным лицом.
460* 1 Написано после одной из репетиций " Хозяйки гостиницы" Гольдони. Дата, очевидно, помечена адресатом.
461* Дата устанавливается по премьере " Хозяйки гостиницы" и по ответному письму Л. Я. Гуревич от 26 февраля 1914 г. (Музей МХАТ, архив КС).
1 О. В. Гзовская ушла из театра 1 июля 1914 г., но выступала в отдельных спектаклях МХТ. С 15 июня 1915 г. она снова была зачислена в труппу Художественного театра и пробыла в нем до 1917 г. 2 Свободный театр был закрыт из-за разногласий между режиссурой и владельцами театра Е. П. и В. П. Суходольскими. В декабре 1914 г. был создан Камерный театр. А. Я. Таиров, возглавивший его, в Свободном театре ставил пантомиму " Покрывало Пьеретты". А. Г. Коонен перешла в Камерный театр. Проект второго театра остался неосуществленным.
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Л. Я. Гуревич привезла выписки из книг немецких, французских, английских, итальянских актеров и драматургов о сценическом искусстве. " Всего несколько дней пробыли мы в Люстдорфе, но они были полны глубокого содержания, -- вспоминала она.-- Ходили с привезенными мною материалами на пляж и, выискав такое место, где меньше было народу и не мешали работать, читали вслух. Иногда Константин Сергеевич отрывался от чтения и, прищурив глаза, задумывался. Потом подолгу обсуждали прочитанное..." (" О Станиславском", ВТО, 1948, стр. 138).
463*
Открытка. Пьеса З. Гиппиус " Зеленое кольцо" была поставлена во Второй студии МХТ в день ее открытия, 24 ноября 1916 г.
464*
Год устанавливается по фразе письма: "...живем очень тревожно по случаю войны", месяц и число -- по дню именин Вл. И. Немировича-Данченко -- 15 июля. Империалистическая война 1914 г. застала семью Станиславского, Л. Я. Гуревич, В. И. Качалова в Мариенбаде, где они отдыхали после гастролей в Одессе.
1 Постановка трагедии Ф. Шиллера " Коварство и любовь" осталась неосуществленной. В то время внимание театра привлекла пьеса Мережковского " Будет радость".
465* 1 Послано в Канев Киевской губернии.
466* 1 Вернувшись на родину, Станиславский опубликовал свои воспоминания " Из пережитого за границей" (" Русские ведомости", 1914, No 211, 212, 216, 220; то же в Собр. соч., т. 5, стр. 499--513). 2 Маскотта -- так в шутку называли в Художественном театре Е. Н. Немирович-Данченко, так как считалось, что она приносит театру счастье (mascotte -- амулет (франц.).
467* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
468* 1 Телеграмма Немировича-Данченко не сохранилась. 2 Сезон 1914/15 г. открылся 27 октября 1914 г.
Датируется по почтовому штемпелю.
1 " Гебен" -- немецкий крейсер. См. прим. к письму 495.
1 М. В. Добужинский был художником спектакля " Горе от ума" в новой сценической редакции 1914г. 2 Премьера " Смерти Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина состоялась 3 декабря 1914 г. 3 Пушкинский спектакль МХТ был впервые показан 26 марта 1915 г. Режиссер и художник -- А. Н. Бенуа. Станиславский, репетировавший роль Сальери, одновременно вел репетиции " Пира во время чумы". Немирович-Данченко работал над " Каменным гостем". 4 Спектакль Первой студии " Калики перехожие" (пьеса В. М. Волькенштейна) не был перенесен на сцену МХТ. Первое представление " Осенних скрипок" И. Д. Сургучева состоялось 14 апреля 1915 г.
471* Датируется по программе первого по возобновлении спектакля " Горе от ума".
1 В день открытия нового сезона, перед началом спектакля " Горе от ума", в Художественном театре были исполнены национальные гимны России и ее союзников -- Франции, Англии, Японии, Бельгии, Сербии и Черногории. Сулержицкий усматривал в этом невольное прославление войны.
472* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 2001, оп. 1, ед. хр. 39. Пятницкий Митрофан Ефимович (1864--1927) -- собиратель и пропагандист русских народных песен. В 1911 г. организовал хор из крестьян. После революции хор вырос в серьезный профессиональный коллектив. В 1925 г. Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Ныне Государственный русский народный хор носит имя M. E. Пятницкого.
473* 1 ...залаживал Пушкина -- с 14 ноября 1914 г. в МХТ начались беседы о Пушкинском спектакле, в который были включены " Пир во время чумы", " Каменный гость" и " Моцарт и Сальери". 2 Премьера " Смерти Пазухина" Салтыкова-Щедрина в МХТ состоялась 3 декабря 1914 г. 3 Некоторые из этих кукол хранятся в Музее МХАТ 4 Н. А. Смирнова исполняла роль леди Макбет в трагедии Шекспира " Макбет" (Малый театр).
1 Станиславский называл " выписками из Риккобони и К0" фрагменты сочинений и писем крупнейших актеров мира, собранные для него Л. Я. Гуревич. 2 Воспоминания Л. Я. Гуревич о пережитом за границей под названием " Возвращение домой" были напечатаны в " Русской мысли" (1914 г., кн. 10 и 11). Статья " Война и петроградские артисты (письмо из Петрограда)" напечатана в " Русских ведомостях" 11 декабря 1914 г.
475* 1 " Мы устраиваем вечер и концерт в пользу солдат от Союза артистов частных петроградских театров, под названием " Артист -- солдату"... Между прочим, предлагаем публике автографы артистов с несколькими словами от них; и, конечно, безразлично, будет ли это пожелание, или фразы из любимых авторов, или даже их взгляды на войну" (из письма Н. Ф. Скарской к Станиславскому; Музей МХАТ, архив КС).
476* 1 Репетируя в театре и у себя дома, Станиславский проходил с А. А. Гейротом роль Моцарта (" Моцарт и Сальери" Пушкина). Очевидно, это вызвало недовольство Бенуа. Бенуа как режиссер требовал полной самостоятельности, но помочь актеру в работе так, как это делали Станиславский и Немирович-Данченко, он не мог. Возникали обиды. Бенуа писал Немировичу-Данченко 25 января 1915 г.: " Вы, невольно для себя, в силу своего авторитета, в силу того, что артистам привычно с Вами работать, заместили меня у режиссерского стола совершенно" (Музей МХАТ, архив Н-Д). Спорили также по поводу трактовки пьес (Бенуа видел, например, в " Пире во время чумы" символическую трагедию). Пушкинский спектакль был последней работой Бенуа в Художественном театре.
477* 1 В письме от 9 января 1915 г. Немирович-Данченко предлагал Станиславскому встретиться перед собранием пайщиков и вкладчиков Товарищества МХТ для того, чтобы обсудить предварительно насущные вопросы жизни театра. 2 11 января Станиславский утром играл Фамусова, а вечером выступал в Большом зале консерватории, в концерте " в пользу жертв войны".
478* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Бабанин Константин Михайлович -- артист Художественного театра с 1906 по 1924 г., затем с 1932 г. Один из инициаторов Четвертой студии МХАТ.
1 К. М. Бабанин был в это время на фронте.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. 689, дело 1210.
1 Рустейкис Алексей Андреевич -- артист МХТ с 1914 по 1916 г. и с 1917 по 1918 г. Ученик школы петербургского Малого театра (Суворинского), рекомендованный в МХТ М. Г. Савиной. Играл роль Моцарта в " Моцарте и Сальери" Пушкина.
1 Черновик статьи А. Н. Бенуа " Пушкинский спектакль", где он полемизирует с отрицательными отзывами рецензентов (см. " Речь" от 31 марта и 7 апреля 1915 г.). Бенуа прислал Станиславскому рисунок нового костюма Сальери. 2 О работе Станиславского над ролью Сальери см. Собр. соч., т. 1, стр. 365--371.
481* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Теляковский Владимир Аркадьевич (1860--1924) с 1898 по 1901 г. был управляющим Московской конторой императорских театров, с 1901 по 1917 г. -- директором императорских театров.
1 3 апреля 1915 г. Теляковский писал Станиславскому, что он возмущен " тоном и критикой так называемых знатоков театра", выступивших против Пушкинского спектакля МХТ. 2 Здесь Станиславский по памяти цитирует слова Тригорина из второго действия " Чайки" Чехова.
482* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 98, оп. 1, ед. хр. 62. Делен-Волконская Наталья Викторовна и Волконский Михаил Николаевич -- петербургские друзья МХТ и Станиславского.
1 Любовь Яковлевна -- Гуревич. В письме от 6 апреля 1915 г. Волконские писали о своем интересе к предстоящим гастролям Художественного театра, к Пушкинскому спектаклю МХТ и пренебрежительно отзывались о рецензентах, критиковавших игру Станиславского в роли Сальери.
Дата устанавливается по фразе письма: " Написал вчера длинное письмо ко дню свадьбы" (5 июля 1915 г. исполнилось 26 лет со дня свадьбы К. С. Станиславского и М. П. Лилиной).
1 " Евпаторийские новости" от 3 июля 1915 г.
Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.
1 Пальна -- имение А. А. Стаховича в Орловской губернии.
Послано в Ессентуки.
Послано в Кисловодск.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГИАЛ, ф. А. Е. Молчанова, No 678, ед. хр. 1182. Молчанов Анатолий Евграфович с 1892 г. был чиновником особых поручений при Дирекции императорских театров, а с 1897 по 1900 г. -- заведующим монтировочной частью Александрийского театра. С 1915 г.-- вице-президент Русского театрального общества.
1 Мария Гавриловна Савина была женой А. Е. Молчанова.
Печатается по тексту, опубликованному в журнале " Рампа и жизнь", 1915, No 40. Приветственная телеграмма, подписанная Станиславским и Немировичем-Данченко, была послана Ф. И. Шаляпину в связи с 25-летием его сценической деятельности. В этот день, 26 сентября 1915 г., в Большом театре шла " Хованщина". Ф. И. Шаляпин исполнял партию Досифея. Телеграмма была оглашена в антракте, когда происходило чествование артиста.
489* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.
1 Оленин Петр Сергеевич (1874--1922) -- оперный певец, впоследствии участвовал в спектаклях Оперной студии при Большом театре. 2 В этих беседах Станиславского с оперными артистами Большого театра зарождалась реформа оперного искусства. Через три года, в 1918 г., Станиславский стал руководителем Оперной студии при Большом театре, из которой вырос Оперный театр имени К. С. Станиславского.
490* 1 Мстислав Валерианович -- Добужинский. 2 Речь идет о пьесе Мережковского " Будет радость" (первое представление -- 3 февраля 1916 г.). 3 Комедия А. Н. Островского " Волки и овцы", как уже указывалось, не была поставлена Художественным театром. 4 Инсценировка повести Ф. М. Достоевского " Село Степанчиково и его обитатели" была поставлена в МХТ 26 сентября 1917 г. Постановка Станиславского и Немировича-Данченко. Художник -- Добужинский. Станиславский в этом письме сообщает первоначальное распределение ролей. В спектакле играли: роль Фомы Опискина -- И. М. Москвин, дядюшки (Ростанева) -- Н. О. Массалитинов, племянника (Сергея Александровича) -- В. Г. Гайдаров, Обноскина -- А. Э. Шахалов, Сашеньки -- Е. И. Корнакова, Татьяны Ивановны -- Л. М. Коренева, генеральши -- Е. М. Раевская, Перепелицыной -- С. Г. Бирман, Н. А. Соколовская. Роль Мизинчикова в окончательный вариант инсценировки не вошла. 5 " Потоп" Г. Бергера (первый спектакль -- 14 декабря 1915 г.). Режиссер -- Е. Б. Вахтангов. М. А. Чехов исполнял роль Фрезера. 6 " Вечер А. П. Чехова" в Первой студии состоялся 26 марта 1916 г. (см. прим. к письму 424).
492*
1 29 января 1916 г. В. Я. Брюсов просил Станиславского предоставить ему билет на премьеру пьесы Мережковского " Будет радость": " Решаюсь обратиться к Вам с небольшой просьбой. Дело в том, что я, впервые за 26 лет моей литературной деятельности, согласился выступить как театральный критик. Именно, я согласился вести театральный отдел в " Утре России", давая отчеты (свои и других рецензентов под моей редакцией) о всех новых театральных постановках в Москве. В дальнейшем, если работа мне придется по душе и удастся, я не ограничусь, конечно, этой газетой, но буду писать о театре и в других изданиях".
1 " Роза и Крест" А. Блока -- неосуществленная постановка Художественного театра. 2 Сборник " Круг чтения для актера" не был издан.
494* Дата устанавливается по почтовому штемпелю. Послано в Евпаторию, где в это время жил тяжело больной Сулержицкий.
495* 1 Алексей Александрович -- Стахович. 2 " Гебен" -- немецкий военный крейсер. В начале войны " Гебен" находился в Средиземном море. Вместе с другим военным кораблем, " Бреслау", " Гебен" ускользнул от британской эскадры и ушел 9 августа 1914 г. из Мессины в Дарданеллы, где вошел в состав турецкого флота. Оба судна действовали в Черном море (обстрел Новороссийска, Феодосии и др.).
496* Ответ на письмо Немировича-Данченко от 8 августа 1916 г.
1 По снабжению топливом МХТ был включен " в группу просветительных учреждений" вместе с университетом. Остальные театры находились в шестом разряде. 2 Немирович-Данченко приводил в своем письме " выборку из отчета", в котором указывались суммы, предназначенные для " помощи жертвам войны". 3 Вторая студия МХТ открылась в 1916 г. 4 Немирович-Данченко хотел слияния студий с театром и возражал против их автономии. Это и порождало принципиальные разногласия между ним и Станиславским в данном вопросе. 5 Роль Ростанева в " Селе Степанчикове", которую репетировал Станиславский. 6 Немирович-Данченко вел тогда репетиции по возобновлению пьесы Чехова " Иванов". Василий Иванович Качалов исполнял заглавную роль. В драме " Роза и Крест" Качалову была сначала поручена роль Бертрана, а потом, в 1917 г.-- Гаэтана. 7 " Маринка" В. Волькенштейна в МХТ не шла. 8 Кудрявцев Николай Павлович (ум. в 1920 г.) -- актер МХТ с 1909 по 1920 г. 9 Немирович-Данченко, характеризуя пьесу Д. Мережковского о Бакунине (" Романтики"), писал Станиславскому: " Я не могу отделаться от привкуса спекуляции возвышенными идеями. Это какая-то особенная спекуляция, не просто, откровенно шарлатанская, не грубая, но липкая, изворотливая... От большой начитанности, от своих религиозно-философских споров он [Мережковский] хочет демонстрировать через театр свои временные взгляды..." (Музей МХАТ, архив Н-Д). Пьеса не была принята Художественным театром. 10 Ксандра -- роль в пьесе Мережковского " Романтики". 11 Немирович-Данченко предполагал, что роль улана Митеньки, " самого умного и самого чуткого человека" в пьесе " Романтики", мог бы играть Качалов (из письма Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому). 12...роль Самсона -- в пьесе Л. Андреева " Самсон в оковах". О художественных и идейных разногласиях МХТ с Л. Н. Андреевым см. письмо Вл. И. Немировича-Данченко и Л. Н. Андрееву от 6 октября 1916 г. (" Избранные письма", стр. 336--337). 13 Драма Иосипа Косара называлась " Непобедимый корабль" (поставлена не была). 14 Эти гастроли не состоялись. 15 " Король темного покоя" Р. Тагора репетировали Вл. И. Немирович-Данченко и Н. С. Бутова в 1916--1917 гг. С 1925 по 1927 г. в Художественном театре шли репетиции " Прометея" Эсхила. Эти постановки остались неосуществленными. 16 Метнер Николай Карлович (1879--1951) -- композитор и пианист, был профессором Московской консерватории. 17 Сухачева Елена Георгиевна была актрисой Первой студии и позднее МХАТ. 18 Немирович-Данченко хотел поручить Н. П. Асланову роль Львова в пьесе А. П. Чехова " Иванов". 19 Из " массалитиновской" театральной школы выросла Вторая студия МХАТ. Школа была основана Николаем Массалитиновым, Николаем Подгорным и Николаем Александровым -- ее так и называли в театре " школа трех Николаев". 20 Л. М. Леонидов и А. Э. Шахалов не были введены в Пушкинский спектакль. 21 Н. П. Кудрявцеву хотели дать роль лакея Яши, которую исполнял Н. Г. Александров (" Вишневый сад"). 22 Репетилова в " Горе от ума" Леонидов не играл. До возобновления спектакля в 1925 году основным исполнителем этой роли оставался Лужский. Гейрот сыграл ее значительно позже -- в новой постановке 1938 г.
497* Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.
1 " Флорентийская трагедия" О. Уайльда, " Том Сойер" по М. Твену не были поставлены. На сцене Первой студии шли " Росмерсхольм" Ибсена (апрель 1918 г., при участии О. Л. Книппер-Чеховой и Л. М. Леонидова), " Дочь Иорио" д'Аннунцио (январь 1919 г.), " Двенадцатая ночь" Шекспира (декабрь 1917 г.).
498* Дата устанавливается по фразе письма: " Вечером играю без репетиции в первый раз " Трактирщицу" (впервые в сезоне 1916/17 г. " Трактирщица" шла 18 сентября 1916 г.). На подлиннике этого письма Станиславский сделал помету о Сулержицком: " Последний приезд в Москву из Евпатории. 1916 г., сентябрь".
499* Дата устанавливается по ответному письму Немировича-Данченко, на котором стоит помета Станиславского: " 1 октябрь 916" (Музей МХАТ, архив Н-Д).
1 Станиславский вел в это время репетиции " Села Степанчикова", Немирович-Данченко одновременно репетировал " Розу и Крест" А. Блока. 2 " Чайная", " Его превосходительство" и др. -- названия отдельных сцен спектакля " Село Степанчиково". 3 Роль Манефы -- в пьесе А. Н. Островского " На всякого мудреца довольно простоты".
500* 1 " Москвин призывался -- оказалось плохое сердце -- не взяли. Массалитинову -- отсрочка на месяц" (из письма Станиславского к Гуревич от 16 октября 1916 г.). 2 В это время роль графа Любина в " Провинциалке" Тургенева Стахович исполнял в очередь со Станиславским.
501* Дата устанавливается по первому исполнению Л. И. Дмитревской роли Лизы в " Горе от ума" (21 октября 1916 г.).
1 Лидия Михайловна -- Коренева. В " Горе от ума" играла Лизу.
502* В подлиннике год указан ошибочно (Л. А. Сулержицкий умер 17 декабря 1916 г.).
1 К. С. Станиславский читал свои воспоминания о Сулержицком на гражданских поминках 25 января 1917 г. (см. " Сулер. Воспоминания о друге", Собр. соч., т. 5, стр. 532--537).
503* Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, Nо4.
1 Анатолий Федорович -- Кони.
504* Печатается по подлиннику, хранящемуся в ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 138.
1 20 марта 1917 г. К. С. Станиславский был избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
505*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Академии наук СССР (Ленинград), ф. 9, оп. 5, No4. Шахматов Алексей Александрович (1864--1920) -- известный ученый-лингвист, академик.
Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив А. Ф. Кони, ф. 134, оп. 3, ед. хр. 32.
507* Печатается по подлиннику ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059. Дата устанавливается по почтовому штемпелю.
1 Станиславский уезжал с семьей на курорт -- в Шафраново бывш. Уфимской губернии.
508* Дата устанавливается по последнему спектаклю, сыгранному О. В. Гзовской в МХТ.
1 Эта записка (на визитной карточке) была приложена к цветам, которые Станиславский послал Гзовской в день ее ухода из Художественного театра.
509* 1 Станиславский играл Ростанева (" Село Степанчиково") еще в 1891 г. в Обществе искусства и литературы. Этот образ, по его словам, был близок его " человеческой природе": " У меня с ним естественно произошло полное слияние, и были одни и те же взгляды, помыслы, желания" (Собр. соч., т. 1, стр. 138). Ростанев считался одной из лучших ролей Станиславского; сам он причислял ее к своим удачам. Во время репетиций " Села Степанчикова" осенью 1917 г. пайщики МХТ во главе с Немировичем-Данченко посоветовали Станиславскому отказаться от роли Ростанева и передать ее Н. О. Массалитинову. Это было вызвано тем, что работа Станиславского над Ростаневым шла чрезвычайно медленно и мучительно. Он стремился к органическому рождению образа, а не к простому повторению ранее игранной роли. К тому же ему как режиссеру приходилось одновременно вести репетиции нескольких пьес: " Роза и Крест", " Село Степанчиково", " Чайка" (с новыми исполнителями). Между Станиславским и Немировичем-Данченко наметились существенные разногласия в трактовке Ростанева. Положение Художественного театра становилось все более и более серьезным. Сезон 1916/17 г. открылся старым спектаклем " Горе от ума". Все задуманные и начатые постановки (" Король темного покоя", " Чайка", " Роза и Крест") оставались неосуществленными. Невозможно было продолжать репетиции " Села Степанчикова" до тех пор, пока роль Ростанева дозреет у Станиславского. Надо было во что бы то ни стало выпускать спектакль. Понимая все это, Станиславский все же тяжело переживал расставание с любимой ролью.
510* Дата устанавливается по упоминанию репетиций " Чайки" и спектакля " На дне" (27 сентября 1917 г.).
1 В 1917 г. Станиславский вел репетиции " Чайки". Роли были распределены следующим образом: Аркадина -- О. Л. Книппер-Чехова, Треплев -- М. А. Чехов, Нина Заречная -- О. В. Бакланова, Сорин -- В. В. Лужский, Дорн -- А. Л. Вишневский и А. А. Стахович, Тригорин -- Л. М. Леонидов, Шамраев -- П. А. Бакшеев, Шамраева -- В. Н. Павлова, Маша -- М. П. Лилина и В. В. Соловьева, Медведенко -- А. Д. Попов. Протоколы репетиций хранятся в Музее МХАТ (архив КС). Возобновление " Чайки" не состоялось.
1 В 1882 г. Немирович-Данченко написал свою первую пьесу " Шиповник".
512* Дата устанавливается по упоминанию репетиции " Вишневого сада" в помещении Солодовниковского театра.
1 " Вишневый сад" Чехова шел в помещении театра Совета Рабочих Депутатов (бывш. Солодовниковский театр) 12 октября 1917 г. Станиславский опасался, что актеры МХТ, выступая в непривычно большом театральном зале, не смогут сохранить тонкость и обаяние чеховского спектакля. Поэтому он настаивал на том, чтобы была назначена репетиция " Вишневого сада" " для опытов громкой речи", " чтобы подсказать какой-то прием, чтобы говорить естественно -- громко". Станиславский намеревался " освежить" чеховские спектакли МХТ. Когда после Октябрьской революции " Вишневый сад" был сыгран в новой, народной аудитории, Станиславский предложил " сделать обращение ко всем участвующим в " Вишневом саде" (а может быть, и других пьесах?!)". Он писал: " Все въигрались в пьесу и роли. Всем уютно, хорошо, и они начинают жить для себя, своей личной жизнью. Многое в этом уюте ценно и хорошо. Но, живя для себя, они забывают о пьесе, о Чехове, его мыслях и чувствах, которые передают другим, забывают о сквозном действии и идут не по его начертанному пути. Вот и получается: в то время как один артист ведет важную сцену, говорит важную мысль -- другие разыгравшиеся артисты очень хорошо и жизненно пестрят деталями, мелочами, вновь введенной mise en scè ne. Одно убивает другое. Получается общая пестрота, правдивая, жизненная, как в жизни нагроможденная, а не ярко и просто выявленная жизнь духа, очищенная от лишнего, как должно быть в искусстве. Надо избегать наигрывания, надо помнить главные вехи пьесы и сквозное действие" (протокол спектакля " Вишневый сад" 26 ноября 1917 г. Музей МХАТ).
|