Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Бывают ли социальные порядки без санкций?
Социальному порядку, предусматривающему санкции (в широком смысле), резко противопоставляется социальный порядок, который предписывает определенное поведение, не связывая его с наградой, а противоположное поведение – с наказанием, т.е. порядок, не применяющий принцип воздаяния. Обычно в этой связи указывают на мораль, которая, как принято считать, именно этим отличается от права как порядка, предусматривающего санкция. Можно подумать, что именно такой моральный порядок, не предусматривающий никаких санкций, имеет в виду Иисус в Нагорной проповеди, когда он решительно отвергает ветхозаветный принцип воздания — зло за зло, добро за добро. " Вы слышали, что сказано: " Око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противьтесь злому (т.е. не отвечайте злом на зло). " Вы слышали, что сказано; " Люби ближнего твоего (т.е. того, кто тебя любит) и ненавидь врага твоего" (т.е. того, кто тебя ненавидит), А Я говорю вам: " Любите врагов ваших" (т.е. не платите злом за зло, делайте добро тем, кто делает вам зло), " Ибо, если вы будете любить любящих вас (т.е. если вы будете платить добром только за добро), какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? " (Мф 5: 38, 43). Ясно, что Иисус говорит здесь о небесной награде; таким образом, даже эта система высочайших моральных заповедей не исключает до конца принцип воздаяния. Пусть не земная, а небесная, но все же награда обещана тому, кто в этой жизни откажется от принципа воздаяния, кто не станет платить злом за зло и добром только за добро. Эта система, отвергающая наказание в земной жизни, включает в будущей жизни также и наказание. Это не моральный порядок без санкций, но порядок, устанавливающий трансцендентные санкции, и в этом смысле – религиозный. Чтобы судить о возможности существования морального порядка без санкций, следует помнить, что если моральный порядок предписывает определенное поведение, то он тем самым предписывает всем одобрять предписанное поведение индивида и осуждать противоположное. Тот, кто осуждает предписанное поведение или одобряет противоположное, ведет себя аморально и сам заслуживает морального осуждения. Одобрение и осуждение окружающих тоже воспринимаются как награда и наказание/ и потому могут рассматриваться как санкции. Иногда они оказываются более действенными санкциями, чем другие формы награды и наказания, так как удовлетворяют либо оскорбляют самолюбие – один из важнейших компонентов инстинкта самосохранения. При этом важно иметь в виду, что моральная норма, предписывающая определенное поведение, и моральная норма, предписывающая осуждать противоположное поведение, тесно связаны друг с другом и в своей действительности образуют единство. Поэтому сомнительно, можно ли вообще проводить различие между социальными порядками по признаку наличия или отсутствия санкций. Существенное различие между социальными порядками состоит не в том, что одни устанавливают санкции, а другие нет, но в том, какого рода санкции они устанавливают.
|