Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УчителюСтр 1 из 41Следующая ⇒
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ __________________________________________________________ Методические рекомендации для школ Российской Федерации по проведению Уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма Москва
Авторы-составители: В.А. Волков, В.Е. Воронин, А.И. Грищенко, А.В. Клименко, О.О. Козарезова, В.И. Коровин, А.Ю. Кузьмин, М.Ю. Лачаева, А.В. Лубков, А.Ю. Можайский, М.Л. Несмелова, И.А. Нидерман, И.Б. Пржиленская, А.В. Святославский, В.А. Славина, А.П. Синелобов, Л.А. Трубина, О.В. Фидченко, В.Ж. Цветков, Д.О. Чураков, Н.А. Шалоткина, Н.Н. Юркина. Под редакцией академика РАН, академика РАО профессора А.Л. Семенова СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА. УЧИТЕЛЮ…………………………………..4 1.МЕТОДИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………...6
2. КРЫМ В ДРЕВНОСТИ. ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ АНТИЧНОСТИ…………………………………………………………………..14
3. КРЫМ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ……………………………………….22
4. КРЫМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……..………………………………….84
5. КРЫМ ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ…….98
6. РУССКИЙ ЯЗЫК В КРЫМУ…………………………………………….....140
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Краткий хронологический очерк исторических событий в Крыму………………………………………………………………………..149 Приложение 2. Фотографии к разделу Крым и Россия: страницы истории – Белый Крым…………………………………………………………………155 Приложение 3. Крым в ХIV– XVII вв. Исторический очерк………………..163 Приложение 4. Крымские мотивы и отголоски в творчестве Пушкина…...210 Приложение 5. О человеке на переломе истории: По произведениям Приложение 6. «Когда любовь растопит мир земной…»: Максимилиан Волошин в Крыму…………………………………………………………..227
Методические материалы Сценарии игровых уроков, внеклассных занятий и классных часов по крымской тематике в основной и старшей школе………………………..234 Информационные материалы из разных источников
1. Древний Крым (по материалам Интернета)………………………………… 253 2. Крымское республиканское учреждение Этнографический музей. Постоянная экспозиия «Мозаика культур Крыма» (с сайта Крымского Этнографического музея)…………………………………………………....261 3. Языковая ситуация в Крыму (По материалам Википедии)………………283
Список литературы …………………………………………………………...286
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Учителю Задача учителя истории – дать учащимся представление об исторических событиях, насколько это возможно – вызывать к ним интерес, создать ощущение их проживания. Основной целью при этом является воспитание исторического мышления, в частности, способности воспринимать сегодняшние события в исторической перспективе, предвидеть ождаемое будущее. Особое место в данном контексте занимает судьба России, формирование личной причастности к ней. В силу сказанного высокую актуальность для учителя истории приобретает история Крыма и его взаимоотношений с Россией. Преподаватели Московского государственного педагогического университета (Лениского пединститута) подготовили сборник работ, покрывающий широкий спектр проблем, помимо собственно исторических, относящихся к политике, народоведению и религоведению, литературе, архитектуре и т. д. Позиции авторов расходятся в деталях. Но важно для нас одно – это построение понимания Крыма, как части понимания России – побед и трагедий ее истории, достижений и ошибок, важности сохранения ее целостности, этнического и религиозного многообразия и толерантности. Сборник наш предназначен, прежде всего, для учителя, как информционный источник для использования в его работе. Но для нас кажется естественным, если те или иные его статьи будут даваться учащимся. Сборник, параллельно с печатным изданием, размещается в интернете, где его материалы будут снабжены дополнительными ссылками. При этом и сам сборник построен как «интернет-издание». Приложения к основному тексту содержат дополнительный материал, который может послужить основой для обсуждения группами учащихся, индивидуального доклада, материалом для классов с углубленным изучением отдельных. В наших текстах встречаются десятки специальных слов, географических названий, собственных имен. При использовании его в работе с учащимися, целесообразно разбить каждую статью на фрагменты и поручить учащимся групповое составление словарика к тексту. Каждый учащийся (из группы, выполняющей работу) получает для работы свой фрагмент текста. Он должен найти все непонятные (ему) слова и для каждого найти в интернете, или бумажной энциклопедии, объяснение. (Учитель, для своей работы, может пометить нужные слова в тексте тоже.) Можно отыскивать иллюстрации: портреты исторических персонажей, фотографии произведений искусства, природных и архитектурных объектов, географические карты. Один из вариантов (далеко не единственный) дальнейшей работы: на занятии кто-то читает текст, все учащиеся следят за появление непонятных слов, «вылавливают» их, задают вопрос и выслушивают объяснения от соответствующих членов группы. Если учитель видит, что какое-то слово пропущено, он спрашиват всех о его значении, и т. д. Могут возникнуть небольшие (или даже – значительные по объему, если какая-то тема особо заинтересовала учащегося) гипер-метдийные сочинения, презентации. Для кого-то из учащихся это может стать отправной точкой серьезного интереса к истории, как науке, области деятельности, дальнейшего образования, и – жизни. Необходимость срочной подготовки текста и желание включить в него максимум информации привела к тому, что авторы использовали ряд интернет-источников. Не всегда нам удалось информацию проверить и дать аккуратные ссылки. Мы приносим за это свои извинения, при подготовке более фундаментальной работы надеемся эти недостатки устранить. Желаю вам и вашим ученикам серьезной и увлекательной работы. А. Л. Семенов, ректор МПГУ
|