Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационно-методическое введение к проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма
18 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории, и требует обсуждения ее сошкольникам. Материалы настоящего пособия могут стать содержательной основой такого обсуждения. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал проводимых мероприятий объединяет общая цель: сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события. Осмысление и обсуждение сложившейся в Крыму ситуации будет содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа. Исторический опыт Крыма, представленный на уроках и внеклассных мероприятиях, содействует воспитанию гражданственности, патриотизма и толерантности школьников. Работа должна базироваться на Законе об образовании, где утверждается: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования»[1]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость обеспечить учащемуся «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия. Оно должно также содействовать «формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности»[2]. В этом же документе обозначены и базовые национальные ценности, среди которых патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога)[3]. Идея формирования патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников развивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) на всех уровнях общего образования. Среди личностных требований к результатам освоения основной образовательной программы отмечено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной…». Изучение области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить: «формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации…»[4]. При обсуждении в педагогической и более широкой общественной среде полезно использовать общеупотребительную трактовку терминов: «гражданственность», «патриотизм» и «толерантность», а также выделим их компоненты. В политическом словаре гражданственность определяется как «качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности»[5]. Патриотизм понимается так: «патриотизм – это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине»[6]. Педагоги выделяют следующие компоненты патриотизма как нравственного качества: 1. когнитивный (интеллектуальный) компонент включает знания учащихся об истории и культуре своей страны и малой Родины (о подвигах героев; достижениях ученых, деятелей культуры, которые прославили родной край, знания об успехах современников и т.д.); 2. эмоциональный компонентхарактеризуется системой переживаний, связанных с восприятием всего, что относится к понятию Родины (чувство красоты родного края; «чувство родного, близкого, милого» и т.д.); 3. поведенческий компонентпредполагает опыт личного патриотического поведения (активное, добровольное участие школьников в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями), который порождает, углубляет и закрепляет у школьников определенные переживания и отношения; 4. деятельностный компонентозначает, чтознания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека: активный характер патриотизма проявляется в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству; 5. волевой компонентозначает, что патриотическая деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, требует волевых усилий, как в повседневной жизни, так и при совершении патриотических поступков; 6. потребностно-мотивационный компонент предполагает характеристику интересов, стремлений, целей, мотивов деятельности человека, связанной со служением Родине[7]. Понятие «толерантность» часто отождествляют с терпимостью. В Декларации принципов терпимости, принятой в 1995 г. Генеральной Конференцией ЮНЕСКО, говорит: «терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Проявление терпимости означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим»[8]. Понятие «толерантность» с позиции межличностного взаимодействия определяют как «готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения»[9]. Анализ Декларации принципов терпимости, а также исследования педагогов позволяют выделить следующие компоненты толерантности: 1. когнитивный компонент (представления о проявлениях толерантности в поведении, реагировании в ситуациях критики и конфликтов; знания о способах проявления сочувствия, поддержки, вступления в контакт и отказа от него; умение просить и принимать помощь); 2. мотивационно-ценностный компонент (степень принятия толерантности как личностной ценности: «терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»); 3. эмоционально-волевой компонент (проявление терпимого отношения к другим; соответствующей восприятие и оценка действий, обычаев, внешнего вида других людей); 4. поведенческий компонент («терпимость – это прежде всего активное отношение»; проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике; конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию)[10]. Материалы, раскрывающие различные стороны жизни Крыма и его взаимодействия с Россией, могут быть изучены в рамках нескольких школьных предметов. В первую, очередь, это конечно история, поскольку она позволяет увидеть события и процессы, происходившие в Крыму и России, в хронологической последовательности и осмыслить их с точки зрения причин и последствий. Литература позволяет раскрыть роль Крыма в творчестве выдающихся российских писателей. Материалы предмета «обществознание» ориентируют на правовую характеристику и оценку показывают ученикам правовые механизмы присоединения Крыма к России в 2014 г. В таблице приведены дидактические единицы учебного материала, в содержание которых входят (или могут входить) знания о тех или иных сторонах жизни Крыма[11].
Раскрыть потенциал уроков и внеклассных мероприятий, посвященных воссоединению России и Крыма, помогут и другие учебные предметы гуманитарной направленности. Так, при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» учащиеся смогут познакомиться с жизнью и культурой представителей различных религий, проживающих в Крыму. В программе по этому предмету, изучаемому в 4-5 классах, предлагается изучение таких учебных модулей, как «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры»[12]. Представители этих религий проживают на территории Крыма и их опыт межконфессионального взаимодействия ценен как пример толерантных отношений в обществе. В некоторых школах на основной ступени образования изучается и «Мировая художественная культура». Культурные достижения народов мира могут быть раскрыты на примере памятников и музеев Крыма. В данном пособии собраны разнообразные материалы, которые помогут учителям и классным руководителям включить в свои уроки и внеклассные мероприятия информацию о взаимоотношениях Крыма и России. Через анализ исторических событий, осмысление творчества писателей и поэтов, эмоциональное восприятие произведений искусства и понимание опыта совместного проживания людей различных национальностей и конфессий учителя смогут показать школьникам общность исторической судьбы народов Крыма и России, содействовать формированию их гражданской позиции, патриотизма и толерантности. М. Л. Несмелова канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания истории
|