Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Крым полиэтнический и многоконфессиональный
И.Б. Пржиленская, д-р социологических наук, и.о. зав. кафедрой культурологии; На территории Крыма проживало много различных племен и народов и в этом разноцветье каждый занимал свое место и играл свою роль. Указание роли любого из них необходимо для правдивого предсталения исторической картины, экономики, политики и культуры края, во взаимоотношении и взаимодействии различных сил. Крым – одно из немногих мест нашей родины, чья письменная история начинается не тысячу и даже не две тысячи лет назад. Упоминание о киммерийцах – первых жителях полуострова есть и в Библии, и у Геродота. Хотя в древности земля Крыма не раз становилась предметом споров и даже войн между разными этносами и царствами, за годы совместного сосуществования многонациональным народом Крыма был накоплен уникальный потенциал мирного сосуществования разных языков и религий, культур и способов хозяйствования: персы и греки, римляне и скифы, аланы и готы, татары и опять греки заселяли этот уникальный край. Непохожие друг на друга цивилизации и этносы, исповедующие православие и ислам, иудаизм и католичество, оказались нужны друг другу – сформировалось взаимовыгодное разделение труда. Росло и крепло ощущение общей судьбы, что позволило Российской Короне практически без крови включить Крымский полуостров в состав великого государства. Именно в границах России завершилось формировалось полиэтничного, поликультурного и поликонфессионального народа Крыма, воля которого столь отчетливо была проявлена в последних событиях. И хотя в истории крымчан можно найти немало драматических событий, они ни в кой степени не ставят под сомнение межэтнические и межконфессиональные отношения как внутри крымского социума, так и его культурные и цивилизационные связи с Россией и всем остальным миром. Демография Крыма характеризуется этническим и конфессиональным разнообразием. Здесь наблюдается смешение различных цивилизаций, культур и религий: Восток, Запад, христианство, ислам, иудаизм. В разное время обитали в Крыму тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, болгары и хазары, готы и славяне, половцы и татары, армяне и турки. Их многочисленные потомки – представители более 70 этносов и этнических групп, которые живут здесь и сегодня. Наиболее яркими представителями населения Крыма являются крымские татары, которые как этнос сформировались в XIII –XV вв. в результате смешения и объединения нетюркских племен (тавро-скифов, готалан и др.) с тюркскими племенами (тюркобулгар, печенегов, кыпчаков и др.). Формирование единого этноса происходило благодаря распространению тюркского языка и ислама среди многонационального населения средневекового Крыма, особенно усилившееся в период Крымского ханства (XV-XVIII вв.). Присоединение Крыма Россией в 1783 г., последующая ликвидация ханства повлекли миграцию крымского населения. Для пополнения населения Крыма по приказу Екатерины II в 1778 г. в в Азовскую губернию переселяют более 31 тыс. христиан – греков и армян, что стимулировало эмиграцию татар в Турцию. Сведения о количестве эмигрировавших в конце XVIII в. крымских татар, колеблются от 80 тыс. (П. Паллас) до 300 тыс. человек (П. Сумароков). В целом данные о численности жителей Крыма в период присоединения его к России строятся на предположениях и носят приблизительный характер. Только пятая ревизия (перепись населения в 1795 г.) дала относительно надежную цифру 157.319 человек, из которых 126 тысяч составляли крымские татары. Правительство проводило политику невмешательства в религиозные дела, учредив при этом должность полностью независимого от главы мусульман России особого муфтия. Для создания политически лояльного сословия, как это делалось повсюду, крымские беи и мурзы были пожалованы дворянскими титулами. Так русскими дворянами стали татары, вошедшие в родословные деревья людей, которые всегда будут считаться гордостью России: Гаврилы Державина (род Нарбековых), Льва Толстого (род Идрисовых), Федора Достоевского (род Челебея), Александра Куприна (род Туган-Барановских), Анны Ахматовой (род Чагодая). За себя говорят тюркские фамилии выдающихся русских людей: Аксаков (аксак – «Хромой»), Кутузов (кутуз – «Буйный»), Колчак («Рукавичка») и пр. В результате миграционной политики России к середине XIX в. население полуострова возросло до 315 тыс. человек. Новые потрясения для крымских татар были связаны с Восточной (Крымской) войной 1853-1856 гг. Ее исход подтолкнул многих из них к очередному переселению в Турцию, достигшему апогея в 1860 г. Это привело к тому, что 687 селений опустели совершенно, а общее число покинувших Таврическую губернию к концу 1863 г. составило 192.360 человек. К началу XX в. число крымских татар в Таврической губернии не превышало 188 тысяч. Крымско-татарский народ имел достаточно компактный ареал проживания на юге полуострова, который простирался от Балаклавы на западе до Судака на востоке и от Карасубазара до Ялты. Кроме того, крымские татары компактно проживали на Керченском и Тарханкутском полуостровах, в районе Евпатории и на берегу залива Сиваш. К 20-м годам XX в. формирование крымско-татарского этноса находилось на стадии завершения. При этом в его составе отчетливо выделялись три основные субэтнические группы, различавшиеся по языку, культуре и самоназванию: южнобережные татары (“ялы бойлю”), горные татары (“тат”, или “татлар”) и, наконец, степные татары (“ногай”, “ногайлар”). Несмотря на то, что в настоящее время наиболее крупным этносом, проживающим в Крыму, являются русские (58, 5 % от общей численности населения), численность крымских татар достигает 12 %. На долю представителей каждой из остальных более чем 120-ти этнических групп, зафиксированных в Крыму, приходится не более 5 % крымского населения. После образования СССР все народности, проживающие на территории Крыма стали активно участвовать в строительстве нового государства. Молодежь, прежде тесно связанная со своей этно-конфессиональной общиной обрела право на получение качественного образования, освоения современных рабочих специальностей и востребованных профессий (учителя, инженеры, врачи и пр.). Развернувшееся на полуострове строительство промышленных предприятий, санаториев и других объектов общественной жизни также требовало рабочих рук и во многом способствовало сближению представителей различных этносов. При этом особое значение приобретал русский язык, на котором осуществлялось делопроизводство, велось обучение. Во многих семьях, где прежде общение шло только на родном языке, русский язык также стал активно использоваться. Однако государство заботилось о сохранении языков коренных жителей Крыма, и в особенности крымскотатарского населения. До 1928 года крымскотатарский язык пользовался арабским алфавитом, с 1928 по 1939 латинским, а с 1939 — кириллицей. В наше время образование на крымскотатарском языке сталкивается со множеством проблем. Следует отметить, что национальная консолидация крымскотатарского народа имеет длительную, непростую и подчас трагическую историю. В начале XX в. среди крымских татар зародилось национальное движение, повлиявшее на историю Крыма 1917-1920 гг. После Гражданской войны 18 октября 1921 в пределах Крымского полуострова (на территории Таврической губернии) была образована Крымская АССР, как многонациональная республика в составе РСФСР (государственными языками в республике были приняты русский и крымскотатарский), которая просуществовала до депортации крымских татар в 1944 г. и формально была преобразована в Крымскую область только в 1946 г. Название Крымской АССР было никак не связано с «титульной» нацией. Однако в 1930-е гг. в числе 11 национальных районов Крыма было 6 крымско-татарских районов, а на крымскотатарском языке выходили книги и периодические издания, работали научно-исследовательские центры и музеи национальной культуры, развивалось народное искусство. В 1936 г. в Крымской АССР было 386 крымскотатарских школ. Население Крымской АССР в 1939 году по предварительным результатам переписи составляло 1 млн. 126 тыс. человек, из которых 49, 6 % составляли русские, 19, 4 % крымские татары, 13, 7 % украинцы, 5, 8 % евреи, 4, 5 % немцы. Уже с конца 1920-х гг. крымско-татарская интеллигенция, в том числе и партийная, стала объектом жестоких репрессий в рамках борьбы с так называемым «национально-демократическим уклоном». Унитарно-централизаторские тенденции подавления самостоятельного национально-культурного развития всех народов страны привела к актам депортации в годы войны 1941-45 гг. под предлогом их массового сотрудничества с немецкими оккупантами. В мае 1944 г. эта участь постигла и крымских татар, а также некоторые другие национальные группы Крыма (армян, греков, болгар и даже чудом уцелевших от нацистского геноцида цыган; немцы были выселены из Крыма еще в 1941 г.). В ходе депортации и за первые полтора года после нее погибла почти половина всего крымскотатарского народа, а это около 110 тыс. человек. Основная масса крымских татар была выселена в республики Средней Азии, преимущественно в Узбекистан прилегающие районы Казахстана и Таджикистана; небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал и в Костромскую область. Там они проживали на дискриминационном режиме спецпоселения Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признавал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма». 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию " О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав". После этого началось массовое возвращение крымских татар в Крым. Основными проблемами после возвращения стали масштабная безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших в последние годы крымско-татарских поселков. По разным данным, к настоящему времени в Крым возвратились около 260-270 тыс. татар (примерно 10-12% населения полуострова). 21 апреля 2014 года открывая заседание Госсовета Президент России Владимир Путин сказал: " …мною подписан указ о реабилитации крымско-татарского населения Крыма, армянского населения, немцев, греков - всех, кто пострадал во время сталинских репрессий" Сыновья и дочери крымскотатарского народа сражались на полях Великой Отечественной войны, проявляя мужество и героизм. Имена Героев Советского Союза и других участников ВОВ из числа крымских татар мало известны и изучены, хотя в войне участвовало около 60 тысяч крымских татар, 36, 3 % из их числа погибли на поле боя, 17 тыс. крымскотатарских парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье, более 20 тысяч были насильно угнаны фашистами в Германию. Немцы сожгли дотла и стерли с лица земли 127 крымскотатарских сел и деревень. Несмотря на проблемы, связанные с реализацией сталинской политики подавления национальной культуры и самосознания народов, населяющих Крым без их прямого уничтожения, тот вклад, который внесли этносы и этнические группы в культурное наследие Крыма, в совокупности составляет богатое и интересное культурное наследие. В настоящее время в Автономной Республике Крым действует более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена 70 этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру и активно популяризуют свое историко-культурное наследие. Это и коренные этносы Крыма (крымские татары, крымчаки, караимы, армяне, греки и крымские цыгане и пр.), и народы (этнические группы), массово появившиеся на полуострове более 200 лет назад, имеющие собственную историю и культуру, связанную с полуостровом. Традиционно-бытовая культура этих народов, населяющих Крым, неизбежно подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию, в ней появились региональные особенности, помимо того, что некоторые стороны материальной и духовной культуры этносов стали активно возрождаться с конца 80-х – начала 90-х гг. XX столетия. После 1945 года в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма. Примером взаимовлияния культур не только в материальной, но и духовной сфере может послужить самоназвание людей одной из ветвей в греческой линии – бузмаки, как следствие длительного совместного проживания нескольких этносов. Подобное смешение и напластование культур известно, например, в селе Алексеевка Белогорского района (бывшее село Сартана). После того как Крым в 1783 году вошел в состав Российской империи, он стал составной частью Таврической губернии с административным центром в Симферополе. Уникальный климат полуострова и традиционный уклад жизни его коренного населения создали благоприятные условия для развития рыболовства, сельского хозяйства и в частности виноделия. Позже, в XIX в.е стало складываться и промышленное производство. В основном это были предприятия обрабатывающей промышленности – суконные, табачные, кожевенные фабрики и заводы, предприятия по добыче соли и переработке рыбы. Севастополь стал центром крупного военного судостроения, а на частных верфях таких городов, как Ялта, Алушта, Феодосия делали суда для малого флота. В Керчи выплавляли металл, строились шоссейные и железные дороги. Началось научное изучение и промышленная разработка полезных ископаемых полуострова. Возникли новые города и села. Одной из главных забот Российского государства после присоединения Крыма к Таврической губернии стало образование. По мере заселения и развития этой области потребность в образованном населении становилась все острее. Поэтому помимо гимназий, обучение в которых было доступны не всем слоям населения Крыма из-за имущественных, этнических и религиозных причин, развивалась школьная система, состоящая из всевозможных школ, приютов, училищ. Дети также получали образование в религиозных школах при мечетях, церквях, монастырях, синагогах и молитвенных домах. Наряду с государственными, или казенными, учреждениями образования существовали частные и финансируемые из средств, направленных на благотворительность. Несомненно, что народы Крыма имеют высокие достижения в различных областях культуры (производство, наука, образование, литература, искусство, религия и пр.), создали ее обширную материальную и духовную базу. Об этом свидетельствует работа пяти профессиональных театров, Крымской государственной филармонии, различных музеев. Есть у крымчан свой симфонический оркестр, национальные ансамбли («Таврия», «Хайтарма», «Калинка»). На полуострове действуют собственная государственная киностудия, базирующаяся в Ялте, 633 клубных учреждения, 49 кинотеатров, реализуются многие культурно-просветительские программы («Великий шелковый путь», «Дни крымскотатарской культуры», проходившие в Киеве, «Дни А.П. Чехова» в Ялте, «Крымские зори», «Бархатный сезон Крыма»; научные чтения - «Пушкинские» в Бахчисарае, «Чеховские» в Ялте, «Волошинские» в Коктебеле; научные - «Культура Крыма на рубеже двух веков» и др.). Особое место в культурной жизни Крыма занимает Академический русский драматический театр им. Горького. Плодотворно работает Крымская писательская организация. Издается журнал «Брега Тавриды», в котором представлено творчество писателей различных национальностей. Крымская организация Союза художников насчитывает около 250 человек. Благодаря включенности Крыма в экономическое и культурное пространство российского государства эти территории получили достойное развитие в рамках мирового цивилизационного развития. Диалог культур народов Крыма – важный фактор его стабильного и поступательного развития общественной жизни.
|