Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православие в Крыму и Севастополе, его памятники






О.В. Козарезова, канд. ист. наук;

Фидченко О.В., канд. ист. наук, доцент кафедры культурологии

 

Для русских людей Крым является колыбелью Православия: здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит, равноапостольные Кирилл и Мефодий, здесь принял крещение равноапостольный князь Владимир.

Особое место в распространении христианства занимал Херсонес, бывший греческой колонией. Это место называют колыбелью христианства на Руси, согласно древнерусской летописи, здесь в 988 г. Приняли крещение св. князь Владимир с дружиной. В 1852 году на месте крещения Владимира был основан монастырь, а в 1861 году был заложен собор Св. Владимира.

Христианство появилось не на пустом месте, значительную роль в его формировании сыграл синкретизм, который был свойственен религии эллинов. Христианизация Херсонеса началась еще в I-II вв. н. э. и завершилась приблизительно к VIII в. В период расцвета Византии в Крыму было пять епархий: Боспорская, Херсонесская, Сугдейская, Готская, Фульская. В период иконоборчества в крым стекались христиане-иконопочитатели. Поэтому Крым сохранил много памятников христианского искусства.

Но судьба Крымского полуострова с принятием христианства складывалась непросто: около 1380 г. побережьем Крыма завладели генуэзцы, позже к Генуэзской республике была присоединена Готия. К 12 веку здесь образуются три епархии: Сугдейско-фулльская, Херсонесская, Готфейско-Кефайская.

К XV в. полуостров входит в состав Крымского ханства, находящегося в вассальной зависимости от Турции. С этого времени Крым становится центром работорговли. Постоянные набеги из Крыма на Русь усилились с 1507 года, когда крымчане напали на русские города Белев и Козельск. Последний набег был совершен в 1769 году во время войны, объявленной Турцией России.

Христиане испытывали сильное притеснение, однако вера их не угасала: несмотря на запрет ставить кресты, обновлять храмы, совершать богослужения, христиане собирались в домах, места для богослужений сооружали в скалах, в землянках, в пещерах, которые заменили роскошные храмы, построенные греками. Ханы часто собирали христиан со всех селений и заставляли их работать бесплатно. Но были и случаи когда простые люди, исповедуя ислам, тайно укрывали христиан, помогали их семьям.

Поле победы России в войне с Турцией и заключения Кючук-Кайнаджийского договора в 1774 году Крым получил независимость, а вскоре перешел под покровительство России. Окончательно Крым был присоединен к России манифестом Екатерины 8 (19) апреля 1783 года. С этого времени начинается строительство православных храмов и монастырей. Христианская жизнь возобновляется после долгого периода притеснений. Расцвет храмового строительства приходится на XIX век, огромную роль в укреплении христианского духа сыграла первая оборона Севастополя. Во время Крымской войны духовенство Крыма проявило невиданное мужество и героизм, совершая богослужения под обстрелом неприятеля, не прекращая окормлять свою пасту в самые тяжелые периоды. Такое же мужество православное духовнество и клир претерпело и во времена гонений на Церковь в начале XX века, а также во время Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствует сама история православных храмов, рассказанная нами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал