Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция общая характеристика научного. 1. Особенности научного текста.
ТЕКСТА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПИСЬМЕННОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ
План 1. Особенности научного текста. 2. Характеристика первичных и вторичных жанров научной речи. 3. Функциональные и структурно-языковые особенности пла-на. 4. Функциональные и структурно-языковые особенности конспекта. 5. Функциональные и структурно-языковые особенности ре-ферата.
1. Характеристика любого речевого произведения, в том числе и научного, соотносится с целью, адресатом и ситуациями общения. Известно, что научный текст, который составляет основу любого жанра, содержит некое знание, доказывает истинность. При этом и автор, и адресат отличаются подготовленностью к восприятию информации. Нетрудно догадаться, что основная функция текстов всех научных жанров – убедительное изложение научной информации. В отличие от речевых произведений других стилей, научному тексту свойственны глубина, продуманность высказывания, строгая логичность, точность и лаконичность при отборе языковых средств, недопустимость использования разговорной лексики, лексики с экспрессивной окраской. Его красота проявляется в изящной аргументации, простоте и точности формулировок. Как же создается научный текст? Конечно, любой текст, в том числе и научный, начинается с выбора темы, т.е. объекта рассмотрения (изучения), содержание которой затем будет раскрываться в определенном аспекте. Всякая научная тема включает: – подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта; – микротему, равную в тексте абзацу (отдельной строфе) и обеспечивающую смысловые связи частей текста. После определения темы формулируется его идея. Для этого нужно ответить на вопросы: Какова цель? Где можно взять материал? Кому он будет адресован? Затем следует отбор фактического и научного материала и выстраивается композиция текста с использованием известных вам конструктивных приемов (контраст, перечисление, конкретизация и пр.). Заметим, что в научном тексте все служит достижению конечной цели и прежде всего композиция. Это тип текста жесткого построения. Структурной единицей научного текста является строфа, т.е.некое сверхфразовое единство, представляющее собой относительно законченную мысль, микротему и содержащее определенные идеи, положения, аргументы. Как уже было сказано, абзац – красная строка, отступ в начале строки служит показателем перехода от одной мысли к другой. Абзацное членение научного текста нередко сочетается с нумерацией. Например, порядковые номера принято указывать словами: часть первая, а для параграфа используются арабские цифры. Напомним, что каждая строфа состоит из трех частей: зачина – главной фразы, средней части – комментария, аргументов и концовки-вывода. Основная идея строфы выражена в ключевых словах, которые содержатся в предложении-зачине или в предложении-концовке; обычно их не трудно выделить, чтобы определить суть строфы. Строфы группируются в более крупные смысловые части – фрагменты текста. Для связи между строфами фрагмента и отдельных фрагментов текста употребляются такие языковые средства, как предлоги, вводные слова, определенные речевые клише («автор рассматривает…», «необходимо отметить…», «это доказывает…»). В целом научный текст – это трехчастная структура (три достаточно самостоятельных фрагмента): вступление, основная часть и заключение. Различие этих частей проявляется не только в построении и внутренней организации, но и в объеме. Вступление и заключение никогда не должны быть равны основной части текста, они должны быть значительно меньше. Огромная роль в структуре текста отводится вступлению и заключению, поскольку именно там содержатся наиболее важные положения текста Вступление – это часть текста, которая часто представлена в виде: 1) постановки проблемы (Умение правильно говорить и мыслить – неотъемлемое качество образованного человека); 2) вопроса (Надо ли стремиться к славе?); 3) примера; 4) замечания о важности темы (Мир, прогресс, права человека – цели, неразрывно связанные с развитием цивилизации); 5) цитаты. Обычно в основной части отражается ход научного исследования, формулируются предмет и цель исследования, излагается история вопроса и ожидаемый результат. В основной части освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Основная часть более свободна по форме изложения. Что касается заключений, то длянаучного текста наиболее характерны следующие его виды: 1) выводы, в которые выносятся все положения, рассмотренные в работе; 2) заключение-повтор, которое представляет собой перефразированное вступление; 3) цитата. Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. По утверждению В.Г. Белинского, различие науки и искусства не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. И поэт и философ убеждают: только один логическими доводами, другой – картинами. Все известные способы изложения содержания характерны для научного текста. Так, научное описание имеет цель раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Например, описание в химии свойств различных веществ. Задача научного повествования – зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. е рамки. Научное повествование представляет собой краткое или временны развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию х рамках его протекания. отдельных стадий процесса во временны Повествование – это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями. Например: «Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг» (отрывок из пособия по экономической теории). Но самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цель рассуждения – проверка истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью доводов, истинность которых не подвергается сомнению. Посредством рассуждения передается процесс получения нового знания или сообщается само это знание как результат в форме логического вывода. В рассуждении принято выделять следующие структурные части: – вступление, где сообщаются предварительные сведения о предмете; – краткая формулировка тезиса – положение, которое необходимо доказать; – выделение частей сложного, если в этом есть необходимость; – изложение-аргументация, которое составляет основную часть; – заключение, где представлены выводы или результаты. Текст в ходе рассуждений строится как цепь умозаключений, основывающихся на доказательствах и опровержениях. Так, в рассказе А.П. Чехова«Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…». Необходимым компонентом рассуждений являются доказательства: дедуктивные (тезис + доказательства ) и индуктивные (доказательства + тезис). Доказательство близко рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Доказательства могут быть прямые и косвенные. Прямые встречаются в виде: 1) ссылки на общее суждение – истинность не подлежит сомнению; 2) примеры, частный случай, несущий элементы общего; 3) ссылки на авторитетный источник (чаще всего используется цитата); 4) умозаключения; 5) аналогии, сравнения: Человек создан для счастья, как птица для полета. Косвенные доказательства строятся от противного: истинность доказывается через опровержение. Любопытно, что еще в период античности существовали специальные упражнения на рассуждения, которое называлось хрия. В этом упражнении доказывалась истинность пословицы или изречения авторитетного лица. Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукция, индукция, а также аналогия и проблемное изложение. Остановимся на особенностях данных методов, которые влияют на композицию научного текста.
Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному (при слове «дедукция» вспоминаются слова Ш. Холмса: «Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только 1-е звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление»).
Метод дедукции состоит из 3 этапов: 1-й этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение); 2-й этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты, примеры, сравнения; 3-й этап – выводы и предложения. Этот метод часто применяется на семинарах в вузах. Логическая схема текста с использованием дедукции такова: тезис, гипотеза ® развитие тезиса, аргументация ® выводы.
Индукция (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, обобщению. Композиция принята следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе. Логическая схема текста с использованием индукции может быть представлена следующим образом: цель исследования ® накопление фактов, их анализ, обобщение ® выводы. Метод аналогии формулируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Он используется при построении текстов учебников, в ходе научно-исследова-тельской работы студентов. Может быть использовано проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности ряда проблем. В ходе этого метода исследуется каждая поставленная проблема и формулируются общие закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема, лектор предлагает пути ее решения или анализ. Таковы общие особенности научного стиля и его жанрового своеобразия, а также отличительные характеристики научного речевого произведения – текста.
2. Перейдем к х арактеристике жанров научной речи. Она также связана с определением авторства, поэтому многие признаки объясняются исходя из принадлежности к первичным или вторичным текстам. К первичным текстам относятся те, которые представляют собой оригинальные произведения. Им свойственна, прежде всего, определенная новизна, которая проявляется в новом осмыслении явления, процесса, событий, в новом подходе к изложению тех или иных положений. К вторичным текстам относятся те, которые создаются на основе оригинальных произведений. Их отличает высокая аналитичность, точность, последовательность в изложении информации, но не новизна.
|