![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалектическая концепция
Главный принцип: философия и наука взаимосвязаны. Философия есть теоретическое мировоззрение. Философия и наука рассматриваются как две качественно различные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне взаимосвязаны между собой и активно используют когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи науки и философии является: наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий; наличие слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Кроме того, выражением необходимости внутренней связи науки и философии является разработка такой “кентавровой” области знания как философия науки. Диалектичность этих связей связана с тем, что: между философией и наукой существует внутренняя, необходимая и существенная взаимосвязь; между философией и наукой существует диалектически противоречивое единство; между философией и наукой существует взаимодействие на принципах равенства. 19 персоналии Владимир Иванович Вернадский 1863 – 1945 русский естествоиспытатель и мыслитель, работавший на стыке естественных наук. Огромное значение придавал роли философии и методологии для исследований в области естественных наук. хрестоматия Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста
Философ, углубляясь в себя и связывая с этим своим систематическим размышлением картину реальности, в которую он захватывает и многие глубокие проявления личности, едва затронутые или совсем незатронутые наукой, вносит в нее своей методикой, поколениями выработанной, логическую углубленность, которая недоступна в общем для ученого. Ибо она требует предварительной подготовки и углубления, специализации, времени и сил, которые не может отдавать им ученый, так как его время целиком захвачено его специальной работой. Поскольку анализ основных научных понятий совершается философской работой, натуралист может и должен (конечно, относясь критически) им пользоваться для своих заключений. Ему некогда самому его добывать. Граница между философией и наукой - по объектам их исследования - исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания. Временами даже называют эти обобщающие научные представления философией науки. 20 словарь Ноосфе’ра целостная планетарная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного сосуществования общества с окружающей средой. В. Вернадский Цит.: Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. хрестоматия Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста Тесная связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания («философия науки») является фактом, с которым как таковым приходится считаться и который связан с тем, что и натуралист в своей научной работе часто выходит, не оговаривая или даже не осознавая этого, за пределы точных, научно установленных фактов и эмпирических обобщений. Очевидно, в науке, так построенной, только часть ее утверждений может считаться общеобязательной и непреложной. Но эта часть охватывает и проникает огромную область научного знания, так как к ней принадлежат научные факты - миллионы миллионов фактов. Количество их неуклонно растет, они приводятся в системы и классификации. Эти научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения.
21 оглавление ЛЕКЦИЯ: ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Лит.: Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1.
22 словарь Полифо’ния в философии учение об одновременном взаимодополняющем звучании неслиянных голосов и стереоскопическом видении, согласно которым различные составляющие и компоненты обретают смысл не обособленно друг от друга, но в диалектическом сопряжении, понимаемом как момент общего развития.
конспект философия и формы культуры Философия есть не-наука, т.к. ставит вопрос о мире как целом, а не исследует его частные аспекты. Философия есть не-теория: философия начинается там, где заканчиваются схематизм, логика определений, дедукция, философия укореняет фундаментальное сомнение в действительности извечного и всеобщего бытия, как оно представлено в теории. Философия есть не-религия, не-политика: философия есть свободомыслие её главные принципы – сомнение, скепсис и ирония (философ - человек, сомневающийся там, где сомневаться невозможно или запрещено); религия же и политика есть формы идеологии. Философия есть не-искусство, т.к. исследует не особенное (данную личность, эту судьбу, этот характер), но всеобщее. Философия есть не-этика, т.к. не ограничивается выработкой и обоснованием норм человеческой морали, а постигает мир в целом. Философское знание полифонично: не будучи ни искусством, ни наукой, ни религией, ни политикой, ни этикой как таковыми, философия всегда существует на гранях перечисленных форм духовной жизни. 23 оглавление ЛЕКЦИЯ: ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА: ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К НАУКЕ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАУКА
Лит.: Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002. Цанн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2000. 24 словарь Наука это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины, обобщениие и систематизацию фактов, открытие объективных законов и выработку методов познания, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
конспект философия есть наука Существует три точки зрения на соотношение философии и науки. Первая исходит из утверждения, что философия – это система научных знаний. Этот взгляд берет свое начало от Аристотеля и рассматривает философию как “науку о всеобщих законах развития”. Аргументы, приводимые в защиту этой концепции, следующие: философия имеет единые с наукой принципы освоения действительности; важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность; философия как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание и в силу этого не может не быть наукой; философия выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическую, мировоззренческую, воспитательную; философия, как и любая научная система знаний, имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой кАтегориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек); если допустить, что философия не является наукой, то тогда в статусе научных знаний следует отказать всему обществознанию (истории, этике, социологии). 25 оглавление ЛЕКЦИЯ: ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА: ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К НАУКЕ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НЕ-НАУКА
Лит.: Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002. Цанн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2000. 26 экскурс Позиции, что философия – это не наука, а мировоззрение, модернизированный миф, придерживались представители логического позитивизма. С точки зрения М. Шлика и Р. Карнапа, философия не является наукой потому, что никогда не имела своего предмета. Ее история – это история погони за миражами, попыток разрешать псевдопроблемы.
конспект философия есть не-наука Если философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой; наличие у философии своего категориального аппарата и устойчивых связей (законов) еще не свидетельствует о научности системы знаний (свои категории имеют и алхимия, уфология и магия). То, что философия не является наукой, подтверждают следующие аргументы. Выводы философии всегда гипотетичны, а в науке должны быть точность, определенность и однозначность. Философия субъективна по определению – в ней сколько философов, столько и философий. Философские знания всегда содержат в себе оценку, которая не может быть объективной, следовательно, и сами знания становятся субъективными. Полученные философией данные нельзя подтвердить опытом (верифицировать), равно как невозможно их и опровергнуть (фальсифицировать) в силу их неконкретности, абстрактности. Философия оперирует ненаучным языком, категории философии неопределенны, многозначны, разные философы в одно и то же понятие вкладывают различный смысл. Философия не является наукой в силу того, что в ее предмет входит культура. 27 оглавление ЛЕКЦИЯ: ФИЛОСОФИЯ и НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
ТЕМА: ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К НАУКЕ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Лит.: Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002. Цанн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2000. 28 словарь С т.зр. современного понимания сущности философии можно утверждать, что философия – это теоретическое (опирающееся на научное знание) мировоззрение. Другими словами, философия как теория мировоззрения является обоснованием центрального мировоззренческого отношения “человек-мир” и по отношению к практическому мировоззрению выполняет критическую функцию. Цанн-Кай-Си Ф.В. конспект философия есть теоретическое мировоззрение Философия и наука как две самостоятельные системы знаний взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга, неразрывно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. Поэтому их противопоставление условно. В русле современных подходов, философия определяется как научное мировоззрение, т.е. с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего уровня, а с другой – это мировоззрение, основывающееся на научном знании. Философские знания всегда интенциональны (нацелены на что-либо) и всю силу своих познавательно-эвристических возможностей направляют на вооружение человека знанием всеобщего, на определение жизненно важных для человека феноменов. При этом философия интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь тем самым рационально-эмоциональным мировоззрением. Сегодня философия не претендует на то, чтобы быть “царицей наук”, но в то же время она является предельно широким знанием и в этом качестве способна вооружить другие науки исходными принципами, наиболее общими методами познания и преобразования действительности. 29 оглавление ЛЕКЦИЯ: СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТЕМА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: КОГНИТИВИЗМ
Лит.: Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
30 словарь Когнитиви’зм (от лат. cognitio — знание, познание) — совокупность разнородных концепций, объединенных не всегда явно выраженным убеждением, что все явления физического и психического миров суть явления познавательные и могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации. конспект гносеологические концепции: когнитивизм Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии касается проблем познаваемости/непознаваемости мира: может ли объективная реальность быть данной сознании человека и каким образом (оппозиция когнитивизма и агностицизма); что первично в процессе познания: разум или чувства (оппозиция рационализма и эмпиризма). В классический период развития науки большинство ученых и философов утвердительно решали вопрос о познаваемости мира. Такой подход условно называют когнитивизмом. В основе когнитивизма, с одной стороны, установка на неопровержимость и самозамкнутость системы знания, постулирование зеркального соответствия знания действительности, трактовка развития знания как линейного количественного его расширения за счет усвоения новых истин. С другой – установка на способность расшифровывать и интерпретировать сведения об окружающем мире, домысливать и достраивать в сознании те сведения о мире, которые в данный момент не доступны непосредственному восприятию, способность индивидов производить практическое знание о мире и дискурсивное знание об устройстве мира и общества. 31 словарь Гносеоло’гия (от греч. gnosis -познание и logos - учение) - учение о познании, возможности и условиях получения истинного знания. По Н. Гартману, метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. хрестоматия [фрагменты] когнитивизм Бог – чеканщик монеты, человек – меняла, определяющий ее ценность. Бог может все создать, а человек все познать, ибо потенциально заключает в себе все [Николай Кузанский]. Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое. И нет пределов его способностям [Ф. Бэкон]. Удивительно не то, что Вселенная бесконечна, а то, что человек способен раскрыть все ее тайны [Б. Паскаль]. Если человек – медиум, в котором познает себя Мировой Разум, то нет никаких границ тому, что человек может познать. По идее, человек может знать все [Г. Гегель]. Пределы науки похожи на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем дальше они отодвигаются [Буаст]. Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму [А. Эйнштейн].
32 оглавление ЛЕКЦИЯ: СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТЕМА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: КОГНИТИВИЗМ
Лит.: Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.
33 экскурс Парадокс неопределенности (основанный на принципе неопределенности Гейзенберга) гласит: информация (знание) не устраняет, а накапливает неопределенность; чем больше информации накапливается человечеством, тем меньше становится сумма знаний в сравнении с тем, что ему не известно (и непонятно).
конспект гносеологические концепции: агностицизм Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории науки наиболее известными агностиками были Д. Юм и И. Кант, согласно которому предметы хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые “вещи-в-себе”. Агностицизм не отвергает сам факт существования познания. Речь идет не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Элементы агностицизма можно обнаружить в самых разных философских системах. Агностицизм распадается на релятивизм и скептицизм. Релятивизм смог уловить реальные трудности процесса познания, неразрешимые до сих пор: субъективизм познания и невозможность полностью постичь вечно изменяющее бытие. Согласно релятивизму, наше знание неполно и относительно. Скептицизм отрицает саму возможность познания мира, поскольку наше знание о мире не может быть достоверным. Такой подход характеризует скептицизм как “паралич истины”. 34 словарь Релятиви’зм (от лат. relativus относительный) - гносеологическая позиция, настаивающая на том, что любое наше знание о мире неполно и относительно.
Скептици’зм (от греч. skeptikos рассматривающий) - гносеологическая позиция, настаивающая на том, что невозможно иметь никакого достоверного знания о мире. хрестоматия [фрагменты] релятивизм и скептицизм Бесконечное по самой природе не может быть постигнуто тем, что конечно, т.е. человеком [Дж. Беркли]. Мы находимся в мире, как кошки и собаки в наших библиотеках: они видят книги, не чуя в этом никакого смысла [У. Джеймс]. Мозг – наша машина для восприятияреального мира – представляет собой сеть нейронов, принимающих всего два состояния. Наверняка можно было бы сказать, что операции такой машины неизбежно приводят к дихотомизации результатов. Если это так, то возникает еще одна проблема. Эта проблема заключается в следующем: является ли реальный мир таким, каким мы его воспринимаем, в силу того, что на мозг наложены ограничения, обусловленные его принципиально двоичной структурой, или же такое построение мозга, наоборот, объясняется тем, что он наилучшим образом приспособлен к постижению принципиально двоичной структуры реальности? [С. Бир] Все истины ложны. Диалектичность развития состоит именно в том, что сегодняшние истины становятся завтрашними ошибками, последней инстанции нет [Е. Замятин]. 35 словарь Детермини’зм (от лат. determino — определяю) - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
конспект гносеологические концепции: агностицизм Основу детерменизма составляет положение о существовании причинности, т е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Еще в трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение о том, что при изучении природы надо искать действующие причины и что “истинное знание есть знание посредством причин” (Ф. Бэкон). Детерминизм позволяет отграничить необходимые связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные повторяемости и коррелятивные зависимости. Познавательный процесс, идущий от следствий к причинам, от случайного к необходимому и существенному, имеет целью раскрытие законов, детерминирующих явления, а потому познание закона объясняет явления и изменения. Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. 36 оглавление ЛЕКЦИЯ: СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТЕМА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ: КОГНИТИВИЗМ
Лит.: Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001. 37 словарь
|