![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научное
процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные. конспект изменение научных программ
В рамках исследовательских программ происходит открытие новых методов, которые приводят и к смене проблем, и к смене стандартов научной работы, и к появлению новых областей знания (например, появление микроскопа в биологии или и радиотелескопа в астрономии). При этом речь идет не только о методах наблюдения или эксперимента, но обо всем арсенале методических средств вообще. Не меньшее значение, например, могут иметь методы обработки и систематизации эмпирических данных. Выделение границ изучаемой области или, иными словами, задание объекта исследования в рамках коллекторских программ - существенный наукообразующий параметр. Возникновение новых дисциплин часто связано именно с обнаружением каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности. Это тоже своеобразные научные революции. Далее в ход идет весь арсенал уже имеющихся средств, методов, теоретических представлений, исследовательских программ. Примерами открытий новых миров могут служить географические открытия, открытия в области микро- или макро-миров, открытие “прошлого” человечества и т.д. 89 оглавление ЛЕКЦИЯ: ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ НОВАЦИИ
ТЕМА: ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ НОВАЦИИ
Лит.: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
90 экскурс
Противопоставляя незнание и неведение, В.С. Степин уточняет разницу между часто используемыми понятиями " открытие" и " выяснение" (" обнаружение").
конспект преднамеренные новации
Т. Кун условно разделял новации на два класса: новации преднамеренные и непреднамеренные. Первые возникают как результат целенаправленных акций, вторые - только побочным образом. Первые, согласно Куну, происходят в рамках парадигмы, вторые - ведут к ее изменению. Предложенное деление В.С. Степин уточняет, противопоставляя друг другу незнание и неведение. Незнание может быть выражено в виде вопроса, касающегося конкретного объекта или его характеристик. Таким образом, незнание эквивалентно утверждению типа: " Я не знаю того-то" (можно поставить вполне конкретный вопрос или сформулировать задачу выяснения того, чего именно мы не знаем). Ставя вопрос, фиксирующий незнание, мы хорошо представляем, что именно нам надо искать, что исследовать, и это позволяет, в принципе, найти соответствующий метод, т.е. построить исследовательскую программу (незнание - элемент коллекторской программы науки). Незнание представляет собой область целеполагания, планирования познавательной деятельности и, как правило, расположено в рамках существующей традиции [парадигмы]. 91 оглавление ЛЕКЦИЯ: ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ НОВАЦИИ
ТЕМА: НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ НОВАЦИИ
Лит.: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
92 экскурс
Специфической особенностью открытий является то, что они случайны и на них нельзя выйти путем постановки соответствующих деловых вопросов, ибо существующий уровень развития культуры не дает для этого оснований.
конспект непреднамеренные новации
Говоря о незнании, мы имеем в виду не границы эрудиции отдельного человека, а границы познания, заданные определенным уровнем развития науки. На этом уровне мы способны сформулировать некоторое множество вопросов, задач, проблем, что и образует сферу незнания. Все, что в принципе не может быть выражено подобным образом, для нас просто не существует как нечто определенное. Это сфера неведения. В отличие от незнания неведение не может быть выражено в виде конкретного вопроса об объекте или его характеристиках и является эквивалентным тавтологическим утверждениям типа “я не знаю того, чего не знаю”. В случае поиска неизвестного нет и не может быть какого-либо определенного метода, так как нет никаких оснований для его спецификации. Неведение не предполагает целенаправленного поиска неведомых явлений и, хотя ведет к изменению существующей традиции [парадигмы], все открытия такого поиска – случайны. Задачи или вопросы, направленные на фиксацию неведения, являются праздными, а значит не детерминируют никакой научной программы, не задают никакой конкретной исследовательской деятельности. 93 оглавление ЛЕКЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ТЕМА: КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА: ТРАКТОВКА СОБСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СФЕРЫ
Лит.: История философии: Энциклопедия. Мн., 2001. 94 словарь
|