Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок самой Литургии
После окончания обычного цикла суточных служб, которые относятся еще к предыдущему дню (Утреня, часы, Изобразительные) с возгласа - «Благословенно Царство» начинается служба. Начинается обычная Вечерня, т.е. - 103 псалом, священник читает светильничные молитвы, но не все 7, а только 4 (другие 3 будут прочитаны несколько позже); - Мирная ектинья; - Кафизмы (на всех седмицах ВП, кроме 5-ой – это 18-я кафизма, на 5-ой – порядок чтения кафизм меняется и нужно смотреть специально какая кафизма будет читаться на службе. Например, в четверг 5-ой седмицы должна читаться 11-я кафизма. В некоторых случаях, когда на 5-ой седмице попадает Благовещение, вообще чтения кафизм может не быть на ЛПД. Кафизма делится на 3 Славы. После каждой Славы произносится Малая ектинья. Это напоминает нам воскресную Всенощную. Только на ней бывает не одна ектинья, а три на вечерней кафизме. Во время этой ектиньи священник прочитывает одну из трех светильничных молитв, так что получается 4 с начала службы и три во время этих Малых ектиний. Получаются как раз все семь. В русской практике во время кафизм принято устраивать обряд перенесения Преждеосвященного Агнца на Жертвенник.(в Уставе нигде не указан)…Во время третьей Славы, когда священник переносит Агнец на жертвенник все в Церкви препадают на колени (обычай в некоторых храмах, в Уставе не отмечен); - Господи воззвах (как на обычной Вечерне). В это время - дьконское каждение (как обычно). Но поется не 6 стихир, а 10, что нам напоминает воскресную службу. Мы видим 2 элемента воскресной службы: 3 ектиньи на кафизме и 10 стихир. Это должно нам указать на торжественность Преждеосвященной Литургии. Какие стихиры? Теперь вопрос. Священник заболел, Преждеосвященная Литургия отменяется. Как совершается Вечерня в среду и пятницу? Как поются стихиры на Господи воззвах? Тогда самогласен переносим на стиховну (???)… И наоборот, мы решили (не в среду и не в пятницу) в какой-нибудь день совершить Преждеосвященную (настоятель благословил, например, в понедельник 3-ей седмицы поста). Сначала откроем стиховну и оттуда споем самогласен, затем уже будем петь … Для удобства они печатаются не в таком порядке, как мы здесь пишем, а все сразу перенесено. - совершается вход (праздничная особенность) аналог Малого входа полной Литургии (если архиерейская Преждеосвященная, то как архиерей входит в алтарь на Малом входе, также и на архиерейской он входит в алтарь на Свете тихий – аналогично полной Литургии) - затем читаются чтения: прокимен, чтение Бытия, второй прокимен; - открываются Царские врата, священник с кадилом и свечой (по идее 3 свечи раньше всегда было или тройная свеча) возглашает: «свет Христов просвещает всех». Сначала он изображает крест лицом к Востоку и говорит: «Премудрость прости», затем лицом на Запад изображает крест и говорит: «свет Христов просвещает всех».С чем связан такой возглас? Во время ВП совершалась подготовка крещаемых. Днем принятия Крещения в Византии была Великая суббота, а также Лазарева суббота (когда много было крещаемых). Соответственно ВП был временем подготовки крещаемых ко крещению. Ради этого читаются каждый день библейские чтения, чтобы их как-то просветить, с середины поста прибавляется ектиния о готовящихся к Просвещению. Ради крещаемых и такой возглас: «свет Христов просвещает всех». Почему именно такой? Потому что у отцов-каппадокийцев, в византийско-богословской традиции нормальным термином для подготовки к Таинству Крещения и Миропомазания служит термин «просвещение». Просвещение – синоним термина Крещение и Миропомазание; - Царские врата закрываются и читается вторая паремия из книги Притчей; - Начинается собственно Литургия Преждеосвященных, до этого момента была обычная вечерня: псалом, ектиния, кафизма, Господи воззвах, Свете тихий, паремии, а затем начинается Преждеосвященная Литургия. Она начинается с Великого прокимна. Великий прокимен: «Да исправится молитва моя», взятый из псалма 140. Устав предписывает петь Великий прокимен достаточно сложным образом: поет по Уставу чтец (певец – один человек) посредине храма, а повторяют два клироса по очереди – правый и левый. В то время, когда поет правый клирос, на коленях стоит левый. Когда левый клирос поет, на коленях стоит правый. А при последнем пении прокимна на коленях стоят все. Когда клирос один, соблюсти этот Устав в точности невозможно. Поет все время один и тот же клирос. Поэтому все делают по-разному: кто-то все время стоит на коленях, кто-то вообще не стоит. Священник в это время совершает каждение Престола. Можно еще отметить, что у нас во многих храмах поет не хорист, а трио. Так и песнопение называется – трио. Непонятно почему. Еще можно отметить напоследок, что в некоторых храмах принято петь прокимен так: один хор на одну мелодию, а другой -–на другую, зачем так – непонятно. - затем совершаются три земных поклона молча по Уставу. На практике, чтобы народ понял, что надо делать земные поклоны, говорится молитва Ефрема Сирина, хотя ее нет по Уставу; - затем если мы совершаем не просто Преждеосвященную Литургию, а ПЛ на полиелейного святого или на Страстной седмице, читается Новый Завет (Апостол и Евангелие или только Евангелие). На Преждеосвященной Литургии в обычные дни в среду и пятницу Евангелие не читается и сразу после поклонов - провозглашается Сугубая ектинья «Рцем вси…»; - как на полной Литургии ектиния об оглашаемых; - ектиния о просвещаемых (смотрим в Служебник) начинается со среды 4-ой седмицы поста, с середины поста (преполовение поста – Крестопоклонная среда). Почему именно с этой среды начинается ектиния о просвещаемых? Потому именно с Крестопоклонного воскресения, в прошлый раз выяснили, начинался период усиленной подготовки оглашаемых. Они разделялись на две группы: просто оглашаемые и просвещаемые, т.е. те, которые крестятся уже скоро, в этом году, а оглашаемые еще не известно когда будут креститься. Дьякон здесь говорит: «Елицы оглашенние изыдите, оглашенние изыдите, елицы ко просвещению изыдите, помолитеся иже ко просвещению». Возникает закономерный вопрос – как могут молиться «иже ко просвящению», если их призывают «изойти? По гречески вместо слов «изыдите стоит глагол «…», что означает «подойдите ближе». Здесь перепутали когда-то греческие слова «изыдите» и «приступите». Одна буква разница. И редакторы нашего Служебника об этом прекрасно знали – стоят звездочки, смотрите в тексте. Кто-то хотел поставить примечание, но почему-то не поставили. Здесь должно стоять, что на самом деле «приступите». Правильный текст таков6 «елицы ко просвещению приступите, помолитеся иже ко просвещению». Так и надо читать. А уже в конце ектинии дьякон говорит: «елицы ко просвещению изыдите», т.к. после молитвы они уходят (в конце ектиньи, а уж никак не в начале); - две ектинии верных; - Великий вход. Когда-то он совершался как на полной литургии: дьякон несет Дискос, священник несет Чашу. Но в этой главе Изъявления говорится, как же так, почему дьякон несет освященный уже Хлеб (Тело Христово), а священник, более важное лицо, несет неосвященную Чашу, которая и освящаться-то не будет? В связи с этим недоумением возникла практика, что священник несет и то, и другое. А дьякон, который остается без какого-либо предмета, совершает каждения. Во время перенесения Святого Агнца на Престол все по Уставу в храме должны упасть ниц. Во время этого поется «Ныне Силы небесные…» – специальная Херувимская песня для Преждеосвященной Литургии. Пение прерывается перед словами «верою и любовью», как раз в это время проходит духовенство, и все в том числе и певчие, падают ниц. После того как священник войдет в алтарь, певчие встают и допевают вторую половину гимна; - Три земных поклона как после Великого прокимна «да исправится»; - Ектиния просительная. На первый взгляд она соответствует ектинье на полной Литургии, ектинье после Великого входа перед анафорой, но анафоры, самого главного, на Преждеосвященной Литургии как раз нет, поэтому эта ектинья соответствует сразу двум: ектинье перед анафорой и ектинье после анафоры. При этом на полной Литургии первая ектинья совершается за закрытой завесой Царских врат, а вторая – за открытой завесой. И отсюда русская практика во время ектиньи на Преждеосвященной Литургии совершать ектинью закрывать завесу до середины, как бы пол такой ектиньи, пол такой. На Афоне закрывают просто завесу; - Отче наш (анафора пропущена); - Священник говорит: «Преждеосвященная Святая святым», при этом Агнец не возносится в воздух, к Нему лишь прикасаются рукой, потому что Агнец уже возвышался в воскресенье за полной Литургией; - Затем раздробляется Агнец с обычными словами: «раздробляется и разделяется Агнец Божий; - Частицы Агнца влагаются в Потир. На полной Литургии при этом произносятся специальные слова, на Преждеосвященной Литургии это Изъявление предписывает говорить только «Господу помолимся, Господи помилуй», потому что у нас принято считать, что Чаша не освящается. Греки в это время говорят обычные слова. Затем в Чашу вливается теплота. Греки говорят обычные слова: «Теплота веры исполни Духа Святаго», а наш Служебник говорит, что только произносится «Господи помилуй, «Господу помолимся, Господи помилуй»; - Причащение. Греческий служебник говорит, что причащение по обычному чину – сначала вкушают от Тела Христова, затем отпивают от Чаши, наш Служебник говорит, что причащение не так совершается, а именно: если служит иерей с дьяконом, то иерей вкушает Агнца, затем молча пьет из Чаши, а дьякон только вкушает Агнца, потому что он будет потреблять Святые Дары, чтобы не выпить вина перед потреблением Святых Даров, а если священник служит один, он только вкушает Агнца, а из Чаши не пьет. Вот такая русская традиция, отраженная в Изъявлении (она появилась только, благодаря этому Изъявлению). Греки совершают причащение по обычному чину; - Причащение миря, здесь есть некоторая неясность, а именно: до революции не было принято причащаться на Преждеосвященной Литургии вовсе. Считалось, что только больные могут причащаться на Преждеосвященной Литургии. Непонятно на каком основании. До сих пор в некоторых церквах не причащают на Преждеосвященной, или причащают неохотно. Традиция ни на чем не основана. В связи с этим в Служебниках дореволюционного издания пишут так: «со страхом Божиим и верою приступите», а хор поет: «Благословлю Господа на всякое время…». И затем священник говорит «и ныне и присно…» (произносятся уже после причащения на полной Литургии), никакого причащения нет. Непонятно куда причащение вставить. У нас сейчас единое песнопение разбито на две части. Сначала хор поет: «Благословлю Господа.. моих.», затем причащение бывает, затем «Хлеб небесный, Чашу жизни…». Получается немножко нелогично, что уже после причащения звучит призыв «вкусите и видите», как можно призвать, когда уже все причастились, кто собирался. Это непонятно. Правильнее, наверное, его два раза повторить. - «да исполнятся уста наша…», как обычно (тропарь патриарха Сергия, который, кстати, был монофелитом и анафематствован IV Вселенским собором); - ектиния благодарственная “прости приимши…»; - заамвонная молитва «Владыко, Вседержителю»; - окончание: хор поет «Буди имя Господне», 33 псалом. На полной Литургии хор поет это сразу, греки поют на полной Литургии всегда «Буди имя Господне», слава и ныне, 33 псалом, а на Преждеосвященной Литургии непонятно посему у нас слава и ныне есть, как у греков на полной Литургии; - отпуст. Какие священнические молитвы есть на Преждеосвященной Литургии: - светильничные молитвы (обычные молитвы вечерние); - молитва входа (обычная вечерняя); - молитва во время Сугубой ектеньи (тоже обычная из полной Литургии Иоанна Златоустого); начиная с молитвы об оглашенных начинаются - молитва об оглашенных; - молитва о просвещаемых; - первая и вторая молитвы верных; - молитва после Великого входа и после Отче наш; молитва перед возгласом «Святая святым» – из обычной Литургии Иоанна Златоустого - благодарственная после святого причащения; - заамвонная молитва; - молитва конечная, во время которой потребляются Святые Дары. Эти 8 особенных молитв прочитайте дома.
25 марта. Лекция № 15.
Богослужение будних дней Великого поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня. Начнем с утрени, как наиболее яркой, может быть, службы. Богослужение правится по 49 главе Типикона, которая нам уже знакома по темам Богослужения предварительных дней перед Великим Постом. Напомню вам, каков на каждый день Постной Триоди содержится набор песнопений и чтений. Набор текстов в той или иной богослужебной книге принято называть словом формуляр. Формуляр Постной Триоди на будний день. Мы его уже записывали на прошлой лекции. Вечерня: - 3 подобны стихиры на Господи, воззвах - Прокимен - Чтение Бытия - Прокимен - Чтение Притчей - Самогласен на стиховне - дважды - Мученичен - Богородичен Утреня: - Седален по 2, 3 кафизме: по 1-ой - седальны мученичен, по 2, 3 - седальны - 2 трипеснца, объединены в один - Самогласен 6 час: - Тропарь пророчества - Прокимен - Чтение - Прокимен. Вот формуляр Постной Триоди на каждый будний день недели. Эти песнопения объединены с песнопениями Минеи и текстами часослова. Вот из каких текстов состоит все богослужение в Великий Пост. Октоих на службе остается только в виде трех небольших песнопений, а они настолько небольшие, что редакторы богослужебных книг предпочли их включить в состав Триоди для удобства. Поэтому в Триоди есть еще 2 Приложения: Приложения Триоди. Один - троичен и светилен, и два седален по первой кафизме из октоиха. Это я вам напомнил то, что вы уже знаете. Теперь перейдем к теме Утреня в будние дни Великого Поста. Откройте схему или будничной утрени или есть такая сравнительная таблица в учебнике “Сопоставление великопостной и будничной утрени”. Зачем нужна схема. Программа наша требует знания будничной утрени наизусть. Вы должны были выучить это еще в прошлом семестре. Разберем теперь порядок великопостной утрени, основываясь на том, что порядок будничной утрени вам уже хорошо знаком и никаких вопросов касательно этой темы у вас нет. На самом деле великопостная утреня имеет практически такой же порядок, как и будничная, но есть небольшие отличия. Если говорить вообще в целом о богослужении Великого Поста, то отличия эти такие (не только относящиеся к утрени) а вообще все службы суточного круга, совершаемые Великим Постом: - во-первых, резко уменьшился объем гимнографии Октоиха, мы видим это из Минеи: поется по минимуму гимнография: стихиры на “Господи, воззвах” и еще канон и песнопения в каноне, в 2 раза увеличился объем псалтири, прочитываемой за службу - псалтирь прочитывается Великим Постом 2 раза за седмицу. Каждая из служб суточного круга заканчивается молитвой Ефрема Сирина, сопровождаемой земными поклонами. При этом на всех службах суточного круга молитва Ефрема Сирина читается с 16 поклонами: 3 земных, 13 поясных, 1 земной. Вам должно быть известно, что образ поклонов послужил одной из причин первоначального раскола. Свою реформу богослужебную патриарх Никон начал с того, что разослал по московским церквам как-то в начале Великого Поста память, т.к. краткую памятку о том, что нужно кланяться не 17 раз земно, а 16 и из них земных - только 4 поклона, как кланяемся сейчас мы. Старообрядцы делают 17 земных поклонов. А если совершать все совсем строго - все поясные поклоны заменяются земными Великим Постом, так что в сумме за 1 день человек, если он все службы посетит, должен сделать 300 земных поклонов, не считая поклонов на полунощнице. Об этом сказано в 49 главе Типикона. 300 земных поклонов - это была когда-то норма для монаха, древняя монашеская норма, монах должен был делать по древним уставам в день 300 земных поклонов, и они так распределены по сумме Великим Постом, чтобы он мог их сделать в течение дня во время службы. Понятно, что для приходов это необязательно совершенно и неактуально. Это монашеская норма. Затем у нас служба имеет особое постовое окончание, в связи с наличием поклонов и окончания особые - постовые, а та служба, после которой следует отпуст, в нормальном случае - это первый час, возможно - 6 час - необязательно, если есть преждеосвященная - то изобразительны, а если нет - то вечерня и также повечерие, так вот эти службы, после которых есть отпуст, - если настоятель решит по-иному службы сгруппировать, то та служба, которая служится последней, например, настоятель служит службу - вдруг его вызвали причащать, он может окончить на 3-ем часе - на той службе, на которой будет отпуст. В конце этой службы еще читается конечное Трисвятое. Трисвятое, Пресвятая Троице по Отче наш, 13 раз Господи помилуй Поклоны, Трисвятое и заключительные молитвы и отпуст. Вот общие особенности великопостных богослужений. Теперь взглянем на порядок утрени. По окончании полунощницы, которая на приходах чаще всего не служится, священник делает возглас: “Благословен Бог наш” и читается Трисвятое по Отче наш, Господи, помилуй - 12 раз, не взирая на то, что полунощница уже была. Это не обычное начало, а специальное: - Трисвятое - Благословен Бог наш - Трисвятое по Отче наш, Господи помилуй 12 раз - Приидите, поклонимся трижды - Двупсалмие. Двупсалмие такое же, как и всегда - Слава Святей - Шестопсалмие, как обычно - Мирная ектения. Мы видим, что порядок такой же, как у будничной утрени. - Аллилуйя. После мирной ектении на будничной утрени поется Бог Господь. Есть два вида служб: с Бог Господь и с Аллилуйя- постовая. Вот как раз Великим Постом пример службы с Аллилуйя. Аллилуйя поется по уставу на текущий глас октоиха. В синодальных нотных изданиях, официально одобренных и утвержденных Святейшим Синодом до революции, поэтому общеобязательно до сих пор, Аллилуйа - распето на прокимновые гласы, на напев прокимна, соответственно не на постовой так называемы напев, а на гласовый напев. - Троичен. Соответствует тропарю на Бог Господь будничной утрени. Троичен поется по гласу. Типикон: “Троичный глас, разделяющий на лики, т.е. 2 хора по очереди, со умилением велегласно и косно пением, т.е. медленно, громко и мелодично. Как устроены троичны? Троичных тут 3 - небольших тропаря - в каждом гласе по 3 тропаря (24 тропаря). 3 из этих троичных вам могут быть знакомы. Например: “Восставше от сна, припадаем Ти, Блаже и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне, Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас”. Это Богородичен Троичен 1 гласа. Итак, 3 троичных в каждом гласе. Перед 2 и 3 поются. ... Каждый троичен оканчивается словами “Свят, Свят, Свят еси Боже” и некоторая прибавка. Каждый троичен оканчивается Трисвятой песнью ангельской, воспетой, согласно видению пророка Исайи. 6 глава книги Пророка Исайи. В конце 3-го троичного слова “Богородицею помилуй нас” всегда бывают Следовательно, может быть, известный вам Троичен “От одра и сна воздвигл мя еси, Господи” - это такой же Богородичен троичен, но уже второго гласа. Предпоследний троичен оканчивается обращением, призыванием молитв Всех Святых: “Молитвами Святых Своих, помилуй нас”. А окончание первого троична зависит от дня седмицы. В воскресенье троичны не поются - не поется служба с Аллилуйа, в субботу поется не троичен, а специальный заупокойный тропарь. В Понедельник Предстательство бесплотных сил, во Вторник - Предтече, в среду и пятницу - Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи, в Четверг - Молитвами Святых Апостолов, святителю Николае помилуй нас - по дням недели. Вот и вся наука. Т.е. составляя службу, вам нужно вспомнить - какой день недели - и выбрать правильное окончание у первого троична. У второго и третьего троична окончания уже на ряду напечатаны. В приходской практике часто троичны читаются и поются лишь эти концы - “Свят, Свят, свят”. С чем это связано? В старой русской традиции, когда службы не сокращаются, принято было все тропари читать на Бог Господь также, петь только концы. Соответственно, и троичны читали, пели только конец. Но сейчас у нас, вам должно быть это известно, тропари на Бог Господь поются полностью. С какой же тогда стати троичны не поются полностью? На этот вопрос я ответить уже не могу. В любом случае, поем ли мы их полностью или только концы, петь их нужно по Типикону косно, велегласно и на текущий глас, а не на постовой напев. Вслед за этим начать стихословие кафизм. Кафизм на постовой утрене бывает 3 ектении по кафизмам нет, как по будничным службам. После 1 кафизмы мы поем седален октоиха - вот они в Приложении напечатаны, 2 и 3 кафизмы - седален Триоди - Рядовая кафизма 3 после 2-й кафизмы - седален Октоиха после 2 и 3 кафизмы - седален Триоди - 50 псалом - Спаси, Боже, люди Твоя молитва - Канон. На будничной службе после 50 псалма - сразу канон, а не постовой службе добавляется молитва “Спаси, Боже, люди Твоя”, которая в обычное время года есть на полиелейной службе. Присутствием этой молитвы подчеркивается торжественный характер великопостного богослужения. Это велегласное, косное пение троичных, присутствие этой праздничной молитвы наводит на мысль о том, что великопостное богослужение обладает особой торжественностью. После этой молитвы, Господи помилуй - 12 раз. - Милостию и щедротами и начинается канон. Канон постовой утрени: На постовой утрени канон стихословится с библейскими стихами. Стихами песней тех или иных героев Священного Писания, воспетыми в важнейшие моменты. Присутсвие тех или иных песен за богослужением вовсе не является особенностью великопостной службы. По уставу канон поется с библейскими песнями во весь год. Мы об этом уже говорили. Но на практике на приходах чаще всего только великим постом мы их слышим. Поэтому некоторые полагают, что это особенность великопостной службы, хотя это не так, библейские песни мы находим в Ирмологии и находим мы там - 3 редакции этих песен. Откуда берутся сами песни? 1 песнь - из книги Исхода 2 - из Второзакония 3 - из книг Царств, песнь Анны 4 - песнь пророка Аввакума 5 - Исайи 6 - Ионы 7, 8, - трех отроков в книге пророка Даниила 9 - из Евангелия от Луки песнь Богородицы и Захарии. Откуда же тогда могут взяться 3 различных редакции, если Священное Писание одно и то же. Самая правильная редакция - Великопостная. Великопостные редакции подключены в том точно виде, в каком они встречаются в Библии. Редакция без сокращения. Начинается словами “Поем Господеви” - 1-ая песнь. Будничная не постовая редакция - это уже сокращенная редакция. песни уже сокращены по сравнению с настоящим библейским текстом. Начинается 1-ая песнь словами: “Господеви поем”, чтоб отличать ее от полной редакции. Ну и, наконец, праздничная версия песни - самая краткая, еще более сокращенная. Начинается 1-ая песнь опять словами: “Поем Господеви”, т.е. иными словами, песни могут быть великопостные, “Господеви поем”, и “Поем Господеви”, т.е. будничные и праздничные. Как вы думаете, какая из редакций употербляется в Великопостном богослужении? Правильным ответом будет великопостная редакция. Канон поется с Трипеснцем из Триоди. Трипеснец содержит 3 песни, почему так и называется. Всегда 8 и 9 песни и песнь по дню седмицы (1, 2, 3, 4 и 5), например, Понедельник: 1, 8 и 9 песни. В тех песнях, где трипеснец есть, соединены канон Минеи и Трипеснец. В тех, где Трипеснца нет - только канон Минеи. Соответственно этому устав порядок пения песней, где есть трипеснец, и песней где трипеснца нет, различен. Мне кажется, что вам должно быть очевидно. 1. Как поются те песни, где трипеснец есть. В этих песнях соответствующая библейская песнь поется полностью (без сокращений). А сам канон поется на 14 с ирмосом: - стих - тропарь, стих - тропарь, и так 14 раз. Если в песне 13 стихов, как в песне пророка Захарии, то мы сразу поем ирмос и потом оставшиеся 13 стихов припеваем к Тропарям, но в большинстве песен стихов более 14, тогда мы поем песнь до отметки 14 - 14 стихов от конца, после стиха, который является четырнадцатым с конца, мы поем ирмос. И далее - тропари Минеи на 6. Так мы дойдем до 8 стиха (от конца). Здесь мы начинаем петь трипеснцы, которые поются на 8. В Триоди - 2 трипеснца, поэтому поются сначала 4 тропаря одного трипеснца, потом 4 тропаря другого трипеснца - получается 8. В конце еще прибавляется дополнительный стих: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, и еще один дополнительный тропарь Триоди (Приложение). Песнь покрывается катавасией из Триоди. Вот порядок пения песни, где трипеснец есть. - Часто люди пугаются, им кажется, что это сложно, открывают последование первой седмицы Великого Поста, где трипеснец на ряду написан, его нужно оттуда выкинуть, чтобы правильно составить службу, скажем, в 3 седмицу поста, еще больше от этого путаются. На самом деле нужно соединить 14 стихов с 14 тропарями. - Как поется песни без трипеснца. С песнями без трипеснца сложность заключается в том, что после них может быть малая ектения, а может не быть малой ектении. Например, сегодня у нас трипеснец в каких песнях? Малые ектении после каких песен есть? Всегда после 3, 6 и 9, соответственно после 3 и 6 песней, в которых трипеснца нет будет малая ектения. Тут будет некоторый нюанс... Поются они: сначала ирмос Минеи, затем 4 тропаря Минеи (?), припевом к этим тропарям устав назначает последние 4 стиха соответствующей библейской песни. От этих 4 остается только 2, потому что самый последний стих “И ныне”, предпоследний стих - Слава. Остается 2 стиха библейской песни ... А вот песни 3 и 6, где малая ектения есть в конце, нужно как-то дьякону дать понять, что пора бы уже ектению сказать, поэтому они покрывают ирмосом ... Начинается сразу припев, тропарь и затем, в конце только ирмос. Позже вы поймете, что это крайне просто. Есть 2 нюанса. Первый нюанс - Вторник. Как вы думаете, в чем нюанс вторника заключается? Есть вторая песнь, но во Вторник нет Минеи - минейные каноны никогда не содержат вторую песнь, поэтому поется иначе. Пение канона во Вторник: во Вторник есть вторая библейская песнь, казалось бы она и должна служить припевом канона, но почему-то устав говорить иначе, он говорит: сначала спеть всю песнь целиком, а затем с припевом Слава Тебе, Боже наш - спеть все тропари, сначала ирмос, потом все тропари... ... - Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе. Песнь при этом поется совершенно отдельно И еще один момент: при службе двух святых. Песнь с трипеснцем поется также как и при одном святом - Минея на 6 - получается Ирмос 1, 2 Минеи, 2 тропаря... и 3 тропаря... Минеи. А вот песнь без Трипеснца поют по-другому: начинают они с ирмоса 1-го канона Минеи, затем 6 тропарей Минеи, не 4, а 6... и в конце ирмос... При этом вот это правило, что ирмос переносится в конец 3 и 6 песни, - это правило исчезает, потому что ирмосы разные и смысла переносить никакого нет. При двух святых ирмос, конечно, другой, его поют только в 3 и 6 песне - в 3 и 6 песне стихи покрывают ирмосом, а в других песнях - не покрываются. - После 3-ей песни канона поется седален из Минеи, Слава и ныне, Богородичен и Крестобогородичен, как на будничной службе. - После 6-ой песни канона поется кондак святого с икосом. Иногда у святых нет кондака, святые, которые попадают на великий пост, часто у них маленькая служба и нет кондака, в этом случае поется мученичен Октоиха. Эти мученичны напечатаны среди седальнов, т.е. во втором Приложении Триоди. Отсюда возникает еще одно Правило о том, что если у святого кондак есть, то мученичен поется по 1-й кафизме, если у святого кондака нет, то мученичен поется по 6- песне канона. - После 8-ой песни мы поем ирмос - Хвалим, благословим - ирмос песнь Богородицы, как обычно, с каждением; - по 9-ой песни: малая ектения, и светилен октоиха по гласу - всего 8 светильнов - по одному в каждом гласе. Светилен поется трижды, припев - Слава и ныне - и изменяются у него окончания, так же как и у троична: 1-е - по дню, 2-е - всем святым, 3 -..., Среда и Пятница - одинаковые окончания. - Например, светилен 8-го гласа - Свет Ти, Христе, просвети мя Тобою силою представительства бесплотных Твоих и спаси мя - Слава - далее Свет Ти, Христе, просвети мя Тобою, молитвами Господи святых твоих и спаси мя, - И ныне, Свят Ти, Христе, просвети мя Тобою, молитвами Богородицы и спаси мя. Примерно так Светильны напечатаны по гласам, а вам эти припевы напечатаны отдельной главой. Надо сначала найти эту главу с припевами. - Неприятную особенность имеет - светилен 6-го гласа: в нем нет ни окончания, ни начала. В 6-ом гласе меняется начало. Светилен 6-го гласа - Ниспосли душам нашим свет Твой присносущный, меняется начало, например, в среду “Силою, Господи, креста Твоего, ниспосли душам нашим свет твои присносущный, затем 2 раз: Молитвами, Господи, святых Твоих ниспосли душам нашим свет твой присносущный и 3 раз: Молитвами, Господи, Богородицы ниспосли душам нашим свет твой присносущный. Это только в 6 гласе. В остальных семи гласах меняется окончание. Вслед за светильном читаются хвалитные псалмы; со слов “Хвалите Господа с небес” без праздничного прибалвения опять как на будничной утрене. Стихир: на Хвалитех нет, за исключением того случая, когда мы служим службы двум святым, тогда на Хвалитех поются стихиры второго святого. Затем читается - Слава и ныне - Тебе слава подобает, если стихир не было, и утренее славословие в будничной редакции, будничное славословие - Слава в вышних Богу, - Сподоби, Господи, - Просительная ектения - Стихиры на стиховне. Мы видим, что порядок утерни ничем не отличается от будничной. На стиховне поются самогласен Триоди дважды, мученичен Триоди, Слава, славник святого, если он его имеет, и ныне Богородичен или Крестобогородичен, а затем начинается постовой окончание утрени. - Утренний стих - Благо есть - читается не единожды, а дважды - Трисвятое по Отче наш - Вместо тропаря святому читается текст “В храме стояще славы Твоея на небеси стояти мним - тропарь Христу, и тропарь Божией Матери - Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Это 2 разных тропаря. По непонятным причинам, в Часословах их стали объединять в один, так что в Часослове современном вы увидите такой текст: “В храме стояще славы Твоея на небеси стояти мним, Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости Твоея”. Все-таки, согласно Писанию, храм исполнен славы Божией, а не славы Божией Матери, поэтому читать этот текст следует с некоторой паузой. - Вместо сугубой ектении чтец 40 раз произносит “Господи, помилуй” и прибавляет Слава и ныне - за возгласом. Вместо слов _ “Премудрость” - и “Благослови”, которые бывают на будничной утрене, чтец читает - Честнейшую Херувим. именем Господним благослови, Отче. Священник произносит заключительный возглас утрени “Сый Благословен”, такой же, как и всегда. - Вместо слов - “Утверди, Боже, веру православную” - краткого многолетия - чтец читает “Небесный Царю, веру утверди”. Видим - текст по содержанию такой же. И 16 поклонов с молитвой Ефрема Сирина. На этом утреня заканчивается. Давайте оглядим еще раз теперь все вместе взглядом и отметим отличие великопостной утрени от вседневной утрени в период пения Октоиха: 1) дополнительное Трисвятое на двупсалмии 2) вместо Бог Господь поется Аллилуйа, а вместо тропаря на Бог Господь - Троичен. 3) специальный седален вместо седальнов октоиха во всех трех кафизмах, во второй и третьей кафизме появляется седален Триоди 4) Спаси, Боже, люди Твоя - молитва перед каноном 5) совершенно особый порядок пения канона 6) вместо эксапостилария поется светилен октоиха в конце канона 7) на стиховне вместо стихир октоиха поется самогласен из Триоди 8) утреня имеет особое постовое окончание - почти все эти отличия, как вы видите, заключаются лишь... ... - Песнь канона надо петь, тропари следует повторять, если говорится о практике, то если мы сокращаем другие элементы службы, то и здесь можно немножко сократить, можно начать не на 14, например, а на 12, исполнить Минею не на 6, а на 4. - При службе двум святым в конце ирмоса второго канона только по 3 и 6 песне.
|