Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Набор песнопений Постной Триоди на каждый день
Когда мы совершаем службу не по Постной Триоди, а в обычное время года, мы совершаем ее по Октоиху и по Минее. Соответственно при самом маленьком святом в Минее у нас есть: 3 стихиры на Господи воззвах, канон, седален по третьей песне. В Октоихе есть множество песнопений: стихиры на Господе воззвах, на стиховне, канон на Повечерии, седален на Утрени, канон на Утрени, стихира на стиховне на Утрени, Блаженны на Литургии. А что же мы имеем в Триоди, какой набор текстов на каждый будний день ВП? На Вечерни в Триоди есть: - три подобных стихиры на Господи воззвах; - прокимен, чтение Бытия, второй прокимен; - чтение из книги Притчей; - самогласные стихиры на стиховне, сопровождаемые мученичными.
На Утрени в Триоди: - седальны (подобные) по 2-ой и 3-ей кафизме; - два Трипеснца; - самогласен и мученичен на стиховне утренней.
На 6-м часе: - тропарь пророчества; - прокимен, чтение прор. Исайи, второй прокимен
Октоих в будние дни ВП практически не употребляется. Из Октоиха употребляется только три небольших песнопения в будние дни ВП: - троичные тропари; - седальны по 1-ей кафизме; - светилен по 9-ой песне канона текущего гласа. Чтобы ради этих 3-х песнопений не загромождать клирос большой книгой, Октоихом, эти песнопения приводятся в Триоди в Приложении. В Приложении к Триоди, которое является выдержкой из Октоиха, приведены троичны, светильны (первое Приложение) и седальны по 1-ой кафизме (второе Приложение). Они на самом деле не нужны, можно обойтись Октоихом. Какая гимнография есть в Минее? Поскольку в будние дни Постной Триоди служба аллилуйная, то гимнография Минеи минимальна. Гимнография в Минее во время ВП: - 3 стихиры на «Господи воззвах»; - канон и седален по 3-ей песне; - кондак по 6-ой песне. Составление службы заключается в том, чтобы правильно расставить эти песнопения в нужном порядке между текстами Часослова.
Происхождение Триодных песнопений На прошлой лекции, когда речь шла о структуре ВП цикла, мы выяснили, что помимо нашей системы памятей, которая у нас сейчас есть (например, Крестопоклонная неделя, 3-я), раньше в КП и Иерусалиме существовала раньше совершенно иная система памятей. Эта система памятей отражена в Триоди. А именно: самогласен (иерусал. Традиция) парафразирует не те Евангельские чтения, которые сейчас у нас есть, а те, которые тогда читались Великим постом. Мы это записывали.. Поэтому не удивляйтесь, если на Крестопоклонной седмице в самогласных будет пересказываться притча о мытаре и фарисее Они восходят к древней традиции, когда совершенно иначе располагались чтения на воскресеньях ВП. Прокимны (всего их 4 – три по Минее и тропарь пророчества), эти тексты раньше в Триодь не входили и размещались в специальной книге, называемой Профитологий или Паремийник. Это тексты не Триоди. И лишь позже для удобства их поместили в Триодь. Что у нас осталось? Подобные на Господи воззвах, седален и 2 Трипеснца. В Триоди они все надписаны именами преподобных Феодора Студита и его брата Иосифа, т.е. они происходят из студийской традиции и соответствуют уже той системе памятей ВП цикла. Которую мы имеем сейчас. Поэтому вопросу лучшей книгой на русском языке остается книга Ивана Карабинова «Постная Триодь».
|