Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отпевание усопших
1) отпевание мирянина. 2) отпевание монаха (несколько длиннее, чем чин отпевание мирянина) 3) отпевание священника. В нем в отличие от чина отпевания мирянина, 7 Евангелий, а не одно, степенные антифоны присутствуют и полный кондак. В то время как в чине мирского отпевания кондак «Со святыми упокой…» имеет всего один икос (усечен), то в чине отпевания священнического, этот кондак выписан полностью, со всеми икосами. Один из немногих примеров, когда в наших службах сохранился полный кондак. (Другие примеры: кондак в Неделю сыропустную – хотя короткий, но полный, кондак, который переделан в Акафист Божией Матери. По чину священнического отпевания отпевают священников и епископов, если они того пожелают перед смертью. Но, как правило, епископы просят себя отпевать по чину монашеского погребения (они являются одновременно и монахами и священниками). Дьяконов отпевают по чину отпевания мирян. Неправославных христиан церковь отпевать не разрешает, но в целях отчасти политических, существует такой чин отпевания неправославных. По сути своей это даже не настоящий чин, а подделка. Это обычный чин отпевания мирянина, из которого исключено все, где хоть как-то говорится об отпевании. Его совершают в целях снисхождения к родственникам усопших, потому что отпевание неправославных не разрешено. Остаются песнопения мученикам, песнопения, где есть не молитва о упокоении, а просто размышление о смерти, например «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…», но не говорится конкретно об этом человеке. Это, скорее, не чин самостоятельный, а Устав как отпевание на Пасху, уставные указания. В этом случае канон об усопших заменяется Пасхальным каноном, тропари заупокойные по Непорочны – тропарями воскресными по Непорочны. Многие тексты заупокойные заменяются воскресными, что указывает на всеобщее воскресение. Этот чин рассчитан на мирянина, если умер священник или монах на Пасху, то соответственно его нужно переделать. Это, скорее, не чин, а Устав как соединить Пасхальную службу с Заупокойной. Есть такой день Радоница. Церковный Устав его никак не отмечает, но в русской традиции повелось в этот день совершать заупокойную службу. Как ее совершают. На самом деле в период пения Цветной Триоди невозможно ее совершение. До Троицкой субботы нельзя совершать заупокойную Утреню, хотя некоторые совершают даже по Уставу Вселенской субботы, но это совершенно неправильно. Нельзя петь Утреню с Аллилуйя в день попразнства Антипасхи. Поэтому надо как-то иначе поступить. Кто-то поет в этот день просто Пасхальную службу, что тоже не совсем правильно. Пасхальная служба поется 12 раз в году (дни Светлой седмицы, 4 воскресения Цветной Триоди и в день Отдания Пасхи). Мне кажется правильнее всего было бы в этот день спеть обычную Вечерню и Утреню и чин Пасхального отпевания, можно даже вместо Утрени, т.е. будничную Вечерню и вместо Утрени чин Пасхального отпевания. Кроме того, что мы отпеваем умершего христианина, уже в памятниках III-IV вв.(т.е. уже с очень раннего времени), встречается обычай совершать особое поминовение усопшего в некоторые дни после его кончины, а именно: до третьего дня принято молиться об усопшем, на третий день бывает его отпевание, затем продолжается непрерывное его поминовение до девятого, затем до сорокового дня, на девятый и на сороковой день бывает специальное усиленное поминовение, затем уже в каждый год кончины. Хотя на том свете, очевидно, время совсем не так устроено, для нас, здесь живущих, важно именно в эти дни совершить поминовение. Заочное отпевание по Уставу невозможно никак, потому что там конкретно говорится как землю кидают на гроб, но сейчас, когда невозможно физически совершить чин полностью, отпевают заочно. Духовенство усопшее погребают в тех облачениях, в которых они служили, дьякон – в дьяконских, священника – в священнических … и т.д. Монаха погребают в монашеских облачениях, закрыв его лицо. Священника закрывают воздухом.
|