Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отпевание усопших






1) отпевание мирянина.
Двумя центральными моментами этого чина являются:
- пение 17-ой кафизмы с особыми припевами (к сожалению, очень сильно
сокращаются на практике). Здесь следует заметить, что 17-я кафизма присутствует
почти на всех заупокойных последованиях: на заупокойной Утрени, на отпевании,
на панихиде. Какая же связь между текстами 17-ой кафизмы «Блаженны непорочны
в путь» и умершими. Там нет ни слова про смерть человека. Там говорится, что
закон есть радость для верующих. Этот псалом за свою красоту издревле был
отличием воскресной службы. Например, Устав Великой церкви назначает его петь в
воскресные дни. С тех пор по Типикону в большую часть воскресений следует петь «Непорочны», что на практике редко где соблюдается. И отсюда этот псалом
переходит в чин отпевания. Мы верим, что тот, о ком мы молимся, воскреснет в
последний день, поэтому поется «Непорочны». Также как в Великую субботу на
Утрени, когда мы совершаем символически отпевание Христа, то поем «Непорочны»
зная, что в другой день мы уже будем праздновать Пасху, Воскресение Христово.
– чтение Священного Писания и Разрешительная молитва. Между этими двумя
основными моментами вставлен канон. Канон на отпевании мирянина в
дониконовской традиции отсутствует. Это не специальный канон, а
обычный канон Октоиха 8-го гласа заупокойный. Причем, в нем 4 тропаря, первый
мученичен всех песен, затем Заупокойный, на Славу – тоже заупокойный, на И ныне
Богородичен. Когда сокращают отпевание мирян (бывает. Когда приносят
незнакомого человека в храм), многие священники читают только первый тропарь.
Из этого канона. Получается совсем бессмыслица, т.к. первый тропарь – мученичен
(обычный тропарь восьмого гласа из Октоиха). Если уж читать, то второй тропарь.
Кроме того, в службе присутствуют стихиры преп. Иоанна Дамаскина на 8 гласов,
гениальные стихиры (если вы читали житие Иоанна Дамаскина, то вы знаете про эти
стихиры). С этих стихир началась его деятельность как гимнографа (тоже часто
сокращают). Блаженны присутствуют в службе и др.

2) отпевание монаха (несколько длиннее, чем чин отпевание мирянина)

3) отпевание священника. В нем в отличие от чина отпевания мирянина, 7 Евангелий, а не одно, степенные антифоны присутствуют и полный кондак. В то время как в чине мирского отпевания кондак «Со святыми упокой…» имеет всего один икос (усечен), то в чине отпевания священнического, этот кондак выписан полностью, со всеми икосами. Один из немногих примеров, когда в наших службах сохранился полный кондак. (Другие примеры: кондак в Неделю сыропустную – хотя короткий, но полный, кондак, который переделан в Акафист Божией Матери. По чину священнического отпевания отпевают священников и епископов, если они того пожелают перед смертью. Но, как правило, епископы просят себя отпевать по чину монашеского погребения (они являются одновременно и монахами и священниками). Дьяконов отпевают по чину отпевания мирян.
4) отпевание младенцев (поскольку младенец еще не мог совершать серьезных личных грехов, там читаются другие молитвы, акцент делается не на оставление грехов, а на … и сам чин имеет более светлый оттенок. В нем, кстати, кондак хоть и неполный, но тоже имеет несколько икосов.

Неправославных христиан церковь отпевать не разрешает, но в целях отчасти политических, существует такой чин отпевания неправославных. По сути своей это даже не настоящий чин, а подделка. Это обычный чин отпевания мирянина, из которого исключено все, где хоть как-то говорится об отпевании. Его совершают в целях снисхождения к родственникам усопших, потому что отпевание неправославных не разрешено. Остаются песнопения мученикам, песнопения, где есть не молитва о упокоении, а просто размышление о смерти, например «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…», но не говорится конкретно об этом человеке. Это, скорее, не чин самостоятельный, а Устав как отпевание на Пасху, уставные указания. В этом случае канон об усопших заменяется Пасхальным каноном, тропари заупокойные по Непорочны – тропарями воскресными по Непорочны. Многие тексты заупокойные заменяются воскресными, что указывает на всеобщее воскресение. Этот чин рассчитан на мирянина, если умер священник или монах на Пасху, то соответственно его нужно переделать. Это, скорее, не чин, а Устав как соединить Пасхальную службу с Заупокойной.

Есть такой день Радоница. Церковный Устав его никак не отмечает, но в русской традиции повелось в этот день совершать заупокойную службу. Как ее совершают. На самом деле в период пения Цветной Триоди невозможно ее совершение. До Троицкой субботы нельзя совершать заупокойную Утреню, хотя некоторые совершают даже по Уставу Вселенской субботы, но это совершенно неправильно. Нельзя петь Утреню с Аллилуйя в день попразнства Антипасхи. Поэтому надо как-то иначе поступить. Кто-то поет в этот день просто Пасхальную службу, что тоже не совсем правильно. Пасхальная служба поется 12 раз в году (дни Светлой седмицы, 4 воскресения Цветной Триоди и в день Отдания Пасхи). Мне кажется правильнее всего было бы в этот день спеть обычную Вечерню и Утреню и чин Пасхального отпевания, можно даже вместо Утрени, т.е. будничную Вечерню и вместо Утрени чин Пасхального отпевания.

Кроме того, что мы отпеваем умершего христианина, уже в памятниках III-IV вв.(т.е. уже с очень раннего времени), встречается обычай совершать особое поминовение усопшего в некоторые дни после его кончины, а именно: до третьего дня принято молиться об усопшем, на третий день бывает его отпевание, затем продолжается непрерывное его поминовение до девятого, затем до сорокового дня, на девятый и на сороковой день бывает специальное усиленное поминовение, затем уже в каждый год кончины. Хотя на том свете, очевидно, время совсем не так устроено, для нас, здесь живущих, важно именно в эти дни совершить поминовение.

Заочное отпевание по Уставу невозможно никак, потому что там конкретно говорится как землю кидают на гроб, но сейчас, когда невозможно физически совершить чин полностью, отпевают заочно.

Духовенство усопшее погребают в тех облачениях, в которых они служили, дьякон – в дьяконских, священника – в священнических … и т.д. Монаха погребают в монашеских облачениях, закрыв его лицо. Священника закрывают воздухом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал