Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекционарная система⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
(система чтения Священного Писания: кафизм, Апостола, Евангелия)
Богослужебное Евангелие, Апостол, Псалтирь от не богослужебного отличается наличием в них лекционарного аппарата. Лекционарный аппарат включает в себя: 1) разбивку на зачала или на кафизмы (отрывки для чтения), 2) сопровождение этих зачал специальными вводными словами (например, «Во время оно…» и др.), 3) к Апостолу и Евангелию прилагаются специальные таблицы – в какой день года какое зачало читается. Это если Апостол и Евангелие непрерывное. Бывают еще апрокосы. Здесь зачала сразу расставлены в нужном порядке. У нас текст идет как в Библии, а в конце таблицы. В апрососах сразу все идет в нужном порядке. Надо сказать, что в Греческой Церкви стандартными изданиями являются апрокосы, у нас в Русской Церквии – непрерывные. Таких таблиц несколько, из них две главные таблицы в богослужебном Апостоле и Евангелии. Первая называется Сказания или Синаксарь. Здесь чтения указываются от Пасхи (понедельник по Пасхи и т.д., Антипасха…неделя по Пятидесятнице), т.е. чтения образуют непрерывный ряд от Пасхи до следующей Великой субботы. Такие чтения из-за этого называются рядовыми, хотя могут быть совсем не рядовыми, а например, воскресными или праздничными. Второе приложение называется Соборник (месяцеслов Евангелия). Здесь чтения указаны по дням календаря. Такие чтения называются праздничными. Здесь есть путаница. Чтение на Вознесение Господне будет рядовое, а чтение малоизвестного святого будет называться праздничным. Это достаточно условное название. Просто чтение рядовое – чтение подвижного цикла, зависящего от Пасхи, а праздничные чтения – чтения календарного цикла. Как устроен годовой круг касательно рядовых чтений. От Пасхи до Пятидесятницы читается евангелист Иоанн. Начиная с Пятидесятницы счет недель прекращается по Пасхи и начинают считаться по Пятидесятнице. От Пятидесятницы до недели по Воздвижении читается евангелист Матфей и соответствующее ему чтение из Апостола. В неделю по Воздвижении (10 или 16 неделя) начинает читаться евангелист Лука. Какая-то часть чтения пропускается, она называется Воздвиженская преступка (какую-то часть чтения преступаем). Из-за этого в календаре возникает такая ситуация, может быть вы обращали внимание, написано «неделя 25 по Пятидесятнице – евангельское чтение 27. Возникает потому что неделя по Пятидесятнице может меняться. Читается евангелист Лука до Недели о мытаре и фарисее. Тогда начинается уже чтение, относящееся к периоду Постной Триоди. Там разные евангелисты, но, в основном, Марк. Но здесь, в Неделю о мытаре и фарисее, чтение зависит не просто от Пасхи, а от следующей Пасхи, как будет в следующем году. Здесь чтения нужно как-то менять из-за соответствующего времени для одной и другой Пасхи. Здесь будет т.н. Богоявленская преступка или отступка. Но как бы мы ни читали, в неделю перед мытарем и фарисеем нужно закончить чтение ряд евангелиста Луки.. А последнее чтение в ряду евангелиста Луки – это чтение о Закхее. Мы должны что-то преступить или отступить. Поэтому неделя перед мытарем и фарисеем называется Неделей о Закхее – последнее чтение евангелиста Луки.
[1] Чтобы меч не натирал ногу при ходьбе. [2] Здесь расположены аналои певческие.
|